Варнава Ветлужский

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Преподобный Варнава Ветлужский
Икона XIX века из храма Святого Варнавы в посёлке ВарнавиноИкона XIX века из храма Святого Варнавы в посёлке Варнавино
Рождение неизвестно
Смерть Варнавино, ныне Нижегородская область
Почитается Русская православная церковь
В лике преподобный

Варна́ва Ветлу́жский (ум. 1445?, город Варнавин Костромского наместничества, нынешний посёлок Варнавино Нижегородской области) — преподобный Русской православной церкви.

Память совершается 11 июня, 23 января — в Соборе Костромских святых.

Жизнеописание

Основным источником сведений о Варнаве Ветлужском является его житие, написанное около 1639 года иеромонахом Иосифом «с ветхой книги» (которая, по-видимому, содержала записи о чудесах, совершавшихся по молитвам к преподобному) и на основании устных свидетельств; житие содержит очень мало сведений о Варнаве Ветлужском. Наиболее ранние списки жития относятся к XVIII веку[1].

Родиною Варнавы был Устюг (ныне Великий Устюг), как указывает его рукописное житие, писанное по случаю свидетельствования мощей его в 1639 году[2]. Здесь он был иереем. Устюг в XIII—XVI веках находился на границе русских земель и часто подвергался нападениям со стороны живших рядом племён. В XV — 1-й половине XVI века на город регулярно совершали набеги ветлужские черемисы (предки современных марийцев). Одним из наиболее опустошительных был набег 1417 года; как полагают, именно после него Варнава, по-видимому, овдовев, принял монашеский постриг и отправился на реку Ветлугу (в списке жития начала XVIII века говорится, что Варнава «саном иеромонах… прииде… на реку Ветлугу»). Не вызывает сомнений миссионерский характер ухода Вавнавы в район расселения черемисских племен, исповедовавших язычество (Великий Устюг в тот период был важнейшим миссионерским центром). Прибыв на реку Ветлугу в нижнем её течении, поселился он на возвышенности на правом берегу — на Красной горе и подвизался здесь уединённо 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нём люди, то стали приходить к нему за наставлениями и он учил их Закону Божию. Вероятно, его подвижнический образ жизни оказывал большое влияние на местных жителей. Со временем вместе с ним поселились другие люди — русские переселенцы или крещёные черемисы[3]. Преподобный Макарий Унженский пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, был похоронен на вершине Красной горы. Блаженный Варнава скончался 11 июня 1445 года. По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой — над гробом преподобного — во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением.

Житие не сообщает о времени кончины преподобного. Святцы конца XVII—XIX века содержат разные даты: в «Описании о российских святых» кончина святого отнесена к 1492 (7000) году[4], эту же дату приводят Василий Зверинский[5] и М. А. Балдин[6]. Архиепископ Филарет (Гумилевский), ссылаясь на рукописные святцы, годом кончины Варнавы Ветлужского считает 1445-й: «преп. Варнава пустынник, иже на Лапшанче, на Ветлуге, р., новый чудотворец, преставился 7053 (1445) июня в 11 д.»[7], эта точка зрения была принята большинством агиографов XIX—XX веков[8], она основывается на местном предании, связывающем уход преподобного на Ветлугу с набегом черемисов в 1417 году. Начиная с XIX века высказывалось мнение, что Варнаву Ветлужского можно отождествлять с «пустынником духовным старцем» Варнавой, подвизавшимся в Варнавиной во имя Св. Троицы пустыни (по преданию, основанной на месте подвигов Варнавы Ветлужского) и скончавшимся в 1604 году (упоминается в монастырских актах[9]). Однако это мнение противоречит тому, что в 1639 году, во время розысканий, предшествовавших прославлению Варнавы Ветлужского, никак не прозвучало, что преподобный скончался лишь 35 лет тому назад, если бы это случилось в 1604-м[10]. Кроме того, представляется маловероятным, чтобы Троицкая пустынь, впервые официально названная Варнавиной в 1607 году (в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского[9]), то есть спустя менее чем три года после кончины «пустынника Варнавы», была названа его именем, а не прежде жившего подвижника.

