Б-20

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Б-20
Б-20.jpg
Носители
Ил-10, Ла-7, Ту-4, Як-3, Як-9 и др. Подробнее см. ниже
Размеры, мм
Длина 2035
Ширина 151
Характеристики
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 170—240[сн 1][1]
Скорострельность
Темп стрельбы, выст./мин 600-800
Начальная скорость, м/с 750-800
Длина непрерывной очереди, выст. ?
Внешние изображения
Б-20 (вторая слева), рядом ШВАК, ВЯ-23 и УБ

Б-20 — советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм. Создана оружейным конструктором М. Е. Березиным во время Великой Отечественной войны путём переделки своего 12,7-миллиметрового пулемёта УБ под патрон 20 мм пушки ШВАК[2] для конкурса, в котором участвовали также конструкции В-20 Владимирова и Ш-20 Шпитального[3] (по другим данным,[4] третьим участником была ША-20 Шпитального).

История создания

Разработка орудия началась ещё в 1941 году, 11 июля того года вышло постановление ГКО № 106 «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина»[5]. Планировалось до 16 июля провести заводские испытания двух пушек, к 18 подготовить три пушки к полигонным испытаниям, а к 25 июля установить две крыльевые пушки на Ил-2 и одну моторную на ЛаГГ-3 и провести лётные испытания[6].

В мемуарах замнаркома вооружения В. Н. Новикова утверждается, что на первые испытания пушка попала только в конце 1943 года[7]. По его словам, основные сложности возникли с переделкой затвора и ствольной коробки[8]. Проблемы, вероятно, были вызваны тем, что патрон пушки ШВАК, в отличие от патрона пулемёта УБ, имел закраину. Благодаря тесному сотрудничеству с заводскими конструкторами пушка получилась не только очень лёгкой (вдвое легче ШВАК), но и значительно технологичнее последней[8].

Конструкция

Несмотря на утверждения Широкорада об отсутствии каких-либо конструктивных отличий пушки от пулемёта-«родителя»[2], существуют подробные сведения о таких отличиях[3]. Основное изменение заключалось в том, что клиновое запирание затвора при выстреле производилось вертикальным клином, расположенным вдоль оси пушки, а не боковым, как у пулемёта[3].

Затвор был разделён на две части — извлекатель патрона из приёмника, сцепленный с ползуном, и собственно затвор, подвижно соединённый с ползуном[3].

Кроме того, у пушки извлечение патрона из приёмника при выстреле начиналось без начальной скорости, более плавно — у пулемёта извлечение происходило с начальной скоростью, приобретённой ползуном за время свободного хода в заднее положение, что могло вызывать распатронивание (досрочное отделение пули от гильзы)[3].

Березин также разработал новый механизм пневмоперезаряжания без вспомогательного цилиндра, впервые широко применена электрификация (были разработаны электроспусковой механизм и электрические датчики готовности пушки к стрельбе)[3].

Производство

Б-20 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» от 10 октября 1944 года[9]. Известно, что с марта 1945 до конца войны было выпущено 368 «трёхпушечных» Ла-7, все на заводе № 381[10].

Уже после постановки на вооружение выяснилось, что пушка не удовлетворяет требованиям военных в отношении надёжности. Так, на испытаниях в НИИ ВВС осенью 1945 года пушка из трёх «трёхточечных» самолётов Ла-7 (на каждом по три Б-20), принимавших участие в испытаниях, ни на одном не удалось достичь требуемого показателя в 5000 снарядов, отстрелянных с одного самолёта без отказов — в среднем этот показатель составил 3200 снарядов с самолёта[2]. Однако В. Б. Шавров утверждает, что «первоначально с ними были осложнения при стрельбе, но за два месяца всё пришло в норму»[11].

