Бурдин, Фёдор Алексеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фёдор Алексеевич Бурдин
Бурдин Фёдор Алексеевич.jpg
Дата рождения 26 апреля 1826(1826-04-26)
Место рождения Москва
Дата смерти 24 февраля 1887(1887-02-24) (60 лет)
Место смерти Москва
Гражданство  Российская империя
Театр Александринский театр, Петербург
Роли в пьесах А. Н. Островского
Награды Шейная серебряная медаль ЗА УСЕРДИЕ на Станиславской ленте(1882),Шейная золотая медаль ЗА УСЕРДИЕ на Владимирской ленте(1884).

Фёдор Алексеевич Бурдин (26 апреля 1826, Москва — 24 февраля 1887, там же) — актёр Императорских театров и драматург[1]. Член общества Русских драматических писателей и оперных композиторов и Литературного фонда. Потомственный почётный гражданин Российской империи (1859).

Биография

Фёдор Бурдин, 1872 год

Родился в Москве, сын московского мещанина Алексея Даниловича Бурдина из дворовых помещика Дмитрия Алексеевича Безобразова[2], учился в московской гимназии. Но с учёбой не заладилось: помешала любовь к театру. Гимназист не раз убегал из класса к известному артисту П. М. Садовскому, он-то и посоветовал юноше посвятить себя исключительно искусству. В результате нерадивый ученик оставил гимназию и четырнадцати лет от роду поступил суфлёром в Малый театр. Через два года, 6 января 1841 года, он с успехом дебютировал, после чего остался на московской сцене, выступая во второстепенных бытовых и комических ролях, главным образом в небольших комедиях и водевилях[3].

Постепенно его амплуа менялось, он переходил на всё более значимые роли. В это время на сцены императорских театров приходят пьесы Островского, драматург и молодой актёр становятся друзьями, и эти отношения они пронесут через всю жизнь. Островский читал в его доме свои новые пьесы перед постановкой их на сцене, отдавал Бурдину свои пьесы для бенефисов, поручая ему главные роли, в том числе и те, которые Бурдин сам для себя выбирал в ущерб драматургу; Бурдин не прочь был и критиковать произведения своего знаменитого друга.

В 1843 году Бурдин был командирован для усовершенствования таланта в провинциальные театры (такое часто случалось — молодых артистов отправляли попрактиковаться в провинцию, чтобы те там доросли до императорских подмостков), а в 1846—1847 годах прикомандирован к Тифлисскому театру, откуда в 1847-м перевёлся в Петербург[2], в Александринский театр, однако в труппу был зачислен не сразу, только в 1851 г., где и оставался до 1883 г. Одновременно занимался литературной деятельностью, оставив пьесы и воспоминания.

Театральная критика однозначна в отношении него:

Умный, начитанный, беззаветно любящий своё искусство, Бурдин, не обладал ярким талантом, был одним из полезнейших деятелей Императорской сцены, на которой прослужил более сорока лет[3].

Дарование его, особенно комизм, почти не признавалось серьёзной критикой; все неудачное у других артистов А. Григорьев называл «бурдинизмом». Получив 100 тысяч рублей в наследство после смерти откупщика Г-ва, Бурдин завёл знакомство в высшем кругу и завязал дружбу с всесильным управляющим петербургскими театрами, П. С. Федоровым. Играя сперва в водевилях, Бурдин был зачислен в 1858 г. в первый разряд артистов и тогда же вошел в жихаревский комитет для рассмотрения новых пьес. Он тяготел к амплуа комика-резонёра, переиграл множество выигрышных ролей — и ни одной ярко, хотя все добросовестно[2].

В журнале «Эпоха» в статьях и рецензиях А. А. Григорьева и Д. В. Аверкиева неоднократно порицалась игра Бурдина и направление «бурдинизма» (претенциозность, ложная пафосность, дешёвая эффектность, рутина) на русской театральной сцене. Бурдин написал Достоевскому как фактическому редактору журнала письмо с протестом, на которое Достоевский ответил в 20-х числах октября 1864 г. Суть письма заключена в следующем абзаце: «Извините меня, милостивый государь, если я Вам замечу, что Вы принадлежите к тому разряду артистов, которые до того слишком уважают себя и ценят свои таланты и до того щекотливы, что почти всякое замечание, клонящееся не к прямому обожанию их артистических достоинств, считают за личную себе обиду. Вспомните, милостивый государь, что и Пушкин и Гоголь подвергались критике и хуле. Повторяю, — не знаю я никаких Ваших закулисных дел ни с Ап<оллоном> Григорьевым, ни с кем бы то ни было; но знаю наверно, что всё писанное ими о Вас совершенно совпадало с мнением редакции „Эпохи“…» Известно ещё одно письмо Бурдина к Достоевскому (от 29 окт. 1864 г.), на которое писатель не ответил[4].