Мощи преподробного Варнавы были свидетельствованы по распоряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совершившихся при гробе его. Ветлужские священники Иоанн и Онисифор «по совести священнической» свидетельствовали, что первый из них тяжко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же получил исцеление от болезни. От древней обители остался храм во имя Варнавы, апостола от 70-ти, с мощами преподобного, служащий соборным храмом для образовавшегося здесь города Варнавина Костромской губернии, в 387 верстах от Костромы.

Прославление Варнавы и память

После преставления Варнавы началось постепенное заселение берегов Ветлуги русскими людьми (по мнению диалектологов, в основном переселенцами из Устюга). Скорее всего, уже во 2-й половине XV века на Красной горе был основан Троицкий мужской монастырь (Варнавина пустынь), первое надёжно засвидетельствованное упоминание пустыни содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 года строителю монастыря Савватию[9]. Над могилой Варнавы насельники монастыря воздвигли Никольскую церковь. В 1666 году взамен обветшавшей церкви был возведён значительный деревянный шатровый Никольский храм, в котором находилась гробница Варнавы. От мощей преподобного происходили многочисленные исцеления (сохранились свидетельства начиная с 20-х годов XVII века), в 30-х годах XVII века в числе исцелённых у мощей Варнавы был священник Успенского собора Московского Кремля Иоанн, страдавший «болезнью лютыя главы». В 1639 году патриарх Иоасаф I направил в обитель на Ветлугу игумена Макариева Желтоводского монастыря Пафнутия, которому иноки Варнавиной пустыни поведали «многие повести» о случаях чудотворений и представили «бывших исцелений писания», которые Пафнутий взял с собой в Москву; в том же году Варнава был канонизирован к общецерковному почитанию[10].

Рака с мощами Варнавы Ветлужского. Фото 1908 года

В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднён и обращён в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала селом Варнавина Пустынь; в 1778 году село было преобразовано в город Варнавин, с 1797 года — центр уезда Костромской губернии. С образованием города Никольский и Троицкий храмы бывшего монастыря стали соборными храмами Варнавина, особым почитанием пользовался деревянный Никольский (летний) храм, в котором под спудом почивали мощи преподобного Варнавы. В XVIII — начале XX века Варнава Ветлужский почитался как покровитель Поветлужья. 11 июня, в день памяти преподобного, называемый на Ветлуге «Варнавиной годиной», в Варнавин стекались паломники со всего Ветлужского края — из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний. Весной 1912 года Ветлуга подмыла крутой берег Красной горы, в результате чего произошел оползень, который едва не разрушил стоявший у обрыва Никольский храм. По распоряжению прибывшего в связи с этим в Варнавин архиепископа Костромского и Галичского Тихона (Василевского) мощи Варнавы 22 мая 1912 года извлекли из-под спуда и перенесли в каменный Троицкий храм (возведён в 1836 году), где поместили под полом придела во имя Варнавы. Жители Варнавина обратились в Святейший синод с просьбой разрешить помещение мощей преподобного в особую раку, о чём Синод издал соответствующее распоряжение в марте 1914 года. 10—11 июня в присутствии многих тысяч паломников в Варнавине прошли торжества, возглавленные архиепископом Тихоном, и мощи Варнавы Ветлужского были перенесены в установленную в Троицком соборе серебряную раку[10].

