Васнецов, Аполлинарий Михайлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Аполлинарий Михайлович Васнецов
Портрет работы Николая КузнецоваПортрет работы Николая Кузнецова
Жанр
Звания академик ИАХ (1900)

Аполлина́рий Миха́йлович Васнецо́в (25 июля [6 августа] 1856, Рябово, Вятская губерния — 23 января 1933, Москва) — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда».

А. М. Васнецов. «Родина». 1886. Холст, масло. 49 × 73. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В картине «Родина» А. М. Васнецов предпринимает попытку осознать, что для него значат родные просторы и земля. Полотно художника оказало влияние на крупного русского пейзажиста Н. Н. Дубовского при написании им известной картины с одноимённым названием «Родина» (1905).

Биография

Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (6 августа1856 года в селе Рябово под Вяткой (ныне — в Зуевском районе Кировской области), в многодетной семье потомственного православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), происходившего из древнего вятского рода Васнецовых, и его жены Аполлинарии Ивановны.

В тринадцать лет мальчик остался круглым сиротой. Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического художественного образования. Учась в Вятском духовном училище, он начал брать уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку:

Васнецов посещал Андриолли каждое воскресенье и приносил ему на отзыв рисунки, выполненные дома, а также рисовал у него с натуры вид из окна или копировал горные и лесные ландшафты швейцарского художника А. Калама[1].

В 1872 году окончил Вятское духовное училище и по настоянию старшего брата Виктора переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов.

В 1875 году Аполлинарий отказался от идеи поступить в Академию художеств и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловского уезда Вятской губернии. Вскоре, однако, он разочаровался в народнических идеях. В 1878 году Аполлинарий Васнецов покинул деревню, уехал в Москву, к брату, и с тех пор уже полностью посвятил себя искусству.

С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.

С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.

В 18851886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.

В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.

Могила А. М. Васнецова на Введенском кладбище в Москве

В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.

Как театральный художник начал работать в 1885 году в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова.[2] В начале 1900-х годов создал декорации к операм:

  • 1902—1903 — «Град Китеж» С. Н. Василенка (неосуществлённая постановка)
  • 1908 — «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Мариинского театра
  • 1911 — «Опричник» П. И. Чайковского для частной оперы Зимина
  • 1912 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова для Народного городского театра
  • 1914 — финальная сцена к опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки для Большого театра (совместно с К. А. Коровиным)

В 19011918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников был в будущем один из крупнейших фотографов-пикториалистов Юрий Ерёмин. Именно Васнецов дал начало его карьере, посоветовав отправить один из снимков на Международную выставку в Ницце.

С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.

В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия»[3].

Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года в возрасте 76 лет. Похоронен на Введенском кладбище (20 участок)[4]. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

Известные работы

Мемориальная доска в Фурманном переулке, дом 6, скульптор М. Л. Петрова, открыта 21 июля 1956 года

Музеи

Память

Галерея

Сочинения

Работы по теории искусства

Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов, 1992.

Рассказы (иллюстрации автора)

См. также

Примечания

  1. Беспалова Л. А. Аполлинарий Васнецов. Дата обращения: 16 января 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  2. Ан. Ш. Васнецов Аполлинарий Михайлович. Театр и его история. Дата обращения: 1 октября 2019. Архивировано 1 октября 2019 года.
  3. Васнецова Е. К., Ядохина Е. И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80—89.
  4. Могила А. Васнецова на Введенском кладбище. Дата обращения: 24 ноября 2013. Архивировано 2 декабря 2013 года.
  5. Музей-квартира А. М. Васнецова. Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 23 сентября 2017 года.
  6. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых. Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 1 сентября 2017 года.
  7. Историко-мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В. М. и А. М. Васнецовых «Рябово» (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2017. Архивировано 2 сентября 2017 года.

Литература

  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933). — М., 1950. — (17-я тип. Главполиграфиздата). — 39 с., 6 л. ил: — (Массовая библиотека).
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856—1933. — Москва: Искусство, 1956. — 174 с., 1 л. портр.: ил.
  • Беспалова Л. А. М. Васнецов. 1856—1933. — М., 1956. — 174 с., ил.
  • Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856—1933. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., Искусство, 1983. — 232 с., ил. — 25 000 экз.
  • Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения [1856—1956] // Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. — М., Моск. рабочий, 1957. — 172с.+ вкл. илл. — 15 000 экз.
  • Гордеева М. Аполлинарий Михайлович Васнецов — Москва: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. — 49 с.: ил. — (Великие художники; том 61).
  • Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 34. — 454 с.
  • Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник / Составитель сборника Е. К. Васнецова. — М., Моск. рабочий, 1986. — 272с., ил.
  • Соломко Н. З. Аполлинарий Васнецов: сказка о художнике, который искал себя: [книга предназначена для чтения взрослыми детям] — Москва: Белый город, 2006. — 11 с.: цв. ил. — (Энциклопедия малыша) (Серия «Сказки о художниках»).
  • Ходырева О. В. Мир русского крестьянства в цикле рисунков А. М. Васнецова «Двенадцать месяцев года» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 31. — С. 1341—1345.
  • Ядохина Е. И. «Я не покидал пера и бумагу». О литературном творчестве художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856—1933) // Московский журнал. — 2024. — № 3 (399). — С. 5—18.

Ссылки