Буддизм в Кашмире

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Кашмир был одним из важных центров распространения и развития буддизма. Буддизм был частью классической кашмирской культуры, что отразилось в «Ниламата-пуране» и «Раджатарангини», написанной Калханой. Буддизм, скорее всего, стал доминирующей религией в Кашмире во времена императора Ашоки, хотя был распространён там гораздо раньше. Буддизм пользовался покровительством не только со стороны буддийских, но и со стороны индуистских и даже мусульманских правителей. Из Кашмира буддизм распространился на соседний Ладак.

Суррендра

Первый известный правитель Кашмира, Гонанда (упомянутый в «Раджатарангини»), имел отношение к Джарасандхе, который правил в Магадхе, во время Войны Курукшетра (война Кауравов и Пандавов). Суррендра был, возможно, первым буддийским царём Кашмира. Он построил первые монастыри (вихары) в Кашмире. Один из них, известный как Нарендрабхавана находился в городе Саурака (Суру, недалеко от Зоджи Ла). Другой монастырь, Саураса, находился у деревни Совур, на берегу озера Анчар, севернее Шринагара.

Маурьи

Ашока

Кашмир был расположен недалеко от столицы Маурья города Паталипутра, и пользовался благосклонностью Ашоки. Столица провинции Шринагари (Шринагар) «был блистательным с процветанием и богатством». В соответствии с буддистским писателем Таранатхой, буддистский проповедник Мадхяантика принёс культивацию шафрана в Кашмир. Буддизм и шиваизм процветали в Кашмире, пользуясь покровительством Ашоки в равной мере и не соперничая друг с другом. Калхана отмечает, что Ашока построил два шиваистских храма в Виджайешвара (Биджбихара), а ряд других отремонтировал. В Витастатре (Ветхавутур) и в Шускалетре (Хукхалитар) он построил несколько монастырей и ступ. Он послал Мадхьянтику для распространения буддизма в Кашмире и Гандхаре.

Наследники Ашоки

Буддизм временно потерял свою силу во время правления наследников Ашоки Джалауки и Дамодары. Калхана, историк-индуист утверждал, что большое число буддийских учёных было побеждено в дебатах с гуру Аваджута, служившего Джалауки. Позже, однако, Джалаука построил монастырь Критьяшрамавихара, в непосредственной близости от Варахи Мула, который существовал до XI века. От Дамодары до Кушанов история Кашмира не известна.

Кушаны

Кушанский период был возрождением буддизма в Кашмире, особенно в правление Канишки. Четвёртый буддийский собор состоялся в Кашмире, под председательством Катяянипутры, во времена Канишки. Буддистский философ из Южной Индии Нагарджуна жил в Кашмире во времена Канишки.

Пост-кушанский период

В правление Абхиманью, который в хронике Калханы следует за Канишкой, буддисты под руководством Нагарджуны победили в диспуте с шиваитами и привлекло многих к буддизму. Тем не менее, в правление Чандрадевы, возобновление изучения работ Патанджали, таких как «Махабхашья» которая к тому времени стала редкостью, это стало свидетельством оживления шиваизма. Ко времени Гонанды произошло возрождение старой философии.

Никто не знает какой вере был привержен Пратападитья, потомок Гуптов, и его наследники, хотя он предоставил свободу вероисповедания своим подданным. Буддисты отмечали свои неудачи при правлении эфталитов («белых гуннов»). Сюаньцзан упоминает гонения Михиракулы на буддистов.

Мегхавахана

После смерти Михаракулы, Кашмиром правил Мегхавахана, который принадлежал к старой кашмирской династии.

Литература