Валери, Поль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поль Валери
Paul Valéry
Paul Valéry.jpg
Имя при рождении Ambroise Paul Toussaint Jules Valéry
Дата рождения 30 октября 1871(1871-10-30)
Место рождения Сет, Франция
Дата смерти 20 июля 1945(1945-07-20) (73 года)
Место смерти Париж, Франция
Род деятельности поэт, эссеист, философ
Направление Символизм, Модернизм
Произведения на сайте Lib.ru

Поль Валери́ (фр. Paul Valéry [ˈpɔl valeˈʁi]; полное имя — Амбруа́з Поль Туссе́н Жюль Валери́ (Ambroise Paul Toussaint Jules Valéry); 30 октября 1871 года, Сет, деп. Эро — 20 июля 1945 года, Париж) — французский поэт, эссеист, философ. Поль Валери известен не только своими стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе и афоризмов, посвящённых искусству, истории, литературе, музыке. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в разные годы в течение 12 лет[1].

Биография

Поль Валери родился 30 октября 1871 года в Сете, небольшом городе на побережье Средиземного моря. Его отец был корсиканец, мать — родом из Генуи. Детство и юность Валери прошли в Монпелье, крупном городе неподалеку от Сета. Получив традиционное католическое образование, он изучал право в университете, а затем переехал в Париж, где и прожил почти всю жизнь. Там, в течение некоторого времени, он был близок к кругу поэта Стефана Малларме.

Был членом жюри вместе с Флоренс Майер Блюменталь при вручении Prix Blumenthal - гранта, который с 1919 по 1954 год присуждался молодым французским художникам, скульпторам, декораторам, граверам, писателям и музыкантам[2].

Кладбище у моря (Сет)
Надгробие Поля Валери на кладбище у моря в Сете

В Париже Валери некоторое время служил чиновником в Военном министерстве. Вскоре он нашёл себе другую работу, став личным секретарем Эдуара Лебе, бывшего директора агентства «Хавас». Здесь он проработал около двадцати лет, до самой смерти Лебе в 1922 году. Публиковаться Валери начал ещё в университете, но профессионально занялся литературой только в 1920-х годах. Валери пишет многочисленные эссе, предисловия к произведениям разных авторов, становится страстным оратором. В 1925 году его избирают во Французскую Академию. К этому времени, он уже известная личность во Франции. Он путешествует по Европе, дает лекции на культурные и социальные темы. В Лиге Наций он представляет культурные интересы Франции, и участвовал в нескольких заседаниях.

В 1931 году Валери основывает Международный колледж в Каннах, негосударственное учреждение, изучающее французский язык и культуру. Колледж действует и сейчас.

В 1932 году на немецком праздновании 100-летия со дня смерти Гёте он делает основной доклад. Поэту был близок Гёте — Валери разделял его любовь к науке (в особенности, к биологии и оптике). Валери был членом Лиссабонской Академии наук, состоял в т. н. Национальном фронте писателей (Front national des Ecrivains). Во время Второй мировой войны Валери сняли с нескольких из этих должностей из-за его отказа сотрудничать с режимом Виши, но Валери все эти тяжёлые годы продолжал работать и публиковаться, оставаясь заметной фигурой во французской культурной жизни.

В 1900 году он женился на Жанни Гобийяр, племяннице Берты Моризо и подруге семьи Малларме. Свадьба была двойной церемонией: двоюродная сестра невесты, дочь Моризо, Жюли Мане, вышла замуж за художника Эрнеста Руара[3]. У Валери и Гобийяр было трое детей: Клод, Агата и Франсуа.

Валери умер в Париже 20 июля 1945 года. Он был похоронен на кладбище в его родном Сете, о котором идёт речь в знаменитом стихотворении le Cimetière marin («Кладбище у моря»).

Творчество

Детство Валери прошло под сильным влиянием символистов, главным образом Малларме и Бодлера. С 1890 года Валери, замкнувшийся в кругу собственных изысканных мыслей и живущий созерцательной жизнью эстета, пишет стихи, которые печатает для небольшого круга утончённых и элегантных модернистов. Его читатели были объединены изданиями — «La Conque», редактировавшимся Пьером Луисом, и «Le Centaure»; основателем последнего был сам Валери.

В ночь на 4 октября 1892 года во время сильного шторма Поль Валери пережил экзистенциальный кризис, который оказал огромное влияние на его писательскую карьеру. В конце концов, примерно в 1898 году он вообще прекратил писать и почти двадцать лет не публиковал ни слова. Отчасти этот перерыв был вызван смертью его наставника, Стефана Малларме. Когда в 1917 году Валери, наконец, нарушает свое «великое молчание» публикацией поэмы «La Jeune Parque» («Юная Парка»), ему было уже сорок шесть лет.