Во время массового вскрытия мощей святых безбожниками в 1919—1920 годах мощи Варнавы не подверглись поруганию, однако в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году советские власти встали перед необходимостью изъятия мощей из серебряной раки, которая подлежала конфискации. Варнавинская уездная комиссия не решилась это сделать самостоятельно и обратилась за указаниями в Костромской губернский комитет РКП(б), который отправил в ЦК РКП(б) шифротелеграмму с просьбой разрешить вскрытие мощей. «Сообщение из Костромы о мощах Варнавы» было заслушано на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 года под председательством Ленина, Политбюро санкционировало вскрытие мощей и изъятие раки (Варнава Ветлужский — единственный из русских святых, вопрос о вскрытии мощей которого решался на столь высоком государственном уровне). В середине мая 1922 года в Варнавине мощи Варнавы были вскрыты и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, раку отправили в Кострому, мощи остались в Троицком храме[10]. В начале 1930 года храм был закрыт и осквернён: переоборудован под клуб, мощи Варнавы перенесли в последний действующий храм Варнавина — деревянную кладбищенскую церковь Архангела Михаила. По преданию, бытующему среди старожилов Варнавина, летом 1937 года священник Архангельской церкви Павел Мегалинский, предвидя её скорое закрытие и новое осквернение мощей Варнавы, с несколькими прихожанами тайно предал мощи земле на кладбище где-то возле храма[11]. В 1937 году отец Петр был арестован и вскоре расстрелян.

С конца 80-х годов XX века в Поветлужье (с 1922 года входит в состав Нижегородской епархии) началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского. Осенью 1991 года в Варнавине был освящён первый в новейшее время храм, посвящённый преподобному, в 1996 году в центре Костромского Поветлужья, в городе Шарье (Костромская область) освятили ещё один храм во имя Варнавы Ветлужского. 24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) совершил закладку деревянной церкви во имя Варнавы Ветлужского, храм был освящён 24 июня 2000 года. В тот же день на месте древнего Никольского храма, воздвигнутого некогда над местом погребения Варнавы Ветлужского, был установлен памятный крест[10].

Иконография

Преподобные Варнава Ветлужский и Макарий Унженский. Икона. 2-я половина XIX века. Храм Варнавы Ветлужского в посёлке Варнавино

В сводном иконописном подлиннике XVIII века об облике святого сказано: «Подобием надсед, брада аки Сергиева, гораздо подоле, ризы преподобническия и в схиме, в руке свиток, нецыи пишут схима на плечах»[12]. Наиболее распространённый иконографический извод — преподобный в молении Святой Троице, на берегу реки, на фоне деревянной Никольской церкви с шатровым завершением, обнесённой оградой, как на нескольких нижегородских иконах 2-й половины XIX — начала XX века (например, в Краеведческом музее посёлка Варнавино); в коленопреклоненной молитве Спасителю на фоне трёх церквей и источника под горой — на нижегородской иконе 1-й трети XIX века. Поясной прямоличный образ благословляющего Варнавы в монашеском одеянии, с чётками, с изображением вверху Святой Троицы имеется, например, на небольшой паломнической иконе конца XIX века (храм во имя Варнавы Ветлужского в Варнавине). Сохранились иконы Варнавы Ветлужского вместе с преподобным Макарием Желтоводским Унженским (покровитель соседнего с Поветлужьем Унженского края, по легенде, посещал Варнаву Ветлужского на Ветлуге); на двух иконах 2-й половины XIX века (храм во имя Варнавы Ветлужского в Варнавине) святые предстоят Спасу Эммануилу, между ними церковь, и в молении Святой Троице. Существуют современные иконы с изображением Варнавы Ветлужского со свитком в руке[10].

