Буль, Андре-Шарль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре-Шарль Буль
фр. André-Charles Boulle
Henri van Soest.png
Дата рождения 11 ноября 1642(1642-11-11)
Место рождения Париж, Франция
Дата смерти 29 февраля 1732(1732-02-29) (89 лет)
Место смерти Париж, Франция
Страна  Франция

Андре́-Шарль Буль (фр. André-Charles Boulle, 11 ноября 1642 — 29 февраля 1732, Париж) — французский художник, резчик по дереву, гравёр, рисовальщик-орнаменталист, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — «техника буль», «стиль буль». За изысканность стиля и техники мастера называли «ювелиром мебели» (le joailler du meuble).

Биография

Андре-Шарль Буль родился в семье столяра-краснодеревщика. Его дед, Пьер Буль (около 1595—1649) и отец Жан Буль (ок. 1616-?) были мастерами-мебельщиками. Отец мастера был придворным мебельщиком Людовика XIII и жил в Лувре. Однако дату и место рождения Андре-Шарля Буля (Париж), объявленные им самим, историки подвергают сомнению. Возможно, он родился в Гельдерланде (Голландия) и, скорее всего, был протестантом, что позднее по понятным причинам скрыл. Несколько поколений этой семьи были художниками и умелыми мастерами-краснодеревщиками[1]. Первоначальное художественное образование получил в мастерской отца. С 1666 года он уже возглавляет собственную мастерскую, в которой к 1720 году трудилось до 20 человек.

Старейшая из сохранившихся записей о выплатах, произведенных Булю из королевской казны (1669), в качестве объекта платежа определяет ouvrages de peinture (с фр. — «живописные произведения»). Это позволяет предположить, что вначале Буль пробовал себя в качестве живописца. Однако именно предметы мебели принесли Андре-Шарлю Булю всемирную известность. Особенностью стиля мастера стала искусная инкрустация в технике маркетри, но главным образом углублённая интарсия, в которой он первым стал использовать необычные материалы.

В 1672 году по рекомендации Кольбера, представившего его «самым искусным краснодеревщиком Парижа», Людовик XIV выделил Булю помещение в галереях Лувра, в котором мастер прожил до конца своих дней, и назначил его «королевским мебельщиком» (ébéniste du Roi). Несмотря на высокое признание и обилие заказов, Буль постоянно нуждался в деньгах и даже был вынужден прибегнуть в 1704 году к заступничеству короля, предоставившего ему полугодовую отсрочку для урегулирования долговых конфликтов. В значительной мере затруднения с деньгами были вызваны страстью Буля к коллекционированию драгоценных камней, медалей, рисунков (в том числе 48 рисунков Рафаэля), гравюр и картин. Его мастерская в Лувре была заполнена образцами дерева редких тропических пород, образцов мебели. А.-Ш. Буля называли аристократом среди мебельщиков. Он тратил огромные деньги на свои приобретения и поддерживал дружеские связи с многими коллекционерами и меценатами, среди которых был Пьер-Жан Мариетт. Он был назначен мебельщиком дофина (наследника престола). В 1720 году мастера ждал тяжёлый удар: почти вся коллекция, а также ателье с инструментами, материалами и большим числом готовых изделий погибли при пожаре. Материальный ущерб оценили более чем в 40 000 ливров. Погибли рисунки Рафаэля и восковые модели скульптур Микеланджело. А.-Ш. Буль скончался 29 февраля 1732 года в Лувре, оставив четырём сыновьям все свои долги и права собственности на собственные произведения. Все четыре сына: Жан-Филипп (1678—1744), Пьер-Бенуа (ок.1683-1741), Андре-Шарль Второй (1685—1749) и Шарль-Жозеф (1688—1754) стали королевскими мебельщиками, но славы отца они не достигли[2].

Творчество. Стиль и техника

Индивидуальный стиль этого выдающегося мастера отражает основные черты «большого стиля» эпохи Короля-Солнце Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко. Изделия мастерской А.-Ш.Буля характеризуют строгость и монументальность в сочетании с пышностью и нарядностью, тектоничность формы с изысканностью декора различного цвета и фактуры. Красное, экзотические розовое и чёрное дерево Буль соединял с массивными литыми деталями из позолоченной бронзы. Пышно оформленные интерьеры «большого стиля», прежде всего Версаля, требовали именно такой мебели: другая потерялась бы на фоне насыщенных декором стен разноцветного мрамора, мозаик, зеркал и монументальных вызолоченных торшеров и канделябров. Если ранее придворные мебельщики назывались «столярами-мелочёвщиками» (menuisier), то Буль первым в 1762 году удостоился почётного звания королевского эбениста (ébéniste du Roi) — «чернодеревщика» (от греч. ebenos — чёрное дерево), то есть мастера высокого класса, работающего с самыми дорогими материалами.