В 1920 году ранние опыты поэта были изданы в виде двухтомного собрания «Album de vers anciens». Следующий сборник «Charmes» («Чары») характеризует Валери нового периода — возврата к классицизму; он снова применяет чёткий десятисложник Малерба, забытый французами с XVII века. Провозглашение «чистой поэзии» является лозунгом новой французской эстетики, а диалогическая форма «Introduction à la méthode de Leonardo da Vinci» (Введение в метод Леонардо да Винчи), «La soirée avec M. Teste» («Вечер с господином Тэстом») и «Autre soirée avec M. Teste»; — по замыслу является реставрацией философических бесед Платона.

Несмотря на изысканную замкнутость своих стихотворных созерцаний, а может быть именно в силу того любопытства, которое возбуждало во французской интеллигенции это аристократическое отшельничество, случилось так, что анкета журнала «Connaissance» (Познание) дала Валери титул лучшего поэта современности.

Но помимо этого искусственного фактора — славы, добытой ажиотажем библиофилов-буржуа, Валери заслуживает внимания как совершенно исключительный мастер французского стиха, следующий музыкальной традиции символистов. В этой области его мастерство действительно не превзойдено, а сочетание этого мастерства с интеллектуальной ясностью и образностью делает Валери крупным явлением французской поэзии.

Чрезвычайная абстрактность Валери и то напряжение, которое требуется для восприятия его стихов, отвлекают читателя от жизни. Поэтому ничто так не характерно для вкусов эпохи, как избрание Валери членом Французской академии и предоставление ему кресла Анатоля Франса. Эта случайная преемственность знаменует собой интеллектуальное дезертирство Французской академии перед очередными проблемами современности.

Полное собрание стихов Валери вышло в 1923 г. в издательстве Nouvelle Revue Francaise. Гослитиздат выпустил в конце 1936 г. сборник избранных его произведений (стихов и прозы).

Библиография

Публикации на русском языке

  • [Стихи]// Б. Лившиц От романтиков до сюрреалистов. Антология французской поэзии. Л.: Время, 1934. С. 99 — 105.
  • Избранное / Введ. и ред. А. Эфроса. М.: Художественная литература, 1936.
  • Письмо госпожи Эмили Тэст // Французская новелла двадцатого века, 1900—1939. М.: Художественная литература, 1973. С. 183—195.
  • Об искусстве / Изд. подг. В. М. Козовой. М.: Искусство, 1976. (Переизд. 1993)
  • Избранные стихотворения / Сост., авт. предисл. и пер. Р. Дубровкина. — М. : Русский путь, 1992.
  • Юная Парка: Стихи, поэма, проза. М.: Текст, 1994.
  • [Стихи] // Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 1999. С. 502—512.
  • К платану // Французская поэзия: Антология / Пер. В. Козового. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 150—152.
  • Полное собрание стихотворений / Сост. и предисл. Е. Витковского. М.: Водолей Publishers, 2007.
  • Собрание стихотворений / Пер. с франц. Алексея Кокотова. — М.: Водолей, 2014. — 160 с. — (Пространство перевода).
  • Стихотворения. Poésies / Пер. с франц., сост. и послесл. Алексея Кокотова. — М.: Текст, сер. «Билингва», 2017—352 с.

В популярной культуре

Оскароносный мультипликационный фильм японского режиссера Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает» (2013) и одноименный роман (на котором фильм был частично основан) берут свое название из стихотворения Поля Валери «Le vent se lève … il faut tenter de vivre!» («Крепчает ветер … Мы должны стараться жить!») «Le Cimetière marin» (Кладбище у моря)[4]. Эта же цитата используется в заключительных предложениях романа Энтони Берджесса «Вожделеющее семя» (1962).

Примечания

  1. Nomination%20Archive (англ.). NobelPrize.org (1 апреля 2020). Дата обращения: 11 сентября 2020. Архивировано 6 августа 2020 года.
  2. Florence Meyer Blumenthal (англ.). Jewish Women's Archive. Дата обращения: 11 сентября 2020. Архивировано 25 октября 2016 года.
  3. Manet, Julie, Rosalind de Boland Roberts, and Jane Roberts. Growing Up with the Impressionists: The Diary of Julie Manet. — London: Sotheby's Publications, 1987.
  4. Shone, Tom. The Wind Rises: a flight into Hayao Miyazaki's magic and poetry. The Guardian (21 февраля 2014). Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано 2 февраля 2017 года.

Литература

  • Porché F., Paul Valery et la poesie pure, P., 1926
  • Brémond H., La poésie pure, Abbeville, 1926
  • Noulet E., Paul Valéry, «Mercure de France» Ї 696, P., 1927
  • Souday P., Paul Valéry, Les Documentaires, P., 1927.

В статье использован текст из Литературной энциклопедии 1929—1939, перешедший в общественное достояние, так как он был опубликован анонимно и имя автора не стало известным до 1 января 1992 года.

Ссылки