Бёрк, Эдмунд

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Эдмунд Бёрк
англ. Edmund Burke
Edmund Burke by James Northcote.JPG
Дата рождения 12 января 1729(1729-01-12)
Место рождения Дублин
Дата смерти 9 июля 1797(1797-07-09) (68 лет)
Место смерти Беконсфилд
Гражданство Великобритания
Образование Тринити-колледж (Дублин)
Партия Виги
Основные идеи консерватизм

Эдмунд Бёрк[1] (англ. Edmund Burke[2]; 12 января 1729, Дублин — 9 июля 1797, Беконсфилд, Бакингемшир) — англо-ирландский[3][4][5] парламентарий, политический деятель, публицист эпохи Просвещения, родоначальник идеологии консерватизма.

Эдмунд Бёрк был членом парламента с 1766 года по 1794 год в Палате общин и выступал за «укрепление добродетелей в обществе» и важность религиозных институтов для моральной стабильности и блага государства[6]. Эти взгляды были выражены в его книге «Оправдание естественного общества» (A Vindication of Natural Society). Он раскритиковал британское отношение к американским колониям, в том числе посредством налоговой политики. Бёрк также поддержал права колонистов на сопротивление центральной власти, хотя выступал против попытки добиться независимости.

Известен поддержкой католической эмансипации и импичмента Уоррена Гастингса из Ост-Индской компании, а также резкой критикой Французской революции. В своих «Размышлениях о революции во Франции» Бёрк утверждал, что революция разрушает ткань хорошего общества и традиционных институтов государства и общества, и осудил последовавшие за этим преследования католической церкви. Это привело к тому, что он стал ведущей фигурой в консервативной фракции Партии вигов, которую он назвал «Старые виги», в отличие от сторонников французской революции, «Новых вигов», во главе с Чарльзом Джеймсом Фоксом[7]. В XIX веке Бёрка хвалили как консерваторы, так и либералы[8]. Впоследствии, в XX веке, он стал широко рассматриваться как философ и основатель современного консерватизма[9][10].

Биография

Бёрк родился в Дублине в 1729 году в семье судебного поверенного англиканского вероисповедания и матери-католички. Был воспитан в англиканстве, а его сестра в католицизме[11].

После окончания Тринити-колледжа в Дублине переехал в 1750 году в Лондон, чтобы изучать юриспруденцию; оставил изучение права, чтобы стать писателем[12]. В 1758 основал ежегодный альманах Annual Register — обзор мировых событий, который издавал на протяжении 30 лет. В 1765 году Бёрк стал личным секретарём премьер-министра Англии маркиза Рокингема (от партии вигов), а вскоре и членом парламента.

Бёрк выступал за более терпимое отношение к английским колониям в Америке и настаивал на отмене правительством Акта о гербовом сборе, предусматривавшего налогообложение колоний и вызывавшего большое недовольство у колонистов[12]. По мнению Эдмунда Бёрка, от простой торговли с североамериканскими колониями Великобритания получает такое количество денег, что даже полный отказ от их налогообложения приносил бы ей достаточно доходов. Поэтому он настаивал, что стране необходимо пойти на компромисс и учесть особенности политической жизни колонистов[13]. После начала войны за независимость США Бёрк выступил с 13 пунктами, направленными на примирение с североамериканскими колониями, однако это предложение не получило общественной поддержки[12].

Он критиковал английское правление в Ирландии, особенно за дискриминацию католиков. Бёрк был против попыток Георга III усилить королевскую власть и доказывал необходимость создания политических партий, которые могли бы отстаивать свои ясные и твёрдые принципы.

В течение многих лет Бёрк выступал за реформирование управления колониальной Индией, которая в то время находилась под контролем Ост-Индской компании. В 1785 году он добился отстранения от управления компанией наместника Индии, Уоррена Гастингса. Основой конфликта Бёрка с Гастингсом стал идеологический спор: Бёрк настаивал на неукоснительном воплощении в Индии британских законов как основанных на естественном праве, присущем всем людям без исключения, а Гастингс парировал тем, что западные представления о праве и законности вообще неприменимы на Востоке.

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция положила конец долгой дружбе Бёрка с вождём английских либералов, Чарльзом Фоксом. Как и многие другие борцы за свободу личности, Фокс приветствовал события во Франции, в то время как Бёрк воспринял их крайне негативно, считал их ужасной демонстрацией власти толпы и подверг резкой критике. Бёрк принял у себя сбежавшего из революционной Франции Огюстена Баррюэля[14].

