Велли, Жан Луи де
Жан Луи де Велли | |
---|---|
фр. Jean Louis de Veilly | |
Место рождения | Париж |
Место смерти | Санкт-Петербург |
Подданство |
Королевство Франция Российская империя |
Жанр | портрет |
Учёба | Школа покровительствуемых художников в Париже |
Покровители | И. И. Шувалов |
Жан Луи́ де Велли́[1], Девельи[2] (фр. Jean Louis de Veilly, Velly; 25 мая 1730, Париж — 1804, там же)[3] — французский живописец и рисовальщик, портретист, большую часть своей творческой карьеры проработавший в Российской империи. Один из организаторов Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, автор портретной галереи деятелей эпох царствований Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II.
Ранние годы
Жан Луи де Велли родился в 1730 году в Париже. Получив художественное образование, он специализировался над созданием портретных миниатюр знатных людей. Был также известен и как мастер монументальных росписей. В поисках работы около 1750 года покидает Францию и переезжает сначала в Голландию, а затем в Англию.
В 1754 году Жан Луи де Велли приехал в Россию, где нашёл постоянную работу. Его имя было адаптировано и произносилось различно. Художник имел множество псевдонимов, автонимов и вариантов написания, самые распространённые из которых — Иван Иванович Девелли, Иван Людвиг Девелли, (Де Вел-ли, Девеллий, Де Вейлли, Девейи)[6].
Первоначально де Велли выполняет заказы влиятельных вельмож и создаёт портреты известных русских деятелей[7]. Около 1755 года он устраивается на работу к графу Ивану Ивановичу Шувалову, который привлёк его и к обучению рисованию учеников, содержавшихся в московском доме графа.
Его творчество привлекло внимание императорского двора. Выполненные им портреты великой княгини — впоследствии императрицы Екатерины II произвели на последнюю большое впечатление[8]. В результате художник с 1755 года выполнил цикл изображений великой княгини, некоторые из которых послужили оригиналами для последующих гравированных портретов, выполненных в 1765 году Луи-Марен Бонне в карандашной манере по заказу Императорской Академии художеств[9]. Последние граверные портреты императрицы сопровождались дарственной надписью для цесаревича Павла Петровича.
В марте 1759 году де Велли подписывает официальный контракт и принимается на службу Ея императорского Величества[10]. Перед заключением контракта о поступлении на службу в качестве демонстрации своих художественных способностей им были выполнены и представлены рисунки императрицы и портрет маслом на холсте графа И. И. Шувалова.
Императорская Академия художеств
В середине 50-х годов граф И. И. Шувалов занялся организацией Императорской Академии художеств; ещё до официального открытия нового учреждения граф привлек де Велли к организаторской работе[11] — в 1759 году де Велли становится преподавателем Академии художеств, временно размещавшейся в особняке Шувалова на Садовой улице Москвы. В этом же году умирает директор Академии — Луи Ле Лоррен, и Жан Луи де Велли временно занимает его должность[8].
Руководство Академией продлилось недолго — Де Велли не проработал и года, когда его сменил Франсуа Лагрене[12]. Однако за непродолжительное время им были сделаны важные нововведения в методике преподавания Академии. Так, де Велли и скульптор Никола-Франсуа Жилле организовали класс рисования с гипсовых бюстов и скульптур, а через год и первый в России класс рисования с натуры. Среди учеников Де Велли — выдающиеся деятели русского искусства: гравёры Р. Е. Зотов, Я. Н. Таширов, А. Яковлев, Н. Колпаков[13], И. Мерцалов, архитекторы В. Баженов и И. Старов, живописец А. Лосенко[14].
Незадолго до смерти Жан Луи де Велли (по разным источникам в 1799 или 1804 г.г.)[15] посетил свою родину, однако, вероятно, вскоре вернулся и умер в 1804[10], по другим сведениям в 1809 г. в Париже[6] или Санкт-Петербурге.
