Бьянки, Тьерри

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тьерри Бьянки
фр. Thierry Bianquis
Тьерри Бьянки.jpg
Дата рождения 3 августа 1935(1935-08-03)
Место рождения Бруманна[en], Великий Ливан
Дата смерти 2 сентября 2014(2014-09-02) (79 лет)
Место смерти Лион, Франция
Научная сфера исламоведение
ориенталистика (арабистика)
Место работы Университет Люмьер Лион 2[en]
Альма-матер Лионский университет
Учёная степень доктор философии (PhD) по истории
Учёное звание профессор
Научный руководитель Клод Каэн

Тьерри Жан Жозеф Бьянки (фр. Thierry Jean Joseph Bianquis, 3 августа 1935, Бруманна[en], Великий Ливан — 2 сентября 2014, Лион, Франция) — французский исламовед, археолог и историк, востоковед-арабист. Один из главных редакторов и авторов «Энциклопедии ислама» и один из авторов «Кембриджской истории Египта». Специалист по исламскому Ближнему Востоку, особенно по Египту эпохи Фатимидского халифата.

Биография

Тьерри Бьянки родился в Бруманне, французский Великий Ливан. При рождении врачи поставили ему тяжёлый диагноз и считали, что он может умереть в детстве, так и не дожив до взрослых лет. Ранние годы Бьянки провёл в Ливане, переехав во Францию лишь через 10 лет после окончания Второй мировой войны. Между 1953 и 1960 годами он изучал историю Ближнего востока в Лионском университете, там же активно изучал литературный арабский язык. В 1960 году Тьерри переехал в Алжир, где два года работал в военном училище Колеа. В 1962 году он был принят на работу в качестве учителя истории в средней школе в Тулузе и Бове. После этого Тьерри вернулся на Ближний Восток. В 1967—1968 годах он изучал арабскую историю в Креа-де-Бикфайя, Ливан, после чего поступил во Французский институт Ближнего Востока[fr] (ФИБВ) в Дамаске, Сирия, где обучался вплоть до 1971 года. По окончании обучения Тьерри был принят в качестве научного сотрудника Института восточной археологии[fr] в Каире[1].

В 1975 году Тьерри вернулся в Дамаск, где вплоть до 1981 года возглавлял ФИБВ. Там он принял на работу ряд авторитетных лингвистов и историков, воспитанники которых вскоре стали известны как мастера своего дела. В годы работы Тьерри читал, редактировал и переводил работы многих арабских авторов, ранее недоступные историкам, в частности труды Ибн Асакира. По мнению самого учёного, любой учёный должен был начинать с перевода работ таких авторов, чтобы «попытаться постичь многовековую мудрость». В качестве задания на защиту магистерской диссертации Тьерри предлагал своим ученикам самим перевести такую работу, прежде чем посвятить себя получению более высокой степени. Тогда же он участвовал во многих археологических раскопках, в частности с 1976 по 1981 год он был одним из руководителей раскопок эр-Рахбы на Евфрате (о которой в дальнейшем написал статью для «Энциклопедии ислама»), а также руководил защитой ряда диссертаций по материальной культуре ислама[1].

Вернувшись в Лион в 1981 году, Тьерри в 1984 году защитил государственную диссертацию, которую готовил под руководством Клода Каэна, и последовательно занимал должности доцента, а затем, с 1991 года, профессора истории и исламской цивилизации в университете Люмьер Лион 2[en]. Там он преподавал не только историю средневекового востока, но и историю современного арабского мира, а также продолжал работу над археологией исторических знаний, к которым получил доступ благодаря усердному использованию арабских рукописей. Сравнивая работы ряда авторов (в частности аль-Мусаббихи[en] и аль-Макризи) он смог восстановить хронологию правления Фатимидов, что позже было использовано многими авторами после него. Фрагмент «Истории» аль-Мусаббихи был отредактирован в 1978 году в сотрудничестве с Айманом Фуадом Сайидом[de]. Уже через несколько лет Тьерри систематизировал противостояние средневековых исторических дискурсов со стороны разных летописцев и историков. Этот метод требовал отличного знания арабского языка, неизменной строгости, смирения и огромной интеллектуальной рассудительности — качеств, которые он требовал от учеников-исследователей, призванных работать под его руководством. Основной его областью исследований были мусульманская Сирия и Египет X—XII веков. Позже его интересы охватили весь Восток[1].

