Бурка (женская одежда)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Женщины в бурках. Афганистан

Бурка (араб. برقع‎), также известный как чадра (пушту چادري‎) в Афганистане или паранджа (тат. пәрәнҗә) в Центральной Азии — верхняя одежда, укрывающая тело и лицо, которую женщины носят в некоторых исламских традициях, чтобы прикрывать себя на публике.

Термин паранджа иногда ассоциируется с никабом. В более точном смысле, никаб — это вуаль для лица, которая оставляет глаза открытыми, в то время как паранджа покрывает все тело от макушки головы до земли, позволяя владелице видеть перед собой с помощью сетки на лице. Бурку также не следует путать с хиджабом, который обычно покрывает волосы, шею, но не лицо.

Бурка и другие виды одежд, закрывающие лица были засвидетельствованы с доисламских времён, особенно среди пуштунских[1] и арабских женщин. Покрытие лица не считается обязательным религиозным требованием в исламе[2][3]. Так же считает большинство современных исламских правоведов[4]. Часть мусульманских правоведов считает, что в случае если открытое лицо женщины может вызвать соблазны и смуту, то для неё желательно закрывать лицо[5].

Страны, в которых запрещено ношение бурки

В настоящее время (2021 год) в 14 странах запрещено носить бурку в общественных местах, включая Австрию, канадскую провинцию Квебек, Данию, Францию, Бельгию, Таджикистан, Латвию[6], Болгарию[7], Камерун, Чад, Республику Конго, Габон, Нидерланды[8], Марокко[9][10] и Шри-Ланка[11].

Когда вуаль обсуждалась в ранней исламской юриспруденции вне контекста молитвы, её обычно считали «вопросом социального статуса и физической безопасности». В эпоху средневековья исламские юристы стали уделять больше внимания понятию аврат (интимным частям) и вопросу о том, должны ли женщины закрывать лицо[12]. Большинство маликитских и ханафитских учёных считало, что женщины должны публично закрывать все, кроме лица. Ханбалитские и шафиитские правоведы считали женское лицо частью аврата, заключив, что всё лицо кроме глаз должно быть завуалировано[12][13]. Ханбалитский юрист Ибн Таймийя (ум. 1328 г.) был сторонником последней точки зрения, в то время как ханафитский ученый Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 1197) подчеркнул, что это особенно важно для женщины, оставляющей лицо и руки непокрытыми во время повседневных деловых отношений с мужчинами. В юридических школах по этому вопросу были расхождения во мнениях[12]. Таким образом, Юсуф аль-Карадави цитирует классических юристов-шафиитов и ханбалитов, утверждая, что закрывать лицо не обязательно[3].

В джафаритском мазхабе покрытие лица не является обязательным[14].

Согласно точке зрения салафитов, женщина обязательно (фард) должна закрывать всё свое тело, когда она на публике или в присутствии мужчин, не являющихся близкими родственниками (махрамами)[15][16]. Некоторые учёные говорят, что вуаль не является обязательной перед слепыми, бесполыми или геями[17][18][19].

Салафитский богослов Насируддин аль-Албани написал книгу, в которой изложил своё мнение о том, что завеса для лица не является обязательным для мусульманских женщин, в то время как он был преподавателем в Исламском университете Медины. По этой причине его противники в саудовском истеблишменте добились прекращения его контракта с университетом[20].

Примечания

  1. Amer, Sahar. What Is Veiling? (англ.). — The University of North Carolina Press (Kindle edition), 2014. — P. 61.
  2. Juan Eduardo Campo, ed. (2009), Burqa, Encyclopedia of Islam, Infobase Publishing, ISBN 9781438126968, <https://books.google.com/books?id=OZbyz_Hr-eIC&pg=PA119>.  Архивная копия от 7 февраля 2019 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 al-Qaraḍāwī, Yūsuf Is Wearing the Niqāb Obligatory for Women?. SuhaibWebb.com. Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 9 июля 2014 года.
  4. Hadia Mubarak (2009), Burqa, in John L. Esposito, The Oxford Encyclopedia of the Islamic World, Oxford: Oxford University Press. 
  5. Закрытие лица и рук женщины. islamdag.ru. ISLAMDAG.RU. Дата обращения: 14 мая 2019. Архивировано 14 мая 2019 года.
  6. A European government has banned Islamic face veils despite them being worn by just three women (21 апреля 2016). Дата обращения: 1 февраля 2017. Архивировано 21 января 2017 года.
  7. Bulgaria the latest European country to ban the burqa and [niqab in public places]. Дата обращения: 14 мая 2019. Архивировано 5 ноября 2016 года. Smh.com.au: accessed 5 December 2016.
  8. The Netherlands introduces burqa ban in some public spaces, CNN (27 июня 2018). Архивировано 9 августа 2018 года. Дата обращения 9 августа 2018.
  9. China bans burqa in capital of Muslim region of Xinjiang, The Telegraph (13 января 2015). Архивировано 11 апреля 2021 года. Дата обращения 9 августа 2018.
  10. Morocco 'bans sale of the burka' (англ.) (10 January 2017). Архивировано 31 января 2017 года. Дата обращения 14 мая 2019.
  11. Covering the face banned from tomorrow. Daily Mirror. Дата обращения: 14 мая 2019. Архивировано 14 мая 2019 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Bucar, Elizabeth. The Islamic Veil: A Beginner's Guide (англ.). — Oneworld Publications (Kindle edition), 2013. — P. 54—55.
  13. Siddiqui, Mona (2006), Veil, in Jane Dammen McAuliffe, Encyclopaedia of the Qurʾān, Brill, DOI 10.1163/1875-3922_q3_EQCOM_00103. 
  14. The Islamic Modest Dress. Mutahhari (7 марта 2008). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 15 июня 2008 года.
  15. IslamQA.info. Awrah. IslamQ&A (7 марта 2008). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 17 июня 2011 года.
  16. IslamQA.info. Ruling on covering the face, with detailed evidence. IslamQ&A (7 марта 2008). Дата обращения: 2 июня 2008. Архивировано 29 сентября 2008 года.
  17. Is it permissible to take off the khimar in front of a blind man?. Islamqa.info (7 ноября 2006). Дата обращения: 28 февраля 2017. Архивировано 17 августа 2021 года.
  18. Women revealing their adornment to men who lack physical desire - Islam web ladies'. Islamweb. Дата обращения: 28 февраля 2017. Архивировано 27 декабря 2016 года.
  19. Queer Spiritual Spaces: Sexuality and Sacred Places, p. 89, Kath Browne, Sally Munt, Andrew K. T. Yip — 2010
  20. Meijer, Global Salafism, pg. 66.