Творчество
Иван Иванович Девелли (именно это имя и фамилия в русской интерпретации в итоге прижились для Жана Луи в России) был популярен как рисовальщик и живописец-портретист у российской знати. Около 1755 года он выполнил свою первую в России значимую работу — портрет императрицы Елизаветы Петровны. В начале XX века портрет находился в собрании Пажеского корпуса в Санкт-Петербурге. Он неоднократно выставлялся на различных выставках, последний раз — в «Историко-художественной выставке русских портретов» 1905 года[4][17]; после событий Великой русской революции портрет был утерян, и настоящее его местонахождение неизвестно.
Среди наиболее известных работ Жана Луи де Велли:
- портрет Марии Семеновны Бахметевой, рождённой кн. Львовой (1766—1839); по другой интерпретации портрет Евдокии Орловой-Чесменской за пяльцами, с прислуживающим арапом[18][19], хранящийся в Государственной Третьяковской галерее. Имена персонажей, изображённых на картине, до настоящего времени остаются спором искусствоведов.
- портрет графа И. И. Шувалова[20] в Государственном Русском музее.
- портрет светлейшего князя Г. Г. Орлова 1770-х гг. из Государственного исторического музея[21].
Кроме изображений Екатерины II, Жан Луи де Велли выполнил рисунки, ставшие в последующем исходниками для гравюрных портретов, многих известных российских деятелей: А. В. Олсуфьева (гравировал А. Я. Радиг), А. Б. Куракина (А. Я. Колпашников), генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха, графа Григория Григорьевича Орлова, гравированные художником Е. П. Чемесовым.
В 1764—1765 годах Е. П. Чемесов выполнил и свой собственный граверный портрет по рисунку своего «приятеля»[22] Жана-Луи де Велли, о чём свидетельствует овальная надпись на изображении.
Жан Луи де Велли вместе с итальянским художником Стефано Торелли заслужил доверие императрицы для художественного отображения торжественных мероприятий коронации Екатерины II[23][24]
Среди других работ Жана-Луи де Велли архитектурные пейзажи — зарисовки московских достопримечательностей, рисунки на темы древнерусской истории, а также потолочный плафон с изображением китайской церемонии в одном из залов Китайского дворца в г. Ломоносове, о чём свидетельствует А. Н. Бенуа в своих воспоминаниях[25].
Работы Жана-Луи де Велли хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Румянцевском музее[26][27][28][29], университетской библиотеке Варшавы и других музеях мира.
Потомки
Среди потомков Жана-Луи де Велли наиболее известен его сын — Александр Иванович Девелли — государственный чиновник, первоначально служивший советником в Пермской казенной палате, а с 1811 г. в Палате уголовного суда. В 1817 году он занял должность её председателя и оставался её бессменным председателем на протяжении 13 лет. Александр Иванович Девелли дослужился до чина коллежского советника, получил от императора орден св. Владимира 4 степени (1820) и именной знак отличия за 35 лет беспорочной службы. Александр Иванович Девелли заслужил лестные отзывы в повести Александра Герцена «Кто виноват?»[30] Потомство Жан Луи де Велли отслеживается по метрическим книгам вплоть до XX века, однако теряется после Гражданской войны.
Интересные факты
Автопортрет
- Существуют разные точки зрения об персонаже, изображённом на автопортрете Жан Луи де Велли и хранящемся в Эрмитаже. Портрет создан около 1759 года. На картине изображён живописец в карнавальном наряде, в берете с пером, отложивший палитру и кисть. Художник указывает зрителю написанный им портрет графа И. И. Шувалова[31]. Однако по мнению М. А. Алексеевой, портрет изображает не самого автора, а его знакомого и коллегу по цеху — П. Ротари в его мастерской[32].
