Васильева, Екатерина Викторовна

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Екатерина Викторовна Васильева
Екатерина Викторовна Васильева.jpg
Дата рождения 29 июля 1972(1972-07-29) (51 год)
Место рождения Ленинград
Страна  СССР Россия
Научная сфера история искусств, теория фотографии, теория моды
Место работы Санкт-Петербургский государственный университет
Альма-матер Санкт-Петербургский государственный университет
Учёная степень кандидат искусствоведения
Учёное звание доцент
Научный руководитель В. А. Булкин, И. Д. Чечот, Н. Н. Калитина

Екатери́на Ви́кторовна Васи́льева (род. 29 июля 1972, Ленинград) — российский искусствовед, специалист в области истории и теории фотографии, моды, дизайна и современного искусства. Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургского государственного университета. Член Союза художников России, член Союза фотохудожников России, член Международной ассоциации искусствоведов (AICA, ЮНЕСКО), член Союза журналистов России. Работы Екатерины Васильевой находятся в собрании крупнейших российских библиотек, а также в собрании библиотеки Конгресса (Вашингтон), библиотека Варбурга (Лондон), библиотеки Фонда Чини (Венеция) и др.

Биография

В 1994 году окончила исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

В 2005 году под руководством Т. В. Горбуновой защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме «Образ города в художественной фотографии Франции второй половины XIX-начала XX веков»; официальные оппоненты Т. Е. Шехтер и Г. Н. Габриэль.

Доцент факультета искусств СПбГУ[1]. Читает лекции по теории современного искусства, дизайна, фотографии и моды в Санкт-Петербургском государственном университете, Европейском университете в Санкт-Петербурге, Высшей школе экономики (Москва), Центре современного искусства «Гараж» (Москва) и др.[2]

Автор многочисленных исследований по вопросам теории фотографии, моды и современного искусства. Участник образовательных и исследовательских сессий музея Кунстхалле в Гамбурге, библиотеки галереи Уффици (Флоренция), фонда Кверини Стампалья (Венеция). Исследователь и аналитик проектов Венецианской Биеннале, Венецианской архитектурной Биеннале и выставочных проектов Фонда Джорджио Чини. Участник грантовых программ Фулбрайта (Fulbright Program) и исследовательских проектов Фонда Джорджио Чини, Венеция (Fondazione Giorgio Cini). Лауреат и участник государственных грантов в области культуры. Один из ведущих специалистов в области теории моды и фотографии[3].

Исследовательская концепция

Екатерина Васильева — автор нормативных теорий, посвященных изучению фотографии и моды как аналитической дисциплины.[4] Положения, изложенные в книге «Фотография и внелогическая форма»,[5] формируют базовые концепции в области изучения фотографии.[6] Аналитическая программа автора связывает формы современной культуры с обстоятельствами архаического сознания и внелогического мышления.

Автор формообразующих теорий в области истории и теории дизайна (в частности - скандинавского дизайна), общей теории моды, общей теории фотографии и теории художественного модернизма (Интернационального стиля).[1] Сфера научных интересов — феномен языка, теория ценности, концепции моды, теория фотографии, теория дизайна. Автор исследовательских концепций изучения фотографии и языка, фотографии и феномена времени, фотографии и внелогической формы, проблемы характера и личности в фотографии, изучение традиционной компоненты в системе моды.[3]

Образовательные и просветительские проекты

Доцент Санкт-Петербургского государственного университета.[1] В разные годы преподавала в таких учебных заведениях как Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Высшая школа экономики (Москва), Европейский Университет (Санкт-Петербург), Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна (Санкт-Петербург), Центр Современного Искусства «Гараж» (Москва), Mikkeli University of Applied Sciences (Finland).[2]

Избранные лекционные проекты

  • История и теория фотографии (Санкт-Петербургский государственный университет)
  • Современные проблемы дизайна (Санкт-Петербургский государственный университет)
  • История графического дизайна и рекламы (Санкт-Петербургский государственный университет)
  • Теория моды (Высшая школа экономики, Москва)
  • История и теория модной фотографии (Высшая школа экономики, Москва)
  • История моды XX века (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица)
  • Мода нулевых или нулевая мода (Центр Современного Искусства «Гараж», Москва)
  • Концепции и темы европейского костюма XVIII—XX веков (Европейский Университет (Санкт-Петербург)
  • Фотография и концепция современности: идея Нового времени (Музейно-выставочный центр РОСФОТО)
  • Фотография и внелогическая форма (Музейно-выставочный центр РОСФОТО)
  • Сьюзен Зонтаг — Диана Арбус: идея красоты — проблема нормы (Центр «Фотодепартамент» (Санкт-Петербург)
  • Эжен Атже: повторяемость как объект. Предмет и феномен авторства в фотографии (Центр «Фотодепартамент» (Санкт-Петербург)
  • Античная традиция и феномен моды XX века. (Александринский театр / Теория моды)
  • Фотография, внелогическое и проблема языка (Порядок слов, Санкт-Петербург)

В области моды

Специалист в области теории моды и истории костюма ХХ в.[3] Рассматривает моду как аналитическую систему. Автор нормативных концепций в области теории моды.[7] Автор многочисленных статей и лекционных проектов по теории моды и истории костюма XX века. Аналитик и постоянный автор журнала «Теория моды».

