Вагнеровская туба

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вагнеровская туба
Валторновая туба, Теноровая туба, Байрейтская туба
Double Wagner tuba by Alexander.jpg
Диапазон
(и строй)
Range frenchhorn.png
Диапазон по написанию
Классификация Медный духовой музыкальный инструмент
Родственные инструменты Валторна, Эуфониум, Туба

Ва́гнеровская ту́ба (нем. Wagnertuba, англ. Wagner tuba, итал. Tuba wagneriana или Tuba di Wagner, фр. Tuba wagnerien; название происходит от имени композитора Рихарда Вагнера) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра, объединяющий в себе конструктивные особенности валторны и тубы. Название «вагнеровская туба» не совсем верно, поскольку по конструкции этот инструмент ближе к валторне, к тому же в нём используется валторновый мундштук, поэтому в абсолютном большинстве случаев играют на нём профессиональные валторнисты. Правильнее классифицировать его как разновидность валторны. Однако существующее название сложилось исторически сразу в нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому при отсутствии этого инструмента в оркестре эуфониум нередко её заменяет.

Изобретение этого инструмента приписывается Рихарду Вагнеру, впервые применившему его в своих произведениях. Предположительно в конструировании вагнеровской тубы поучаствовал также изобретатель саксофона Адольф Сакс. Вагнеровская туба используется композиторами довольно редко. Наиболее известные музыкальные произведения с участием этого инструмента — тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», симфонии Антона Брукнера7, 8 и 9, балет Игоря Стравинского «Весна священная», оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашняя симфония», скрипичный концерт «In tempus praesens» Софии Губайдулиной.

Литература

  • Рогаль-Левицкий Д.Р. Валторновые тубы // Современный оркестр. Том 2 из 4. — М.: МузГИз, 1953. — С. 249—258. — 447 с.