В ночь на 23 на 24 мая 1997 года нидерландский редактор «Энциклопедии ислама» Э. ван Донзел в беседе с П. Бирман, К. Э. Босуортом и В. Хайнрихсом предложил включить в состав редакционной комиссии второго издания энциклопедии учёного французского происхождения, который мог бы привнести в проект новый взгляд. Изначально выбор пал на историка из Университета Прованса Жан-Клода Гарсина[fr], однако он отказался и рекомендовал на своё место двух других учёных — Т. Бьянки и Жана Калмара. Как работник Лионского университета, Бьянки был более удачной кандидатурой по мнению редакторов. Второй же был сотрудником Национального центра научных исследований в Париже. После долгих раздумий учёные всё же остановились на кандидатуре Бьянки[2].

Центральным вопросом, который занимал Тьерри, был вопрос о власти. Он рассматривал его во всех его измерениях: интеллектуальном, политическом, социальном, экономическом, но при этом старался не отдавать предпочтение изучению структур перед изучением индивидов, потому что в его глазах общества, которые он понимал, никоим образом не были окаменелыми и не состояли из социальных групп. изолированы друг от друга. Однако его до конца исследовать он так и не успел, поскольку скончался в 2014 году, когда любимая им Сирия оказалась погружена в войну и хаос, из-за чего обострились его давние проблемы с сердцем и другими внутренними органами[1].

Бьянки был одним из крупнейших исмаилитоведов в истории. В ряде своих работ, сфокусировавшись на изучении Фатимидского периода истории Египта и пользуясь наработками пионеров науки, таких как В. Иванов, В. Маделунг и Ш. М. Штерн, Тьерри стал одним из тех экспертов, что получили наибольшее мировое признание вместе с такими авторами как Хайнц Халм, Яаков Лев и Майкл Бретт и оказали колоссальное влияние на развитие науки в конце XX — начале XXI века, сумев возвести данную ветвь исламоведения на совершенно иной уровень[3]. В частности — автор двухтомного исследования «Damas et la Syrie sous la domination fatimide (359—468/969-1076)» (с фр. — «Дамаск и Сирия под властью Фатимидов»)[4] и статьи в ЭИ, посвящённой фатимидским визирям[5].

Библиография

Монографии/главы
Редакция

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Mathieu Tillier et Abbès Zouache. Thierry Bianquis (1935‑2014) (фр.) // Bulletin d’études orientales. — Damascue: Presses de l'Ifpo, 2016. — 16 novembre (vol. LXIII). — P. 7—18. — ISSN 2077-4079. — doi:10.4000/beo.2597. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  2. Bearman Pery J. A History of the Encyclopaedia of Islam / Joseph E. Lowry; Devin J. Stewart[en]; Shawkat M. Toorawa[en]. — Atlanta : Lockwood Press, 2018. — P. 154—155. — 344 p. — (Resources in Arabic and Islamic Studies ; vol. 9). — ISBN 978-1-948-48804-4. — JSTOR j.ctt2204s29.
  3. Дафтари, Фархад. Исмаилиты: Их история и доктрины = The Isma‘ilis: Their History and Doctrines / предисловие Вилферда Маделунга; перевод Лейлы Р. Дохыхудоевой под научной ред. О. Ф. Акимушкина[ky]. — М.: Наталис, 2011. — С. 63. — 848 с. — ISBN 58-062-0341-7. — ISBN 978-5-806-20341-1.
  4. Walker Paul E.[d]. The relationship between chief Qāḍī and chief Dāʿī under the Fatimids // Speaking for Islam: Religious Authorities in Muslim Societies / edited by Gudrun Krämer[en], Sabine Schmidtke[en]. — Leiden: BRILL, 2006. — P. 81. — 320 p. — (Social, Economic and Political Studies of the Middle East and Asia). — ISBN 978-9-047-40886-4.
  5. Hillebrand Carole[en]. Nizam al-Mulk: A Maverick Vizier // The Age of the Seljuqs / edited by Edmund Herzig, Sarah Stewart. — L.; N. Y.: I.B. Tauris, 2014. — P. 39. — 200 p. — ISBN 978-0-857-72514-1.

Ссылки