Владимир Лакшин уже через много лет характеризовал его деятельность так (Читать А. Н. Островский):

Надо ли говорить, что для Островского такое знакомство было просто клад. Бурдин громко нахваливал его комедии. И дело не только в давнем знакомстве с автором, что всегда льстит актёрскому самолюбию. У Бурдина хватало вкуса, что искренне восхититься их сценической новизной. Фёдор Алексеевич был хвастлив, разговорчив и прилипчив, но Островский уже успел оценить его добропорядочность и деловую хватку. Еще до приезда драматурга в Петербург Бурдин выхлопотал в цензуре разрешение на постановку в столице «Утра молодого человека». А едва Островский появился в Петербурге, Бурдин буквально впился в него. Они вместе обедали, ужинали, Бурдин разъезжал с ним по городу, знакомил с театром, актёрами, настойчиво просил комментариев к роли Бородкитна, которую он взялся готовить, и впитывал, как губка, каждый совет, каждое слово автора[5].

В 1883 г. состоялся наградной бенефис Бурдина, после которого он был уволен в отставку. Островский, ценя опытность Бурдина и знание им сцены, прочил его в инспектора театрального училища, но смерть помешала осуществить это намерение[3]. Островский скончался в 1886 году. В последние годы своей жизни Бурдин стал часто болеть и ездил в Италию лечиться. На его здоровье сильно повлияла смерть его друга — Островского. Он совсем немного пережил его, менее чем через год умер сам. Похоронен Бурдин на Ваганьковском кладбище в Москве; могила утрачена.

Роли

Как актёр Бурдин в первую очередь прославился исполнением пьес своего друга Островского: Краснов («Грех да беда на кого не живёт»), Бруснов («Тяжёлые дни»), Большов («Свои люди — сочтёмся»), Хрюков («Шутники»), Бородкин («Не в свои сани не садись»), Любим Торцов («Бедность не порок»), Шелемишев, («Общее благо»), Ильюшин («Не в деньгах счастье») и др.

Литературная деятельность

Наибольшая часть его произведений — театральные пьесы, переведенные или переделанные с французского:

  • «Других спасай, а сам хоть в петлю полезай» («Un vilain-monsieur»), шутка-водевиль (Москва, 1850);
  • «Орест и Пилад на чердаке, или Кинь им только кость — так что твои собаки», водевиль (Москва, 1850);
  • «Воровка детей», драма в 5 действиях, перев. с франц. (СПб., 1873);
  • «Последние дни Генриха IV и молодость Людовика XIII», драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц. (СПб., 1874);
  • «Брошенный ребенок», драма в 4 д., перев. с франц. (переведена вместе с В. Родиславским; СПб., 1875);
  • «Служанка-госпожа» («Edhard et sa bonne»), перев. с франц. (СПб. 1875);
  • «Торговый дом Шнапс, Клакс и К°», комедия-шутка в 3 действиях (СПб., 1876);
  • «Шестнадцатилетняя кокетка, или Тысяча первый урок мужьям» («La petite cousine»), комедия-водевиль (СПб. 1876);
  • «Дурочка», комедия в 1 действии (Москва, 1878);
  • «Роковая случайность», драма в 5 д., перев. с франц. (Москва, 1880);
  • «Поветрие», шутка в 1 действии из современных нравов (написана вместе с Н. Д. Павловым; Москва, 1883);
  • «Добрая фея, или Да здравствуют кредиторы», шутка в 1 действии (написана вместе с Н. Д. Павловым);
  • «Обед на именинах», водевиль в 1 действии;
  • «Чортова волынка», водевиль в 2 действиях, перев. с франц.;
  • «Столетний дед», драма в 5 д., перев. с франц.;
  • «Убийцы и сообщники», историческая драма в 5 д. и 10 карт., перев. с франц.

В 1876 г. Бурдин издал в Петербурге «Сборник театральных пьес, переведенных с французского» (2 тома), в который, кроме многих из перечисленных выше пьес, вошли «Было или не было? Во сне или наяву?», шутка-водевиль; «Доктор по случаю», ком. в 1 д.; «Ослицыно молоко, или Вот иногда чем потчуют влюбленных» («Le lait d’anesse»), водевиль; «Свирепый американец и его соперники», водевиль; «Услугу окажи, да после и тужи!» («Portes et placards»), комедия-водевиль; «Моряк Пьер, или Возвращение из плена», комедия-водевиль; «Бабушка», драма в 6 д.; «Железная маска», драма в 5 д., «Ограбленная почта», драма в 5 д.; «Парижский ветошник», драма в 5 д. и «Цыганская жизнь», драма в 5 д.;

Издал руководство для молодых актёров — книга: «Краткая азбука драматического искусства. Практические советы молодым людям, посвящающим себя сценической деятельности», Москва, 1886.

Написал много воспоминаний: * «Воспоминания артиста об императоре Николае Павловиче» («Исторический Вестник», 1886. — Т. 23. — № 1) Архивная копия от 4 ноября 2013 на Wayback Machine, «Из воспоминаний об А. И. Островском» («Вестник Европы», 1886 г., кн. 12) и * «Первое представление „Свадьбы Кречинского“.(Из воспоминаний артиста императорских театров)» («Исторический Вестник», 1891. — Т. 44. — № 5).

Примечания

  1. Бурдин // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. 2,0 2,1 2,2 Рулекс.ру. Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Биография.ру
  4. Энциклопедия «ДОСТОЕВСКИЙ» (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2009. Архивировано 7 ноября 2009 года.
  5. В. Лакшин об А. Н. Островском

Источники

Ссылки