Ван дер Лек, Барт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Барт ван дер Лек
нидерл. Bart van der Leck
Барт ван дер Лек (1956)Барт ван дер Лек (1956)
Место рождения Утрехт, Нидерланды
Место смерти Бларикюм
Стиль абстракционизм, неопластицизм

Барт ван дер Лек (нидерл. Bart van der Leck; 26 ноября 1876, Утрехт, Нидерланды — 13 ноября 1958, Бларикюм, Нидерланды) — голландский художник, один из основателей движения «Стиль».

Биография

Барт ван дер Лек родился в 1876 году в Утрехте, в семье маляра. В возрасте 14 лет оставил школу и долгое время работал подмастерьем в различных витражных мастерских[1][2]. Этот опыт впоследствии окажет влияние на его творчество.

C 1900 по 1904 годы, благодаря полученной стипендии, обучался в Школе искусств и ремёсел Амстердама, а также в Амстердамской государственной академии искусств[1][3].

В 1910 году познакомился с Х. П. Бреннером, художником, искусствоведом и торговцем произведениями искусства, который приобрёл несколько работ ван дер Лека[4]. Позднее Бреннер представит его Елене Крёллер-Мюллер, известному коллекционеру искусства. Она долгие годы поддерживала художника, приобретая бо́льшую часть его работ, которые до сих пор находятся в созданном ею музее.

В 1916 году ван дер Лек встречает Пита Мондриана, основателя движения «Стиль». Знакомство с Мондрианом и его теорией окажет большое влияние на ван дер Лека, но их сотрудничество будет недолгим. Уже в 1918 году ван дер Лек порывает с группой и разрабатывает собственную стилистику, обогащённую идеями неопластицизма, но во многом отходящую от его принципов[1].

Ван дер Лек умер 13 ноября 1958 года в собственной студии за мольбертом[1].

Творчество

Композиция ван дер Лека

В своих ранних работах ван дер Лек находился под влиянием ар нуво и голландских импрессионистов[3]. В 1910—1912 гг. в его творчестве преобладали реалистические тенденции: художник изображал в основном представителей рабочего класса (прачек, рабочих, рыбаков и пр.)[2]. В 1912—1915 гг. его стиль преимущественно тяготел к абстракции[2]. Сюжеты узнаваемы, но предельно стилизованы; преобладают основные цвета[5].

Переломным моментом в творчестве ван дер Лека стало знакомство с Питом Мондрианом. Под влиянием идей неопластицизма он ещё больше склоняется к абстракции и создаёт работы в мондриановской стилистике[2]. Однако, после недолгого сотрудничества с группой «Стиль», ван дер Лек отходит от основного постулата неопластицизма — «денатурализации» действительности, то есть использования в искусстве исключительно абстрактных форм. Свои композиции он продолжает выстраивать из простых геометрических фигур, однако их очертания легко узнаваемы — художник изображает в основном людей и животных. Лишь в последние годы жизни ван дер Лек вновь возвращается к нефигуративной живописи[2].

Помимо живописи и графики, ван дер Лек занимался архитектурой, дизайном и керамикой. Он разрабатывал дизайн мебели, посуды, ваз, тканей, ковров, гобеленов[1][4].

Примечания

Литература

  • Bart van der Leck, ed. Toos van Kooten. — Otterlo, Rijksmuseum Kröller-Müller, 1994. — 215 p. — ISBN 9073313082
  • Cees Hilhorst. Vriendschap Op Aftstand: De Correspondentie Tussen Bart Van Der Leck En H.P. Bremmer. — Art Books Intl Ltd, 2000. — 230 p. — ISBN 9068682121.

Ссылки