Производство Б-20, шт. (по данным[2] Широкорада)
1944 1945 За время войны 1946 1947 1948 1949 За всё время
2275 7240 9515 440 780 1686 2931 15 352

По воспоминаниям Новикова, основным производителем пушек был Ковровский завод № 2 им. Киркижа, который во время войны выпустил около 9 тысяч пушек.[12]

По данным же А. С. Яковлева,[13] только за время войны было изготовлено аж 32 тысячи пушек[14].

Существует мнение,[15] что использование Б-20 для вооружения Ла-7 было ошибкой.

Модификации

  • Б-20М — мотор-пушка (для установки в развале блока цилиндров).
  • Б-20С — вариант с синхронизатором (для стрельбы через воздушный винт).
  • Широкорад[2] и Шавров[16] также утверждают о существовании крыльевого варианта, однако о его использовании никаких данных нет.
  • Перов и Растренин пишут, что пушка Б-20Т-Э использовалась в составе ААУ ВУ-9 на серийных Ил-10 с августа 1945[17]. В других источниках тот же Растренин упоминает[18] об использовании на ВУ-9 (правда, на Ил-8)

БТ-20. В документальном фильме ГК НИИ ВВС 1945 года о Ил-8 (недоступная ссылка) тоже демонстрируется и говорится о БТ-20.

  • В 1946 году[2] было начато производство Б-20Э (электрифицированная), использовавшейся в качестве оборонительного вооружения на стратегическом бомбардировщике Ту-4[19]. Тогда же[20] она была установлена вместо одной из НС-23 на самолёт Лавочкина «120Р»[21]. Предполагалась установка пяти пушек на тяжелый бомбардировщик ОКБ Сухого Су-10 и трех пушек на разведчик-корректировщик Су-12.
  • В 1951 году на заводе № 23 выпускались бомбардировщики Ту-2С с пушками Б-20ЭН[22]. В следующем году эти пушки устанавливались на штурмовики Ил-10М в составе авиационной артустановки ВУ-9М — модификации ВУ-9 с электроприводом[23].

Применение

На истребителях

Использование Б-20 на советских истребителях
КБ ОКБ Лавочкина ОКБ Яковлева ОКБ Микояна
ЛА Ла-7[сн 2] Ла-7Р 120Р Як-9УВ Як-9УТ Як-9С Як-9П ВК-107А Як-3 ВК-107А Як-3П Як-3У И-250
Год 1944/1945[24] 1945/ — 1946/ — 1945/ —[25] 1945/1945[26] 1945/ —[27] 1946/1947[28] 1944/1945?[29] 1946?/1946 1945/1945[30] 1945/ —[31] 1945/1945[32]
Пушка 3×Б-20С 2×Б-20[11] Б-20Э Б-20М[25] 2×Б-20С+Н-37[сн 3][26] 2×Б-20С+НС-23[27] 2×Б-20С+Б-20М[сн 4][28] 2×Б-20С[29] 2×Б-20С+Б-20М[29] 2×Б-20С+Б-20М[30] 2×Б-20С+Б-20М[31] 2×Б-20С+Б-20М
ААУ синхронные синхронная моторная синхронные и моторная синхронные синхронные и моторная синхронные синхронные и моторная
БК, сн. 3×170[сн 5][33] ? 100[21] 100[25] 2×120[сн 6][26] 2×120[сн 7][27] 2×120+115[28] 2×120[29] 3×100[29] 120+2×130[30] 2×120[31] 3×100,[32] по др. ист[34]. 3×160

