Вальдес Леаль, Хуан де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хуан де Вальдес Леаль
исп.  Juan de Valdés Leal
АвтопортретАвтопортрет
Место рождения Севилья
Место смерти Севилья
Гражданство Escudo de España (mazonado).svg Габсбургская Испания
Жанр портретист
Учёба у Антонио дель Кастильо  (англ.)
Стиль Vanitas

Хуан де Вальде́с Леа́ль (исп.  Juan de Valdés Leal, 4 мая 1622, Севилья15 октября 1690, там же) — испанский художник, график, скульптор и архитектор эпохи барокко.

Биография

«Жертвоприношение Авраама», частное собрание

Сын ювелира Фернандо де Ниса и Антонии де Вальдес Леаль. По традиции, издавна существовавшей в Севилье, выбрал фамилию матери, под которой и прославился. Так же сделал еще один севильянец - Диего Веласкес.

Вальдес Леаль. Finis gloriae mundi, Венец славы земной

Свидетельств о ранних годах будущего художника не сохранилось. Есть предположения, что он учился живописи в Кордове у Антонио дель Кастильо  (англ.). Женился там в 1647 на Елизавете, девушке из благородной семьи, по свидетельству художника и историографа Антонио Паломино. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.

Стал одним из основателей (вместе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран главным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его жена, живописцами стали сын и дочери.

Дети художника —

  • Луиза Рафаэла
  • Мария Евгения
  • Лука де Леаль
  • Мария де ла Консепсьон
  • Антония Альфонса

Лука де Леаль был второстепенным художником и графиком, стал преемником отца после смерти последнего. К Кордовскому периоду относится и первое известное нам произведение художника, датированное 1652 годом.

Посетил Мадрид. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.

Творчество

Создал стенописи в монастыре Святой Клары в Кармоне (провинция Севилья), работал в Кордове, но больше всего – в Севилье. В 1671-1672 выполнил для севильской церкви Братства Милосердия Господня цикл работ Иероглифы последних дней человеческих, ставший вершиной его творчества.

Имел склонность к драматическим сюжетам. В картинах, в отличие от позитивного настроя картин Бартоломео Эстебана Мурильо, господствующими были мистические настроения испанского католицизма, разочарования и уныния, характерные для кризисной эпохи позднего испанского барокко.

Некоторые из его картин описывают ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), быстротечность и смерть:

  • In ictu oculi  (англ.)В мгновение ока
  • Finis gloriae mundiВенец славы земной

Галерея

Наследие

Вальдес Леаль. In ictu oculi  (англ.)В мгновение ока

Многие работы Вальдеса Леаля были уничтожены в ходе Войны за независимость Испании. Сохранившиеся произведения представлены в Прадо, Лувре, музеях Севильи, Вашингтона, Санкт-Петербурга, Ульяновска и др.

Примечания

Литература

  • J. Gestoso Perez, Biografia del pintor D. Juan de Valdés Leal, Séville, 1917 (исп.)
  • Jacques Lassaigne, La Peinture espagnole de Vélasquez à Picasso, Genève, Skira, 1952 (исп.)
  • Kinkead D.T. Juan de Valdés Leal (1622-1690), his life and work. New York: Garland Pub., 1978 (англ.)

Ссылки