Бык в геральдике

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Бык (нем. Stier, фр. buffle, taureau) — естественная негеральдическая гербовая фигура.

Одна из старейших и популярных гербовых фигур в геральдике, а также один из противоречивых символических образов: символ плодородия, воплощение упрямства и упорства, настойчивости и терпения, ярости и силы, эмблема скотоводства.

Рога быка — знак полной Луны.

История

Образ быка (тельца) пришёл в символику из мифологии Древнего Востока. Среди скотоводческих народов бык получил неодинаковую мифологическую интерпретацию, что привело к различной трактовке образа животного.

В Древнем Египте бык — Апис, бог плодородия. В древнейших государствах Двуречья крылатые быки считались вначале демонами, воплощением могущества сил природы, а затем превратились в ангелов-хранителей, духов, оберегающих человека.

В мифологии Древней Греции и Римской империи, боги Олимпа — Зевс (Юпитер), Посейдон (Нептун) и Ахелой — бог рек, принимая образ быка, фактически позволяли рассматривать его образ как символ стихий, которыми они повелевали.

В древнеперсидской мифологии бык был одним из соперников Солнца и символизировал дождь и могущество туч, чем был близок к древнеегипетскому представлению быка как символа плодородия.

В Индии главный святой аскетов, Джайна, предстаёт в образе золотого быка.

В странах Закавказья и Северного Причерноземья образ получил практическое признание уже не как мифологический, а как эмблематический знак, обозначающий свою независимость от соседних сильных государств, воплощал региональную основу хозяйственной деятельности, благополучия и трудолюбие.

В Грузии в Средние века культ быка утвердился в виде племенного тотема, а Мидридат Понтийский сделал персидского крылатого быка своей государственной эмблемой.

В Средневековой Европе складывалось своё отношение к образу, где он был одним из пяти главных тотемных животных.

У гуннов, валахов и молдаван, у которых скотоводство играло ведущую роль, бык становится отличительным племенным, а затем и национальным изображением. В XIV-XVI веках его изображение переведено в разряд национального и государственного герба волошских и молдавских господарей.

Влияние образа, сложившегося в Средиземноморья, испытало и раннее христианство, где святой Лука получил от церкви в качестве своей эмблемы быка, который должен был символизировать его трудолюбие, терпение, упорство в проповеди вероучения Христа.

В период средних веков, а особенно в новое время происходит размывание мифологического образа и геральдисты наделяют его реальными свойствами этих животных: медлительность, необщительность, недоверчивость, вспыльчивость и ярость, способность идти на пролом, продолжительный гнев, неспособность прощать обиды и в то же время: сильная воля, способность идти против течения (мнения людей и общества при своей правоте), практичность, сочетаемая с упрямством.

В русской геральдике, образ быка появляется в конце XVIII — первой половине XIX века, исключительно для городов, присоединённых к империи после XVII века. Он трактовался как эмблема скотоводства и его развитие в определённых районах: Сызрань, Каинск, Ахалцых, Прилуки, Липовец, Верхнеднепровск, Валмиер (бычьи рога). Для дворянских родов присуща такая же практика, где эта эмблема в гербах была у выезжающих родов: Боярские, Бугаевские, Трубецкие и другие.

В Румынии и Молдавии эта эмблема была возобновлена в 1992 году.

Блазонирование

В геральдике сложились два вида эмблем быка:

  • Бык в полный рост, в профиль, стоящий или идущий вправо, с рогами, образующими полумесяц.
  • Крупная голова быка анфас и обязательно с кольцом в ноздрях и с высунутым языком.

В немецкой геральдике развито изображение бычьих рогов: они, как правило, короткие, толстые и заострённые на концах. Слабо изогнутые бычьи рога крепились на касках, шлемах и иных военных головных уборах.

Дикий бык изображается в профиль — с рогами в виде полумесяца, часто бывают с опущенной, как бы для бодания, головой, «шествующий» (поднята одна передняя нога), «стоящий» (стоит на четырёх ногах), «лежащий» (отдыхающий) или «восстающий» (стоит на двух задних ногах). Нередко изображается и отдельно бычья голова в анфас, описывается как личина быка, с высунутым языком или с продетым через ноздри кольцом (соблюдается не всегда). Отдельная голова быка в полуоборот называется отсечённой. Бычьи рога, которые так часто встречаются в виде украшений гербовых шлемов, особенно немецких, некоторыми геральдистами совершенно ошибочно принимаются за охотничьи рога, а французскими даже за слоновые хоботы (фр. proboscises). В действительности их следует блазонировать как «рога дикого быка», являющиеся одним из престижных гербовых украшений в германской геральдике.

Геральдисты утверждают, что бык должен иметь только чёрный цвет, но на практике это не соблюдается. Если рога, копыта и высунутый язык отличаются от общего цвета животного, то необходимо отметить это в описании герба.

Критика

Довольно часто смешиваются понятия эмблемы быка с иными геральдическими животными: Вол, Буйвол, Тур, Зубр и даже Корова, которые имеют своё символическое значение и блазонирование, поэтому крайне важно смотреть описание герба, в который закладывается смысл эмблемы.

Галерея

См. также

Литература

  • Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. — М.: Вече, АСТ, 1997. — 432 с.
  • Романчук А. В. Ренессансная интерпретация мифа о быке — символе смерти // Миф в культуре Возрождения / Отв. ред. Л. М. Брагина; Рец.: И. Н. Осиновский, С. Л. Плешкова. — М.: Наука, 2003. — С. 185—189. — 324 с. — (Культура Возрождения). — 780 экз. — ISBN 5-02-011802-8.
  • Ю. В. Арсеньев. Геральдика. Лекции читанные в Моск. архелог. инст. в 1907—1908. Изд: А. С. Снегирёвой. М. 1908. Бык. стр. 176—177.
  • Состак каки.н. В. В. Похлёбкин. Словарь международной символики и эмблематики. М. Изд. Междун. Отношения. Изд. 3-е. 2001 г. № 21. Бык. ISNB 5-7133-0869-3.
  • Сост. В. М. Рошаль. Энциклопедия символов. Изд. Сова. М. 2008 г. Бык. стр. 848—851. ISNB 978-985-16-2097-1.
  • Сост: Джованни Санти-Мадзини. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем. М. Изд: Астрель. Бык. стр. 338—339. ISBN 978-5-271-10044-4.