Вавилонская религия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мардук сражается с Тиамат

Вавилонская религияастрально-политеистический культ Месопотамии, возникший во II-I тыс. до н.э. на основе шумеро-аккадской мифологии и достигший своего расцвета в период гегемонии халдеев.

Древние источники

Пантеон

Статуэтка богини Иштар

Верховным небесным богом Вавилона был Мардук (в римское время отождествлен с Юпитером), которому некогда противостояло чудовище Тиамат. Другими именами верховного божества были Илу (ср. Элохим и Аллах) и Бэл. Само название города Вавилон можно перевести как "ворота бога Илу". Иногда считается, что Бэл был более древним богом (Энлиль), который был отождествлен с Мардуком в эпоху Хамураппи[3]. Отцом Мардука считался бог Эа, а женой — богиня Сарпанит.

Помимо Мардука и Сарпанит вавилоняне чтили Иштар, Нергала и Набу (он стал восприниматься как сын Мардука)[3]. Эти боги отождествлялись с такими планетами как Венера, Марс и Меркурий. Солнцу и Луне соответствовали боги Шамаш и Син, однако солярный культ был для Вавилона нехарактерен. С планетой Сатурн связывался бог Нинурта[4]. Супругом Иштар считался воскресающий бог Таммуз.

Поскольку вавилонская религия имела разнородное происхождение, то почитания одних богов наслаивались на почитания других. Так богиня Сарпанит отождествлялась с Иштар, а Мардук не только с Илу и Бэлом, но и Таммузом, Нинуртой (бог Лагаша), Энлилем (бог Ниппура) и Нергалом (бог Кута).

Нередко богам приписывались черты животных. Символом Иштар был голубь[5].

Вестниками богов выступают крылатые существа более низкого порядка: Kirub (ср. Херувим, шеду), Сирруш.

Демонология

Из враждебных богам и людям духов известно олицетворение хаоса Тиамат, богиня болезней Ламашту и демон бури Пазузу

Загробный мир

Вавилоняне не знали ни рая, ни ада. Преисподняя представлялась им в виде царства теней, мрака и тлена, где пищей умершим служили прах и глина. По представлениям вавилонян, человек продолжал жить не в загробном мире, а в своем потомстве[6]

Культовая практика

На основе астральных культов развилась астрология, а вавилонские (халдейские) жрецы были известны как звездочеты.

Боги изображались в виде антропоморфных статуй-идолов и помещались в специальные храмы-зиккураты — семиэтажные ступенчатые башни на четырехугольном основании. Жрецы делились на разряды (бару — прорицатели, заммару — певцы, пашиту — помазанные, ашипу — заклинатели); обыкновенное слово для жреца — шангу или ниссакку. Во время богослужений практиковались как жертвоприношения и каждения, так и песнопения с использованием арф, флейт и кимвалов. Царь также имел жреческие функции.

Геродот описывает в Вавилоне практику храмовой проституции (иеродулия), связанная с богиней Иштар.

Важным праздником вавилонской религии был Новый год Акиту с элементами карнавала, который отмечался весной (Нисан) и посвящался Мардуку.

Влияние

После захвата Вавилона персами, вавилонская религия утрачивает свое значение. Отдельные ее элементы сохраняются в Библии: имя Элохим, сотворение из глины первого человека Адапа богом Эа, миф о потопе и спасении человека Утнапишти в ковчеге, херувимы.

Существует концепция панвавилонизма (Винклер), согласно которой авраамические мировые религии имеют вавилонское происхождение[7].

Примечания

Литература

  • Тураев Б.А. 'История Древнего Востока. Том 1' \\под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. - Ленинград: Социально-экономическое, 1935 - с.340.
  • Dhorme Е. Les religions de Babylonie et d'Assyrie. Paris, 1945

Ссылки