Консультант и переводчик домов моды: Hermès, Chaumet, Salvatore Ferragamo, Sonia Rykiel, John Lobb, Wolford, Luciano Barbera, Luigi Borrelli, Borsalino, Faliero Sarti, Bosco di Ciliegi и др.

Средства массовой информации

Эксперт в области модной журналистики. В разные годы — редактор, колумнист и автор издательских проектов Коммерсантъ, Афиша, ELLE Decoration, ELLE, L’Officiel, Foto & Video. Возглавляла петербургский офис журнала ELLE. Редактор издательских проектов Коммерсантъ и Коммерсантъ Weekend в Санкт-Петербурге. Член Союза журналистов России.

Академические издательские проекты

Автор, рецензент и редактор издательских проектов: Вестник Санкт-Петербургского университета, Международный журнал исследований культуры, Актуальные проблемы теории и истории искусства, Неприкосновенный запас, Теория моды.[8]

Избранные научные труды

Монографии

Статьи

  • Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры, 2020, № 1 (37), с. 65 — 86.
  • Васильева Е. «Сцена в библиотеке»: проблема вещи и риторика фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3.
  • Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 - 72.
  • Васильева Е. Петербургская школа моды: от минимализма к деконструкции // Трансформация старого и поиск нового в культуре и искусстве 90-х годов XX века. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург: Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, 2020. c. 46-53.
  • Васильева Е. Стереография Шухова: конструкция и пространство // Неизвестное российское фотоискусство: Сборник статей. М.: Три квадрата, 2020.
  • Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: тело, одежда, культура. 2020, № 55, с. 259—280.
  • Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019, № 54, с. 19 — 35.
  • Васильева Е. Принцип объекта / Пространство формы // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019, № 54, с. 315—319.
  • Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  • Васильева Е. Эжен Атже: художественная биография и мифологическая программа // Международный журнал исследований культуры, № 1 (30) 2018. С. 30 — 38.
  • Васильева Е. Феномен модной фотографии: регламент мифологических систем // Международный журнал исследований культуры, № 1 (26) 2017. С. 163—169.
  • Васильева Е. Фигура Возвышенного и кризис идеологии Нового времени // Теория моды: тело, одежда, культура. 2018. № 47. С.10 — 29.
  • Васильева Е. Идеология знака, феномен языка и «Система моды» // Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 45. С.11 — 24.
  • Васильева Е. Система традиционного и принцип моды / Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 43. С. 1-18.
  • Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. Таксономическая модель и фигура Другого // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017, № 1 (111). С. 212—225.
  • Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 72-80.
  • Васильева Е. Феномен Женского и фигура Сакрального // Теория моды: тело, одежда, культура. 2016. № 42. С. 160—189.
  • Васильева Е. Дюссельдорфская школа фотографии: социальное и мифологическое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 3. С. 27-37.
  • Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. вып. 1. С. 4-33.
  • Васильева Е. Музыкальная форма и фотография: система языка и структура смысла // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. вып. 4. С. 28-41.
  • Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. вып. 1. С. 26-52.
  • Васильева Е. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 3. С. 64-80.
  • Васильева Е. Фотография и феномен времени // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 1. С. 64-79.
  • Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2012. вып. 4. С. 175—186.

Библиотечный регламент

Монографии и исследования Екатерины Васильевой представлены в собраниях следующих библиотек:

Премии и награды

Лауреат Государственной премии Министерства культуры Российской Федерации, при поддержке Союза Фотохудожников России.[9] За проекты «Теория фотографии: исследовательская традиция в России» и «Фотография: теоретическая система изображения и объекта. Поддержка и развитие фотографической критики в России».

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Екатерина Викторовна Васильева // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета
  2. 2,0 2,1 Екатерина Васильева на сайте Международной ассоциации искусствоведов (AICA)
  3. 3,0 3,1 3,2 Екатерина Васильева // Сайт издательства «Новое литературное обозрение»
  4. Степанов М. А. Образ вне Logos’а] // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 3. С. 231—235.
  5. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019.
  6. «Фотография и внелогическая форма» Екатерины Васильевой — логика смыслов. Рецензия сайта photographer.ru, 2020.
  7. Екатерина Викторовна Васильева // Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного университета
  8. Екатерина Васильева// Сайт издательства «Новое литературное обозрение»
  9. Екатерина Васильева: Союз фотохудожников России

Ссылки