Могила проклятой дочери
- С потомками Жан Луи де Велли связана легенда, известная как могила проклятой дочери в Перми[33]. В Егошихинском некрополе, основанном ещё в середине XVIII века, имеется необычное захоронение, получившее в народе название могила проклятой дочери. Чугунное надгробие выполнено в виде черепа с пустыми прорезями-глазницами и оскаленным ртом, вокруг которого свернулась змея, кусающая собственный хвост[34]. Об этой легенде писали Михаил Осоргин, Аркадий Гайдар (рассказ «Проклятая дочь»)[35], Авенир Крашенинников (роман «Горюч камень»), Леонид Юзефович (повесть «Клуб „Эсперо“»), Юрий Липатников (эссе «Памятник-гнев»)[36]. А. Гайдару не удалось разобрать круговую надгробную надпись. А между тем, необычная, трудно читаемая надпись гробницы гласит: «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года». Михаил Осоргин в своих мемуарах[37] предположил, что Девеллий, который является сыном Жана-Луи де Велли, был масоном, а символ на надгробии — уроборос, окольцовывающий маску смерти, подтверждает это. Данная легенда послужила основой бульварному роману «Тайна одной могилы», очень популярному более 100 лет назад.
Примечания
- ↑ Власов, 1996, с. 188; Коновалов, 2012, с. 108.
- ↑ Алексеева, 2003, с. 301; Коновалов, 2012, с. 108.
- ↑ Алексеева, 1997, с. 24, 32.
- ↑ 4,0 4,1 Опис. и воспр. в: Врангель Н. Н. Иностранцы в России = Les peintres étrangers en Russie / барон Н. Врангель // Старые годы : ежемесячник для любителей искусства и старины. — СПб. : П. П. Вейнер, 1911. — 1911, июль — сентябрь : Иностранные художники XVIII столетия в России. — С. 5–94. — 213, V с. — С. 12, 73 прим. 18; илл..
- ↑ Опис. в изд.: Живопись. XVIII век : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский; авт. вступ ст. Е. Петрова и Г. Голдовский]. — СПб. : Palace Editions, 1998. — С. 85. — 206 с. : цв. ил. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 1). — № 155. — ISBN 5-900872-73-4.
- ↑ 6,0 6,1 «Легенда о могиле проклятой дочери»: откуда что взялось? — тема научной статьи по истории и историческим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в элект…
- ↑ Коновалов, 2012, с. 108.
- ↑ 8,0 8,1 Марсден К. Северная Пальмира : Первые дни Санкт-Петербурга = Palmyra of the North : The First Days of St. Petersburg / Кристофер Марсден; перевод с английского Л. А. Игоревского. — М. : Центрполиграф, 2004. — С. 229. — 285 с. — ISBN 5-9524-0944-X.
- ↑ Louis Martin Bonnet, wg Jeana-Louisa de Veilly’ego, Portret Katarzyny II, XVIII wiek Gabinet Rycin Biblioteki Uniwersyteckiej w Warszawie
- ↑ 10,0 10,1 ДЕ ВЕЛЛИ Жан Луи - Виртуальный Pусский музей . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Алексеева, 1997, с. 24.
- ↑ Russian State Historical Archive, fund 789, inv. l., part 1, 1759, file 6
- ↑ Колпаков Николай Яковлевич — Краткие биографии . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Кириченко Е. И. Меценат. Предстатель муз. И. И. Шувалов в истории российской культуры // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: Сб. статей. Вып. 9: Из истории Императорской Академии художеств. — М., 2005.
- ↑ DE VEILLY Jean Louis - Virtual Russian Museum . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Galeria Grafiki - Łazienki Królewskie w Warszawie . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 4 июля 2018 года.
- ↑ Таврическая выставка | Проект "Русский музей: виртуальный филиал" . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 4 июля 2018 года.
- ↑ Migrating the Black Body: The African Diaspora and Visual Culture Leigh Raiford, Heike Raphael.
- ↑ Leigh Raiford, Heike Raphael. Migrating the Black Body: The African Diaspora and Visual Culture
- ↑ Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало XX века. Каталог. — Л., 1980.
- ↑ Полушкин Л. П. Орлы императрицы. — М.: Вече, 2011
- ↑ Русский гравер Чемесов. — СПб., 1878.
- ↑ Алексеева М. А. Жан Луи Девельи, его помощник Михайло Махаев и Стефано Торелли: «Коронация Екатерины II в Успенском соборе» // Страницы истории отечественного искусства. Х—XX век. — Вып. III. — СПб.: ГРМ, 1997. — С. 27—35.
