Вездесущность

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Вездесу́щность (Повсеместность) (лат. omnipraesentia) — свойство присутствовать везде[1]. Понятие обычно используется в религиозном контексте, и большинство доктрин приписывают это свойство высшему существу, называемому монотеистами Богом в качестве атрибута. Вездесущность следует отличать от пантеизма.

В философии Фомы Аквинского понятие вездесущности обозначало феномен присутствия Бога во всех вещах, доступных божественному взору, подвластных Ему и получающих свою исходность в Его существовании[2]. В христианской мистике вездесущность Бога рассматривается как основание, наделяющее вещи субстанцией, придающее им статус реальных[2]

Понятие вездесущности как атрибута Бога получило широкое распространение в восточном христианстве. В Западном христианстве она привлекает меньше внимания, чем такие философские атрибуты, как всемогущество, всезнание, или бессмертие.[источник не указан 3303 дня]

В индуизме

Индуизм и другие производные от него религии включают теорию трансцендентной и имманентной вездесущности, которая обозначается словом традиционном Брахман. Эта теория определяет универсальную и фундаментальную субстанцию, которая является источником всего физического существования.

Примечания

  1. Omnipresence (англ.). — Stanford Encyclopedia of Philosophy. Дата обращения: 9 октября 2010. Архивировано 21 июня 2012 года.
  2. 2,0 2,1 Грицанов А. А. Вездесущность. — Новейший философский словарь. Дата обращения: 9 октября 2010. Архивировано 1 июля 2012 года.

См. также

Источники

  • Anselm, Monologion, in Brian Davies and G. R. Evans (eds.), Anselm of Canterbury: The Major Works, Oxford: Oxford University Press,1998.
  • Aquinas, St. Thomas, Summa contra Gentiles, James F. Anderson (trans.), Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1975.
  • Aquinas, St. Thomas, Summa Theologica, in Basic Writings of Saint Thomas Aquinas, Anton Pegis (ed.), New York: Random House, 1945.
  • Hartshorne, Charles, 1941, Man’s Vision of God and the Logic of Theism, New York: Harper & Brothers.
  • Hudson, Hud, 2009, Omnipresence, in Thomas P. Flint and Michael C. Rea (eds.), The Oxford Handbook of Philosophical Theology, Oxford: Oxford University Press, 199—216.
  • Swinburne, Richard, 1977, The Coherence of Theism, Oxford: Oxford University Press.
  • Taliaferro, Charles, 1994, Consciousness and the Mind of God, Cambridge: Cambridge University Press.
  • Wierenga, Edward, 1988, Anselm on Omnipresence, New Scholasticism, 52: 30-41.
  • Wierenga, Edward, 1997, Omnipresence, in Philip L. Quinn and Charles Taliaferro (eds.), A Companion to the Philosophy of Religion, Oxford: Blackwell Publishers, 286—290.