Примечания

  1. Научная библиотека МГУ. Отдел рукописей и редких книг, № 293. л. 448—461 об. (начало XVIII столетия) и РГАДА. Ф. 188. № 1222. Л. 4—73 об. (последняя четверть XVIII столетия). В последнем списке, помимо жития, помещены тропарь и кондак преподобному (Л. 1—2) и его изображение (Л. 3 об.).
  2. Преставление преп. Варнавы // Русские святые, чтимые всею церковию или местно : опыт описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. — В 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб. : Изд. книгопрод. И. Л. Тузова, 1882. / [Т. 2]: Май, июнь, июль, август. — 585, V с. — С. 64—65. — Прим. 394.
  3. При установке в 2000 году в Варнавине на Красной горе памятного креста на месте храма над могилой Варнавы были обнаружены останки двоих человек, вероятно, учеников святого)
  4. Книга глаголемая Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых / Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М. В. Толстой. — М. : Университетская тип., 1887. — 288, III с. — С. 202.
  5. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. Т. 1: Преобразования старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1890 год. — СПб. : Тип. В. Безобразова и Комп., 1890. — 314 с. — С. 111. — № 101.
  6. Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин. — Н. Новгород, 1993. — С. 16
  7. (https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/russkie-svjatye-chtimye-vsej-tserkovyu-ili-mestno-opyt-opisanija-zhizni-ih-maj-iyun-iyul-avgust/2_11 Преставление преп. Варнавы // Русские святые, чтимые всею церковию или местно : опыт описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. — В 3 т. — 3-е изд., с доп. — СПб. : Изд. книгопрод. И. Л. Тузова, 1882. / [Т. 2]: Май, июнь, июль, август. — 585, V с. — С. 64—65
  8. Леонид (Кавелин). Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века) обще и местно чтимых изложены в таблицах, с картой России и планом киевских пещер : справочная книжка по русским агиографии / Сост. архим. Леонид / Изд-е Графа С. Д. Шереметьева. — СПб. : Тип. М. Стасюлевича, 1891. — IV, 220 с., 2 л. карт. — С. 192; Зонтиков Н. А. Преподобный Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445—2000 годы. — Кострома, 2000. — С. 14; и др.
  9. 9,0 9,1 9,2 Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни // Русский дипломатарий. — 2000. — Вып. 6. — С. 148—154.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 Православная энциклопедия, 2003.
  11. Нижегородские новости : газета. — 16.09.2010.
  12. Иконописный подлинник сводной редакции XVIII в. / Ред.: Г. Д. Филимонов; Об-во древнерус. искусства. — М., 1874. — С. 57.

Литература

  • Авдеев Е. По следам мощей Варнавы // Новый путь. — 09.11.1995; 11.01.1996; 16.01.1996; 23.01.1996.
  • Антонов А. В. Из истории Троицкой Варнавиной пустыни // Русский дипломатарий. — 2000. — Вып. 6. — С. 148—154.
  • Архивы Кремля. Политбюро и церковь, 1922—1925 гг. : в 2 кн. / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. — Новосибирск : Сиб. хронограф ; М. : РОССПЭН, 1997—1998. / Кн. 1. — 1997. — 597 с. — ISBN 5-87550-057-3. — С. 171—172.
  • Балдин М. А. Варнавинская старина: Очерки истории Поветлужья. Варнавин. — Н. Новгород, 1993. — С. 8—17, 105—114.
  • Зонтиков Н. А., Рябов А. Н. Варнава Ветлужский // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 653–655. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Зонтиков Н. А. Прп. Варнава Ветлужский: К 555-летию со дня преставления, 1445—2000 годы. — Кострома, 2000.
  • История канонизации святых в Русской церкви / Е. Голубинский. — М. : Крутиц. Патриаршее Подворье : О-во любителей церков. истории, 1998. — 597 с. (репринт с: М. : Унив. тип., 1903). — С. 127—128.
  • Русская православная Церковь и коммунистическое государство, 1917—1941 : документы и фотоматериалы / [отв. сост.: О. Ю. Васильева]. — М. : Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 1996. — 326 с., [10] л. ил. — ISBN 5-87507-009-9. — С. 108—110.
  • Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. — Кострома, 1879. — С. 52—54.
  • Скворцов А. Житие и чудеса прп. Варнавы, Ветлужского чудотворца, и церковные торжества при изнесении св. мощей его из-под спуда. — Варнавин, 1915.
  • Скворцов А. Церк. торжества в г. Варнавине 10-11 июня 1914 г. при изнесении св. мощей прп. Варнавы из-под спуда и положение их в новую раку // Костромские епархиальные ведомости. — 1914. — № 15. — Отд. неофиц. — С. 349—361.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых / Сост.: Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. — СПб., 1862; М., 1990 (репринт). — С. 43—44.
  • Херсонский И. Рукописное житие преподобного Варнавы Ветлужского // Костромская старина. — Кострома, 1890. — Вып. 1. — С. 1—38.

Ссылки