- ↑ Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в императорскую древнюю резиденцию, богоспасаемый град Москву, и освященнейшего коронования Её Августейшего Величества Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыни Императрицы Екатерины Второй, Самодержицы Всероссийской, матери и избавительницы отечества; еже происходило вшествие 13, коронование 22 сентября 1762 года. — Б/м., б/г. [1827—1830].
- ↑ Бенуа А. Мои воспоминания. — Т. 2. — М., 1990.
- ↑ cобрание Д. А. Ровинского (Санкт-Петербург); Румянцевский музей (с 1898); в ГМИИ с 1924. — Инв. ГР-3258.
- ↑ Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. — СПб., 1886—1889. — Т. 2. — Стб. 834—835. — № 239.
- ↑ Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX веков. — СПб., 1895. — Т. 1. — Стб. 101. — № 1.
- ↑ Морозов, 1913, стб. 463.
- ↑ Александр Герцен. Кто виноват, 1846 http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0010.shtml Архивная копия от 10 июля 2018 на Wayback Machine
- ↑ Предметы . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Алексеева, 1997, с. 26–27.
- ↑ http://vkurse.ru/news/life/legenda_o_proklyatoy_docheri_stala_samoy_zhutkoy_v_istorii_permi_2360240/ (недоступная ссылка)
- ↑ В Перми на могиле проклятой дочери установили арт-объект | Рифей-Пермь: объективные новости Перми . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Журнал «Наука и религия», А. П. Гайдар «Проклятая дочь», очерк, 1969 г.
- ↑ «Пятница» — газета городского большинства . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
- ↑ Михаил Осоргин, роман «Времена» https://www.newsko.ru/articles/nk-4300082.html Архивная копия от 11 июля 2018 на Wayback Machine
Литература
- Очерк жизни и творчества
- Алексеева М. А. Художник Жан Луи Девельи (1730—1804) / М. А. Алексеева, канд. иск. // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII в. : сборник научных трудов / Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ; [Сост. и науч. ред. Е. Б. Мозговая]. — СПб. : С.-Петерб. гос. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры, 1997. — С. 23–35. — 82, [2] с. — 3300 экз.
- Другие работы
- Морозов А. В. Каталог русских портретов ; Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов : в 4 т. / А. В. Морозов. — М. : Т-во скоропечатни А. А. Левенсон, 1913. — Т. 2 : Д — Л. — [2], VII с., CXL–CCXLVI л. ил., портр. — Стб. 463. — 373–662 стб.
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв. : с 720 фототипиями и 210 цинкографиями в тексте : в 2 т. / составил Д. А. Ровинский; [предисл.: Н. Собко]. — Посмертное издание, со многими цинкографиями в тексте. — СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1895. — Т. 1 : А — И. — [6] с., [1] л. портр. — Стб. 101–102. — 344, 448 стб. : ил.
- Словари и энциклопедии
- Алексеева М. А. Девельи Жан-Луи / М. А. Алексеева // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 301. — 668, [2] с., [12] л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — ISBN 5-8465-0146-X (т. 1, кн. 1). — ISBN 5-8465-0052-8.
- Власов В. Г. Велли Жан-Луи де // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 188. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC 605179863.
- Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработнанный] / Э. Г. Коновалов. — Москва : Эксмо, 2012. — С. 108. — 618, [1] с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-53614-6. — OCLC 926878270.
- Bénézit E. Veilly ou Velly (Jean Louis de) // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers : [фр.] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — T. 10 : Styrsky – Zyw. — P. 421. — 962 p. — ISBN 2-7000-0158-3. — OCLC 1148803150.
- Справочные указатели
- A Checklist of Painters c. 1200–1994, Represented in the Witt Library, Courtauld Institute of Art, London : [англ.]. — 2nd, rev. ed. — London, Chicago : Mansell, Fitzroy Dearborn Publ., 1995. — P. 516. — xviii, 557 p. — ISBN 1-884964-37-0. — ISBN 0-7201-2178-7. — . — OCLC 881370143.
Ссылки
- Выгравированные портреты по рисункам Жан Луи де Велли на сайте Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина http://russianprints.ru/printmakers/d/de_velli_jean_louis/index.shtml
- Краткая биография Жана-Луи де Велли