Вайнонен, Василий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Вайнонен
Vasily Vainonen.jpg
Имя при рождении Василий Иванович Вайнонен
Дата рождения 8 (21) февраля 1901(1901-02-21)
Место рождения Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 23 марта 1964(1964-03-23) (63 года)
Место смерти Москва, СССР
Гражданство  Российская империя СССР
Профессия артист балета, балетмейстер
Театр Мариинский театр, Большой театр
Награды
Орден «Знак Почёта»  — 1939 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Заслуженный артист РСФСР — 1939 Сталинская премия — 1947 Сталинская премия — 1949

Васи́лий Ива́нович Вайно́нен (1901—1964) — русский советский артист балета и балетмейстер[1]. Заслуженный артист РСФСР (1939). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1949)[2].

Биография

Василий Вайнонен родился 8 (21) февраля 1901 года в Петербурге[2]. После окончания в 1919 году Петроградского хореографического училища (класс Владимира Пономарёва) до 1938 года работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, где исполнял небольшие хара́ктерные партии[3].

Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров. Первая большая работа — постановка балета «Золотой век» Дмитрия Шостаковича в 1930 году[3]. В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета осуществил постановку балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева, через год создал новую редакцию (1933), а в 1947 году перенёс его в Большой театр. Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» был поставлен в 1934 в Театре им. Кирова, а в 1938 году — в Большом театре.

Творчество балетмейстера пришлось на годы становления социалистического искусства, когда ко всем видам искусства предъявлялись требования социалистического реализма. Применительно к балету эти требования требовали существенных новшеств. Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, постановке массовых танцев, использовании фольклора, например танца басков в балете «Пламя Парижа». Роль кордебалета, представлявшего народ, значительно возросла, он стал активным персонажем. Мужские групповые танцы были явлением принципиально новым для балета, они обеспечивали героизацию спектакля, в спектаклях преобладало бравурное, активное начало. Полученные Вайноненом награды (Сталинские премии) свидетельствуют о принятии его творческих методов коммунистическими идеологами, но каковы бы ни были причины появления данных новшеств, они существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей.

В 1951—1953 годах возглавлял балетную труппу Новосибирского театра оперы и балета.

Был женат на Клавдии Армашевской, после кончины балетмейстера вдова оставила воспоминания о нём.

В. И. Вайнонен умер 23 марта 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета

Первый исполнитель партий

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета

Танцы в операх

Балеты

Постановки в Большом театре

Балеты

Танцы в операх

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

Постановки в других театрах

Либретто

Награды и премии

Библиография

  • Армашевская К., Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен. — М.: Искусство, 1971. — 278 с. — 10 000 экз.
  • Бродерсен Ю. Легализация приспособленчества // Рабочий и театр.—1930.—№№60—61

Примечания

  1. Вайнонен, Василий Иванович // Энциклопедия «Кругосвет».
  2. 2,0 2,1 Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  3. 3,0 3,1 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.

Ссылки