Букраний

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рельеф Ротонды Арсинои на о. Самофракия. Деталь

Букра́ний, множественное число — букра́нии (др.-греч. βουκράνιον — череп быка) — декоративный мотив и элемент орнамента, получивший наибольшее распространение в греко-римском искусстве с III в. до н. э.[1]. Близкий мотив, имеющий похожее значение: череп козла (др.-греч. αἰγικράνιον, лат. аegicranium).

Происхождение

Большинство исследователей связывает происхождение этого мотива с древнейшими культами, имевшими место на о. Крит в эпоху крито-микенского периода эгейской цивилизации (начало III—II тыс. до н. э.), а именно жертвоприношений быка. Об этом косвенно свидетельствуют многие произведения искусства, в том числе знаменитая роспись из Кносского дворца на Крите «Игры с быком» (ок. 1500 г. до н. э.)[2]. Однако есть основания предполагать, что в культуру Древней Греции архаического и классического периодов этот мотив был привнесён из доисторической эпохи иных регионов. Подтверждением служат артефакты, найденные при археологических раскопках на территории древней Анатолии, Ирака, или Древней Месопотамии, в частности изображения головы быка на керамических сосудах из Тель-Халафа эпохи бронзы. Быка почитали в качестве солнечного (солярного) знака и олицетворения царской власти. В форме бычьей головы с рогами изготавливали ритуальные сосуды — ритоны. Черепа быков выставляли на дверях домов в качестве оберега, а обрядовые маски дополняли настоящими бычьими рогами[3].

Распространение

В Древней Греции мотивом букрания оформляли мраморные и бронзовые жертвенники и алтари. С III в. до н. э. в архитектуре, чаще на метопах фризов храмов дорического ордера, также появлялись букрании, а в римскую эпоху орнаментом букраниев, чередующихся с розетками, изображениями гирлянд и жертвенных сосудов, оформляли антаблементы, фризы и даже подиумы храмов. Наиболее известны: букрании фриза храма Портуна, Алтаря Мира, храма Веспасиана и Тита в Риме.

Букраний стал классическим мотивом в эпоху итальянского Возрождения, в оформлении интерьеров, в декоративных росписях, рельефах, деталях мебели стилей классицизма, барокко, ампира, а также неоклассицизма, неоренессанса XVIII—XIX веков и неоклассицизма начала XX столетия[4].

Примечания

  1. Словарь античности (пер. с нем.). — М.: Прогресс, 1989. — С. 85
  2. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — М.: Наука, 1972. — С. 60
  3. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. — Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. — М.: Наука, 1982
  4. Власов В. Г.. Букрании // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 344—345

См. также