Ватиканская пинакотека

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ватиканская пинакотека
Pinacoteca Vaticana
Pinacoteca vaticana - writing.jpg
Дата основания XVIII век (коллекция)
19 марта 1908 (открыт для публики)
27 октября 1932 (здание)
Адрес Ватикан
41°54′21″ с. ш. 12°27′10″ в. д.HGЯO

Ватиканская пинакотека (итал. Pinacoteca Vaticana) — один из музеев Ватикана.

Ватиканская пинакотека (коллекция произведений живописи, открытая для посещения публики) была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 году многие из картин были отправлены по приказу Наполеона Бонапарта в Париж. В 1815 году на Венском конгрессе было принято решение вернуть картины в Ватикан.

Картины ватиканской пинакотеки размещались в папских покоях, неоднократно перемещаясь из одного помещения в другое, до тех пор, пока не были размещены в одном из крыльев Бельведерского дворца, где 19 марта 1908 года состоялось торжественное открытие пинакотеки для публики. В 1932 году для пинакотеки по заказу папы Пия XI было построено новое здание (архитектор Л. Бельтрами), где она размещается по сегодняшний день. Открытие пинакотеки в новом здании состоялось 27 октября 1932 года.

В пинакотеке Ватикана представлены главным образом работы итальянских мастеров, а также приобретенная папой Пием X коллекция византийского искусства, работы художников из других стран немногочисленны. Всего в собрании представлено около 460 картин XII—XIX веков, размещенных в 18 залах пинакотеки в хронологическом порядке. По традиции в собрании присутствуют только картины на религиозные темы.

Рафаэль. Благовещение

Залы

Триптих Стефанески

Зал I (XII—XV вв.): Средневековые сиенская, умбрийская и тосканская школы. Работы Николо и Джованни.

Зал II (XIII—XV вв.): Представлены картины сиенских художников треченто, Джотто ди Бондоне (12671337) и учеников: триптих Стефанески (13301335); Симоне Мартини, Бернардо Дадди («Мадонна»), Пьетро Лоренцетти.

Зал III (XV в.): Флорентийская живопись времен Ренессанса: работы Фра Беато Анжелико (13871455): Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником (ок. 1435), Сцены из жизни св. Николая (1437), Святой Франциск Ассизский получает стигматы (ок. 1440 г.); Филиппо Липпи: «Венчание Богоматери», «Мадонна» работы Беноццо Гоццоли.

Мелоццо да Форли

Зал IV (XV—XVI вв.) Фреска Мелоццо да Форли — «Сикст IV основывает Ватиканскую библиотеку», фрагменты мозаики апсиды из церкви Санти-Апостоли.

Зал V (XV в) Эрколе де Роберти; Лукас Кранах (старший) — «Пьета».

Зал VI (XV в) Полиптихи; «Пьета» работы Карло Кривелли, Антонио Виварини.

Зал VII (XV—XVI вв.) Пьетро Перуджино (ок. 14521523): «Мадонна с младенцем и святыми» (14951496), «Воскресение» (14991500), «Св. Бенедикт»; Пинтуриккьо — «Коронование Марии».

Зал VIII (XVI в.) Рафаэль Санти (14831520): «Мадонна ди Фолиньо» (1511), «Преображение» (15191520), «Коронование Марии» (15021504), «Св. Петр» (15131514 гг.), «Св. Павел» (15131514); шпалеры серии «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля.

«Св. Иероним»

Зал IX (XV—XVI вв.) Произведения Леонардо да Винчи (14521519): незаконченная картина «Св. Иероним» (ок. 1482 г.) и художников XV—XVI вв., например, венецианского художника Джованни Беллини: «Оплакивание Христа св. Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной»;

Зал X (XVI в.) Школа Рафаэля и венецианская живопись; Тициан(ок. 14901576): «Портрет дожа Никколо Марчелло», «Мадонна с младенцем и святыми» (Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари) (15331535): «Святой Николай и Мадонна»; Паоло Веронезе (1528—1588): «Видение святой Елены» (ок. 1570 г.), «Аллегория»; Парис Бордоне.

Зал XI (конец XVI в.) Федерико Бароччи: «Благовещение»; Джорджо Вазари.

Рени

Зал XII (XVII в.) Живопись в стиле барокко Доминичино, Гуерчино: «Святая Мария Магдалена»; Никола Пуссена (1594—1665): «Мученичество святого Эразма», Караваджо (15731610): «Снятие с креста»; Гвидо Рени (15751642): «Распятие святого Петра», «Святой Матфей и ангел».

Зал XIII (XVII в.) Пьетро да Кортона — «Мадонна и святой Франциск»; Хосе де Рибера.

Зал XIV (XVII в.) Нидерландские и фламандские мастера: Никола Пуссен; Жак Куртуа: «Битва»; Бартоломе Эстебан Мурильо.

Зал XV (XVIII в.) Портреты. Джузеппе Мариа Креспи: «Папа Бенедикт XIV»; Томас Лоренц: «Георг IV» (1816); Тициан; Помпео Батони: «Папа Пий VI», Карло Маратта: «Папа Климент IX».

Зал XVI (XIX в.) Петер Венцель;

Зал XVII (XVII в.) Боццетти (гипсовые модели) статуй ангелов для моста Сант-Анджело работы Джованни Лоренцо Бернини (1669);

Byzantinischer Mosaizist um 705 002.jpg

Зал XVIII (XV—XVI вв.) иконы и мозаики.

Литература

  • Pomella, Andrea. Vatikanische Museen. — Vatikan: Italia Editrice, 2007. — ISBN 978-3-7954-1947-9.

Ссылки

См. также