Вальдтейфель, Эмиль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эмиль Вальдтейфель
Waldteufel.jpg
Основная информация
Дата рождения 9 декабря 1837(1837-12-09)
Место рождения Страсбург
Дата смерти 12 февраля 1915(1915-02-12) (77 лет)
Место смерти Париж
Страна  Франция
Профессии композитор, дирижёр, пианист
Инструменты фортепиано
Жанры вальсы

Эмиль Вальдтейфель (фр. Émile Waldteufel) — французский композитор, дирижёр и пианист, автор многих известных вальсов.

Биография

Родился 9 декабря 1837 года в Страсбурге в еврейской семье музыкантов (первоначальная фамилия — Леви; фамилия Waldteufel означает по-немецки «лесной дьявол»). Его отец Луи имел свой оркестр, впоследствии ставший одним из известнейших в Париже. Учился в Парижской консерватории по классу фортепиано у Антуана Мармонтеля и по классу композиции у Э. Лорена. Окончив консерваторию, выступал как пианист. Был капельмейстером придворных балов Наполеона III и придворным пианистом императрицы Евгении[1]. Впоследствии выступал как дирижёр танцевальной музыки в Лондоне (1885), Берлине (1889) и Риме. С 1865 года был дирижёром бального оркестра в Париже. Скончался 12 февраля 1915 года в Париже, годом позже своей жены.

Творчество

Вальсы Вальдтейфеля соперничали с вальсами Штрауса; представляли собой смешение мелодических элементов немецких, французских и испанских вальсов[1]. Первыми вальсами Вальдтейфеля стали «Радость и горе» («Joies et peines», Op.102, 1859) и «Манола» («Manola», Op.140, 1874), опубликованные им на собственные средства, и принесли ему большую известность.

За всю свою жизнь сочинил более 250 вальсов; самые известные из них: «Конькобежцы», «Эспанья», «Долорес», «Сирены», «Студентка» и др. В своих вальсах он часто использовал темы сочинений других композиторов[2], например, вальс «Эспанья» построен на разработке темы одноимённой рапсодии Эммануэля Шабрие. Большинство вальсов Вальдтейфеля имеют следующий тип построения: сюита из 4 вальсов со вступлением и развёрнутым заключением, кодой.

Советская пластинка с полькой «Игрушка».

Интересные факты

  • Я. Пригожий неоднократно использовал мелодии Вальдтейфеля, издавая их под своим именем:
    • Одна из тем третьей части вальса «Студентка» («Estudiantina», Op.191, 1883) легла в основу песни «Мой костёр в тумане светит» (музыка Я. Пригожего).
    • Ещё одна мелодия Вальдтейфеля была взята из вальса «Страдания» («Dolorès», Op.170, 1880) для другой «цыганской» песни — «Милая, ты услышь меня…»[3].
    • Мелодия романса «Что это сердце сильно так бьётся» также заимствована из вальса «Jeunesse dorée» (Op.175, 1881) (музыка Я. Пригожего).
  • Вальс Вальдтейфеля «Конькобежцы» («Les Patineurs», Op.83, 1882) является музыкальной темой в ряде видеоигр, в том числе в «Antarctic Adventure» (единственная играющая тема).
  • Мелодия другого вальса должна быть хорошо знакома очень многим жителям СССР, а вот название его мало известно. Это вальс «Золотой дождь»/«Бриллиантовый дождь» («Pluie de diamants»/«Pluie d’or», Op.160, 1879). Его мелодия в течение многих лет звучала в качестве музыкальной заставки к передаче «Концерт по вашим письмам» на Радио-1. Её звуки создавали торжественное, приподнятое настроение в предвкушении встречи с прекрасным.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Музыкальный словарь. Вальдтейфель Архивная копия от 3 ноября 2012 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2870 дней])
  2. Иллюстрированный Энциклопедический Словарь. Эмиль Вальдтейфель (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2010. Архивировано 28 мая 2008 года.
  3. Э. Вальдтейфель, С. Гердель - Милая (с нотами)

Литература