Стол работы Ш. Буля. Ок. 1670—1680

Буль заменил рельефную резьбу декором, технику которого он придумал сам, опираясь на традиции итальянских мастеров XIV—XV веков. Она представляла собой не простую инкрустацию, а углублённую интарсию — врезание одного материала в другой. Мастер складывал в один «пакет» эффектно контрастирующие по цвету и фактуре материалы: красную медь, жёлтую латунь, серебро или матовое олово, тёмно-вишнёвый с разводами панцирь черепахи, слоновую кость и сияющий перламутр. Затем он выпиливал по заранее приготовленным шаблонам рисунок, применяя инверсию: технику декупюр: он менял местами «первую фигуру» (première partie) и фон (contrapartie) одного и того же рисунка, чередуя светлые и тёмные тона. Ранние изделия Буля ещё несовершенны, швы интарсии заполнены мастикой, зато в последующих, применяя «пакеты», Буль достиг абсолютной слитности фона и рисунка[3].

Вначале Буль использовал орнаментальные композиции Жана Берена, Даниэля и Жана Маро. Затем стал работать по собственным рисункам. Из Фландрии Буль заимствовал идею использования чёрного дерева, а у голландского мастера Яна ван Мекерена — мотивы цветочных букетов. Интарсию Буль дополнял гравировкой с чернью (ниелло). Для скульптурных деталей в мастерской Буля использовали мотивы кариатид, волют, пальметт. Все модели он рисовал и лепил сам. В центре — обязательный маскарон с ликом солнечного бога Аполлона и расходящимися от него веточками-лучами — эмблема Короля-Солнце.

Мастерская Буля производила массивные шкафы, кабинеты, бюро, футляры больших напольных часов. Буль коллекционировал орнаментальные рисунки и гравюры итальянских, фламандских и французских мастеров. Собственные проекты он публиковал в серии гравированных альбомов: «Новые идеи меблировки, бронзовых изделий и проектов мебели, сочинённые и награвированные А.-Ш. Булем». Шедевры мастерской Буля экспонируются в Лувре и Версале, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее Виктории и Альберта и в коллекции Уоллеса в Лондоне, музее Гюльбенкяна в Лиссабоне, музее Пола Гетти в Калифорнии, в других музеях и частных собраниях.

После смерти Буля его дело продолжали сыновья. В мастерской Шарля-Жозефа Буля, сына выдающегося мастера, начинал работать Жан-Франсуа Эбен, ученик которого Жан-Анри Ризенер продолжил традицию королевских мебельщиков. Учеником и продолжателем стиля выдающегося мастера был Шарль Крессан. Стилю «буль» подражали Э. Левассер и мебельщики семьи Дюбуа. «Английским Булем» называли голландского мебельщика Г. Иенсена, а также француза Л. Леганье, работавших в Лондоне. Технику «буль» применяли А.-Л. Белланж, Л.-Э. Лемаршан. В Германии: Й. Д. Зоммер, Ф. Плицнер, мастера фирмы «Эссер и Вольфхауер» в Аугсбурге. Мебель в стиле «буль» была востребована постоянно независимо от смены эпох и исторических стилей. В период Второго ампира во Франции в 1850—1870-х годах такую мебель производили мастера семьи Вассмю. Исторические образцы повторяли в периоды эклектики и модерна. Они до настоящего времени, наряду с работами самого Буля, высоко ценятся антикварами и коллекционерами, привлекают всеобщее внимание на международных аукционах.

Примечания

  1. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vol. 1. — Р. 134
  2. Samoyault, J.-P. André-Charles Boulle et sa famille: nouvelles recherches, nouveaux documents. Haute Etudes Medievales et Modernes. — Genève: Librairie Droz. — Nr 40, 1979, pp. 39
  3. Власов В. Г. «Буль», «стиль буль» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 347—349

Литература