В книге «Размышления о Французской революции», опубликованной в 1790 году и положившей начало не оконченной до сих пор дискуссии, Бёрк показал свою убеждённость в том, что свобода может быть только в рамках закона и порядка и что реформы должны осуществляться эволюционным, а не революционным путём. В итоге взгляды Бёрка возобладали и убедили большинство вигов поддержать решение правительства консерваторов (тори) Уильяма Питта Младшего вступить в войну с Францией. Этот труд вошёл в историю общественной мысли как классическое изложение принципов консервативной идеологии.

Политические взгляды

Политические взгляды Бёрка наиболее последовательно отразились в его памфлетах против Французской революции. Бёрк первым подверг идеологию французских революционеров систематической и безжалостной критике. Корень зла он видел в пренебрежении традициями и ценностями, унаследованными от предков, в том, что революция бездумно уничтожает духовные ресурсы общества и накопившееся столетиями культурно-идеологическое наследие. Радикализму французских революционеров он противопоставлял неписаную британскую конституцию и её основные ценности: заботу о политической преемственности и естественном развитии, уважение к практической традиции и конкретным правам вместо абстрактной идеи закона, умозрительных построений и основанных на них нововведениях. Бёрк полагал, что общество должно принять за должное существование иерархической системы среди людей, что ввиду несовершенства любых человеческих ухищрений искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

Эстетические взгляды

«Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» — юношеская работа о происхождении понятий возвышенного и прекрасного. Опубликована в 1756 году, но написана гораздо раньше, может быть, уже в 19-летнем возрасте. Этот трактат обратил на себя внимание Лессинга и Гердера, заняв важное место в истории эстетических теорий. Бёрк полагал, что для открытия эстетических законов следует исходить не из самих произведений искусства, а из душевных побуждений человека.

Бёрку часто приписывается фраза

Единственное, что нужно для триумфа зла — это чтобы хорошие люди ничего не делали (англ. The only thing necessary for the triumph of evil is for good men to do nothing)

При этом нет данных, что он говорил или писал об этом именно в такой формулировке. Спустя век после Бёрка похожую мысль высказывал Джон Стюарт Милль. Автор конкретной цитаты остаётся неизвестным, возможно, она является компиляцией нескольких высказываний.

Критика

По мнению американского социолога Ханны Арендт способствовал распространению идей превосходства английской нации, поскольку «распространил принцип привилегий на весь английский народ, представив англичан как своего рода дворянство среди других наций»[15].

Публикации на русском языке

См. также

Примечания

  1. Бёрк // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Произношение. Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано 20 сентября 2015 года.
  3. Parkin, Charles William Edmund Burke. Encyclopædia Britannica (8 июля 2019). Дата обращения: 14 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  4. Clark 2001, p. 25
  5. BBC - History - Edmund Burke. BBC. Дата обращения: 18 мая 2018. Архивировано 8 июня 2021 года.
  6. Richard Bourke, Empire and Revolution: The Political Life of Edmund Burke (Princeton University Press, 2015), pp. 220—221, passim.
  7. J. C. D. Clark, English Society, 1660—1832 (Cambridge University Press, 2000), pp. 5, 301.
  8. Dennis O'Keeffe; John Meadowcroft. Edmund Burke (англ.). — Continuum, 2009. — P. 93.
  9. Andrew Heywood, Political Ideologies: An Introduction. Third Edition. (Palgrave Macmillan, 2003), p. 74.
  10. F. P. Lock, Edmund Burke. Volume II: 1784—1797 (Clarendon Press, 2006), p. 585.
  11. O'Brien, Connor Cruise. The Great Melody (англ.). — 1993. — P. 10.
  12. 12,0 12,1 12,2 Борк, Эдмунд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. БЕРК Эдмунд // Энциклопедия Кольера.
  14. Яковлев, Егор Николаевич. Конспирология и научный расизм: антиэгалитарный образ мысли как предпосылка нацистской "войны на уничтожение" // Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — С. 135—139. — 480 с. — (Разведопрос). — ISBN 978-5-00116-678-8.
  15. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А.Д Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова. Послесл. Ю. Н. Давыдова. // Москва, 1996. — с. 251.

Литература

Ссылки