Как оборонительное вооружение

Использование Б-20 в качестве оборонительного вооружения
КБ ОКБ Ильюшина ОКБ-23 ОКБ Туполева ОКБ Сухого ОКБ Бериева ОКБ Антонова
ЛА Ил-8 Ил-10 Ил-16 Ил-10М Ил-22 ДБ-108 Пе-2М Ту-4[сн 8] Ту-2Д(65) Ту-2Д (67) Ту-2С Ту-8 Ту-75 Су-12 Бе-6 Ан-2НАК
Год 1944/ —[35] 1944/ 1945/ — 1951/1952 1947/ — 1945/ —[36] 1945/ —[37] 1947/1948 1946/ —[38] 1946/ —[39] ?/1951[сн 9][22] 1947/ —[40] 1950/ —[41] 1947/ —[42] 1948/ —[сн 10] 1949/ —
Пушка БТ-20 или Б-20Т-Э (см. выше) Б-20ЭН 2×Б-20Э[43] неск. УБ-20[сн 11][36] 3×УБ-20[сн 12][37] 4×(2×Б-20Э)+3×Б-20Э,[сн 13][19]

по др. ист.[44] 10×Б-20Э

БД-20Э 2×Б-20[39] Б-20ЭН,[22]
по др. ист. БД-20Э
до 3×УБ-20[сн 14] 4×Б-20Э[45] 2×Б-20 БД-20Э
ААУ ВУ-9 ВУ-9М ВДБ-5[46] ДЭУ и др[36]. ВУ-5-20+ЛУС-20 ПВ-20=4×ВДБ-2+?[47] ВЭУ-1[38] н/д ВЭУ-1[22] ВТЭ-2+КГ-1[48] СЭБ-3А[49] ВЭУ-1
задняя турель верхняя[46] верхняя, люк и КУ[сн 14] задняя и нижняя 4 турели и 1 КУ[19] средняя[39] задняя неподв.,[сн 15] задняя и нижняя 3 турели и 1 КУ[41] неподв.,[сн 16] верхняя и КУ верхняя[46] задняя
БК, сн. 150 800[46] не менее 80[36] 120+200+200[37] 5297[сн 17][19] 200[39] н/д н/д 100+360+200[48] 400[46]

Существовал также неосуществлённый проект реактивного бомбардировщика Су-10 с пятью пушками Б-20Э в качестве оборонительного вооружения и проект транспортного самолёта Т-117 с артустановками ЛУ-68 с пулемётом УБТ и СЭБ-3А[50] с Б-20[51].

Кроме того, никогда не взлетела, хоть и прошла наземные испытания высотная модификация ДБ-108 — бомбардировщик Мясищева ВБ-109 с двумя пушками Б-20[52].

Польский Avia B33  (англ.) (Ил-10 чехословацкого производства) с той же турелью в Музее польской авиации, Краков

Штурмовики Ил-10 (по одним данным,[53] в количестве 93 штук, а по другим,[54] около 50) применялись[55] в Корейской войне, но сведений о том, были ли они вооружены Б-20, ШВАК или УБ найти не удалось.

Тактико-технические характеристики

Тип оружия одноствольная автоматическая пушка
Калибр 20×99 мм R
Принцип действия отвод пороховых газов
Длина пушки 2035 мм
Масса пушки 25 кг
Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстрелов/мин., для крыльевого и турельного — 800 выстр./мин.
Длина ствола 1588 мм
Начальная скорость снаряда 750−800 м/с
Дульная энергия 30,7 кДж
Масса секундного залпа 0,95−1,2 кг
Боеприпасы БЗ бронебойно-зажигательный массой 97 г. Бронепробитие 14 мм брони/400 м
ОЗ осколочно-зажигательный массой 96 г
Всего произведено 15 352 шт.
Применялось на самолётах ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-1, Як-3П, Як-7б, Ту-2, Ил-2 и Ил-10

