Васильев, Анатолий Николаевич (художник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анатолий Николаевич Васильев
Anatoly Vasiliev in his Workshop 2019.jpg
Дата рождения 22 ноября 1940(1940-11-22)
Место рождения Рига, СССР
Дата смерти 13 ноября 2020(2020-11-13) (79 лет)
Место смерти Санкт-Петербург, Россия
Гражданство  СССР Россия

Анато́лий Никола́евич Васи́льев (22 ноября 1940, Рига — 13 ноября 2020, Санкт-Петербург[1]) — советский художник, архитектор[2].

Биография

Родился в семье военнослужащего. Во время Великой Отечественной войны сначала находился в эвакуации в Ярославской области. Затем жил с семьёй в Польше и Германии; с 1945 по 1954 годах — в Калининграде (бывшем Кёнигсберге). Там он начал рисовать и посещал кружок рисования. После переезда семьи в Ленинград Анатолий занимался живописью и рисунком во Дворце пионеров под руководством художника М. А. Канеева. Окончив школу, он поступил в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной на факультет внутренней отделки зданий и закончил его в 1965 году[3].

К 1960 году относятся знакомства Анатолия с семьёй Лягачевых и с М. Шемякиным. По его признанию «дом на Боровой», где устраивались первые выставки нонконформистов и читали свои стихи В. Петроченков, К. Кузьминский, О. Охапкин, В.Кривулин, разыгрывались спектакли с участием Вал. Кравченко, Вал. Родченко и других актёров, где пропагандистом музыкального авангарда был С. Сигитов, сыграл большую роль в формировании его художественных вкусов, а художник и писатель О. Лягачев становится его близким другом. Вместе с Лягачевым он участвует в издании рукописных альманахов не только как иллюстратор, но и как автор — прозаик и драматург. В это же время он вошёл в художественную группу «Петербург»[4] и в дальнейшем был соавтором М. Шемякина в монументально-художественных проектах (так, в 1990 году он принимал участие в архитектурном решении ленинградских памятников Петру Первому в Петропавловской крепости и Жертвам политических репрессий на набережной Робеспьера).

А. Васильев — один из первых нонконформистов.

С 1962 года он участвовал в многочисленных выставках и манифестациях неофициальных художников (в Гавани, 1962, на Кустарном, 1971, у Кузьминского, 1974; в Доме культуры «Невский», 1975, в Доме культуры им. Орджоникидзе, 1976; в выставках ТЭВ, ТЭИ, IFA).

В период перестройки Васильев начинает выезжать за границу: он был во Франции (1989), в Бельгии (1990), в Австрии (персональная выставка в Заальбахе, 1999), вместе с М. Шемякиным принимал участие в карнавалах в Венеции и, начиная с 1991 года, часто бывал в США.

Его первая персональная выставка прошла в 1994 году в петербургской галерее «Борей». В дальнейшем персональные выставки Васильева проходили в других галереях Петербурга, кроме того, он часто выставляется за рубежом. Работы А. Васильева представлены в петербургских и иных музеях России, а также в частных коллекциях.

Анатолий Васильев — участник крупного группового проекта в формате книги художника (Город как субъективность художника, для которого он создал литографскую композицию "Желтая перчатка" (2019) и написал небольшой авторсий текст — комментарий.[5][6][7][8]

Вхожу в парадную, иду по лестнице. На стенах граффити, окна с остатками витражей стиля модерн. В кабине лифта захлопнулась дверь и понеслась вверх тень человека, стоящего на площадке. На нем плащ с поднятым воротником и шляпа, надвинутая на глаза, скрывающая черты его лица. Следит, явно агент. Я иду к поэту Виктору К., несу ему запрещённую, изданную за рубежом книгу. Виктор давно под подозрением у «органов» за самиздат. Вижу: на полпролёта выше распахивается дверь коммунальной квартиры и из неё вываливаются с криком и руганью двое жильцов, сцепившихся в драке. Агент не реагирует на происходящее, у него другое задание. Он стоит неподвижно, одна рука в кармане, на другой яркая желтая перчатка. Эти впечатления пятидесятилетней давности стали поводом для работы над литографией. За полвека интерьер парадной и лестницы не изменились, но теперь за жизнью дома и его обитателей наблюдают не агенты, а видеокамеры. Внимание, ведётся видеонаблюдение, любезно сообщают надписи на стенах дома.[9]

Анатолий Васильев скончался 13 ноября 2020 в Санкт-Петербурге. Михаил Шемякин/ На смерть художника:

Да, уходят друзья… И ушёл в мир иной Анатолий Васильев, с которым свыше полувека нас связывала ничем не омрачённая дружба. Пожалуй, Анатолий был больше, чем друг, он был моим духовным братом. И именно духовная общность и связывала нас с юных лет. Единственный и не повторимый своей загадочностью и красотой Петербург, старые мастера России и Европы, поэты, писатели, композиторы и пожалуй самое главное осознанный нами с ранних лет – путь духовного развития и спасения – Христианство. Анатолий был истинно верующим человеком без единой ноты фальши или сомнения. Это и созидало его, как серьёзного художника, находящегося в вечном поиске новых путей, рафинированного петербуржского эстета, не отягощённого вычурным эстетизмом, чистопородного метафизика, верного принципам нашей группы «Метафизического синтетизма», созданной в далёкие шестидесятые годы. И как и полагалось настоящему петербуржцу, наряду с превалирующим надо всем мистицизмом, Анатолий сохранял удивительное чувство юмора, которое проскальзывало в его творчестве, а также в общении с людьми. И как большинство питерской творческой богемы, Анатолий был многогранен в творчестве – живопись, скульптура, графика и литературные опусы...[10]

Основные работы художника

  • «Рыбы», оргалит, темп., масло. 1966 г., 66Х67,5 см. Собственность автора.
  • «Завтрак на подоконнике», оргалит, темп., масло. 1965 г., 70Х47 см. Собственность автора.
  • «Белая ночь», оргалит, темп. 1971 г., 90,5Х71,5 см. Собственность автора.
  • «Спокойно ложусь я и сплю», бум., темп., 1974 г. Собрание К. В. Махрова
  • «Ночной полёт», бум., темп., 1987 г., 208Х80 см. Собственность автора.
  • «Тёплый вечер», бум., темп., 1987 г., 181Х110 см. Собственность автора.
  • «Наше время. Образ ноосферы», бум., темп.,1988 г., 159Х65 см. Собственность автора.
  • «Купол и вода», х., масло, 1989 г., 120Х90 см. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
  • «Пророк Иона», х., темп., 1990 г., 120Х90 см. Частное собрание, Бельгия
  • «Котавр, или утро в Булонском лесу», бум., темп., 1990 г.,110Х110 см. Собственность автора.
  • «Целитель. Экстросенс», бум., темп., 1991 г., 250Х100 см. Собственность автора.
  • «Город и вода», х., темп., жесть, 1994 г., 120Х100 см.
  • «Гоголь в Иерусалиме», бум, масло, 1995 г., 173Х118 см. Музей нонконформистского искусства С.-Петербург.
  • «Прогулка в полном одиночестве, или стаканчик красного», х., темп., 100х 100 см.1995 г.
  • «Триптих. Инкубатор», смеш. техн., полиэтилен, синяя ткань. Аппликация. 1996 г.:
  • «Суккубус», 150Х75 см, «Платонический эрос», 150Х150 см, «Инкубус», 150Х100 см.
  • «Светоформа-1» х., темп. 2000 г., 57 Х 42,5 см. Русский музей. Петербург
  • «Палеолит», «Археология», «Культурный след» — серии работ — бум., акв., 2004 г.
  • «Светоформа-2» х., темп. 2000 г., 56,5 Х 42 Русский музей. Петербург
  • «Свидетель крушения» бум., монотипия, акварель 1992 г., 60,5 Х 45,2 Русский музей. Петербург

Библиография

Примечания

  1. Художник Анатолий Васильев скончался в Петербурге. Дата обращения: 14 ноября 2020. Архивировано 15 ноября 2020 года.
  2. Дягилевский центр искусств представляет… : Кат. выст. / Центр искусств им. С. П. Дягилева, Фирма «Аланд»; Сост. Е. П. Лярская и др.; Вступ. ст. Т. Юрьевой. — СПб. : Искусство-СПБ, 1993. Дата обращения: 29 августа 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
  3. Васильев, Анатолий Васильевич // Л. Гуревич. Художники ленинградского андеграунда: Биографический словарь. — СПб.: «Искусство — СПб», 2007
  4. Виктор Кривулин Светлая точка на темном фоне (О художнике Анатолии Васильеве) // «Стрелец. № 68» (1992). Дата обращения: 29 августа 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
  5. Выставка «Город как субъективность» в НВЗ Музея городской скульптуры. Дата обращения: 6 декабря 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
  6. РОССИЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ СОЗДАЛИ СВОЙ ГОРОД/ imapress.media. Дата обращения: 6 декабря 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
  7. Художники представили фантастический мир мегаполиса/ РОСБАЛТ. Дата обращения: 6 декабря 2020. Архивировано 29 ноября 2020 года.
  8. Город как субъективность. Выставка. Музей городской скульптуры. 24 октября 2020 — 31 января 2021 (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 декабря 2020. Архивировано 25 февраля 2021 года.
  9. * Анатолий Васильев / Город как субъективность художника. Рус.-англ. каталог проекта. — СПб: Изд. Т. Маркова. 2020. — С. 97.
  10. Михаил Шемякин. Facebook. 20 ноября, 22:00

Ссылки