Примечания

Сноски

  1. Для синхронных установок
  2. Т. н. «трёхточечный».
  3. В серию пошла модификация с мотор-пушкой НС-23.
  4. Иногда вместо Б-20М была возможна установка НС-37 или Н-45, причём в последнем случае одна из Б-20С снималась.
  5. По 170 снарядов на пушку. На Ла-5 эталоне 1944 — 3×150
  6. Только боеприпасы калибра 20 мм.
  7. Не считая боеприпасов калибра 23 мм в количестве 60 штук.
  8. С восьмой серии по середину 1949 г.
  9. Имеется в виду модификация с Б-20ЭН, дата первого полёта которой не приводится в источниках.
  10. В серию пошёл вариант с НР-23.
  11. Разнится в зависимости от варианта.
  12. Одна из них курсовая, то есть формально оборонительным вооружением не является.
  13. В сумме 11 стволов.
  14. 14,0 14,1 Также устанавливался пулемёт УБ.
  15. Неподвижная установка в носовой части, под сиденьем пилота.
  16. Неподвижная установка в носовой части, под пилотской кабиной, снизу-слева по ходу движения.
  17. 800 снарядов к верхней передней, 540 к нижней передней, 840 к нижней задней турели и 1700 к кормовой установке. Если всё сложить, получается 3880.

Источники

  1. Романов Д. И. Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолётов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.) // 4.5. Совершенствование и создание новых самолётных установок под авиационные пушки и пулемёты // Оружие воздушного боя. — М.: Военное дело, 2000. — 155 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Широкорад А. Б. 20-мм пушка Березина // История авиационного вооружения. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6. Архивная копия от 16 марта 2005 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Романов Д. И. Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолётов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.) // 4.3. Совершенствование авиационных пулемётов и пушек в ходе войны // Оружие воздушного боя. — М.: Военное дело, 2000. — 155 с.
  4. Авиация и время 2009 06 // Линия судьбы
  5. Постановления ГКО в 1941 г.. Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано 7 октября 2014 года.
  6. Уточнение содержимого распоряжения № ГКО-106сс от 11 июля 1941 г. «Об испытании 20 мм авиационной пушки Березина» — «Хронология авиации и авиапромышленности России и СССР, 1916—1946», Иван Родионов. Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано 7 июня 2011 года.
  7. Новиков, 1988, с. 197.
  8. 8,0 8,1 Новиков, 1988, с. 196.
  9. Постановления ГКО в 1944 г.. Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано 23 августа 2011 года.
  10. Ла-7 — лучший из породы
  11. 11,0 11,1 Шавров, В. Б. Истребители ОКБ Лавочкина // История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0. Архивная копия от 16 июля 2011 на Wayback Machine
  12. Новиков, 1988, с. 198.
  13. Яковлев А. С. 50 лет советского самолётостроения. — М.: Наука, 1968. — 204 с. — 15 000 экз.
  14. Романов Д. И. Глава 4. Ракетное и артиллерийское вооружение самолётов в период второй мировой войны (1939-1945 г.г.) // 4.8. Самоотверженный труд тыла - фронту // Оружие воздушного боя. — М.: Военное дело, 2000. — 155 с.
  15. Авиационное вооружение СССР — Б-20. Дата обращения: 1 мая 2011. Архивировано 8 декабря 2010 года.
  16. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 июля 2011 года.Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 июля 2011 года.
  17. Авиация и космонавтика № 12, 2001 г. // Владимир Перов, Олег Растренин. Скоростной, маневренный
  18. О. Растренин — «Простая» история самолёта Ил-8 (недоступная ссылка)
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Широкорад А. Б. Оборонительное вооружение бомбардировщика Ту-4 // История авиационного вооружения. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6. Архивная копия от 16 марта 2005 на Wayback Machine
  20. 1. АВИАЦИОННЫЕ ПУШКИ — Военный паритет. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 19 августа 2013 года.
  21. 21,0 21,1 Лавочкин Ла-120P. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 6 января 2012 года.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Бомбардировщик Ту-2 — Заводы № 23,39, 82
  23. Авиаколлекция № 1, 2005 г. // О. В. Растренин. Штурмовик Ил-10 // Штурмовик Ил-10М
  24. Лавочкин Ла-7. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 19 июля 2013 года.
  25. 25,0 25,1 25,2 Яковлев Як-9УВ. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  26. 26,0 26,1 26,2 Яковлев Як-9УТ. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 15 октября 2011 года.
  27. 27,0 27,1 27,2 Яковлев Як-9С. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 15 октября 2011 года.
  28. 28,0 28,1 28,2 Яковлев Як-9П ВК-107. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  29. 29,0 29,1 29,2 29,3 29,4 Яковлев Як-3 ВК-107. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  30. 30,0 30,1 30,2 Яковлев Як-3П. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  31. 31,0 31,1 31,2 Яковлев Як-3У. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 16 октября 2011 года.
  32. 32,0 32,1 Микоян,Гуревич И-250 (МиГ-13). Дата обращения: 24 июня 2011. Архивировано 19 июня 2011 года.
  33. Техническое описание самолёта Ла-7
  34. Gunston, Bill  (англ.). The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft 1875-1995. — 2. — London: Osprey Aerospace, 1995. — P. 183. — 526 p. — (General Aviation Series). — ISBN 1-85532-405-9.
  35. Ильюшин Ил-8. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 5 июня 2011 года.
  36. 36,0 36,1 36,2 36,3 Мясищев ДБ-108. Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано 27 декабря 2015 года.
  37. 37,0 37,1 37,2 Мясищев Пе-2М. Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано 15 октября 2011 года.
  38. 38,0 38,1 Туполев Ту-2Д (65). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 9 октября 2011 года.
  39. 39,0 39,1 39,2 39,3 Туполев Ту-2Д (67). Дата обращения: 25 июня 2011. Архивировано 4 октября 2011 года.
  40. Туполев Ту-8 (недоступная ссылка)
  41. 41,0 41,1 Туполев Ту-75. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 19 июня 2011 года.
  42. Сухой Су-12. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 19 июня 2011 года.
  43. Ильюшин Ил-22. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 5 июня 2011 года.
  44. Туполев Ту-4. Дата обращения: 31 мая 2011. Архивировано 13 февраля 2018 года.
  45. Шавров B. Б. Глава 3 Послевоенные самолёты (1945—1950 гг.) — Самолёты ОКБ П. О. Сухого // История конструкций самолётов в СССР 1938—1950. — 3-е, исправленное. — М.: Машиностроение, 1994. — Т. 2. — 544 с. — 7000 экз. — ISBN 5-217-00477-0. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 июля 2011 года.
  46. 46,0 46,1 46,2 46,3 46,4 4. БАШЕННЫЕ ПУШЕЧНЫЕ УСТАНОВКИ — Военный паритет. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 19 августа 2013 года.
  47. Тяжелый бомбардировщик Ту-4 (Б-4, изделие «Р») — Отечественные бомбардировщики 1945—2000 Архивировано 7 декабря 2013 года.
  48. 48,0 48,1 Корректировщик Су-12 (недоступная ссылка) Авиация и космонавтика 2007 10
  49. _13. САМОЛЁТЫ ОКБ имени Г. М.БЕРИЕВА — Военный паритет. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 24 мая 2009 года.
  50. Бартини Т-117. Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 19 июня 2011 года.
  51. ВАС.Авиационные пушки и пулемёты (СССР) (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 13 октября 2011 года.
  52. Шавров B. Б. Глава 2 Самолёты периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) — Самолёты ОКБ В. М. Мясищева // История конструкций самолётов в СССР 1938—1950. — 3-е, исправленное. — М.: Машиностроение, 1994. — Т. 2. — 544 с. — 7000 экз. — ISBN 5-217-00477-0. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано 16 июля 2011 года.
  53. Боевое применение Ил-10 — тяжёлый штурмовик. Дата обращения: 28 мая 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
  54. Война в воздухе № 8, Ил-2/Ил-10 История создания и применения // Экспорт
  55. Война в воздухе № 8, Ил-2/Ил-10 История создания и применения // Ил-2 и Ил-10 в боях

Литература

Ссылки