Буддизм в Калмыкии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Калмыкия — единственный в Европе[1] регион традиционного распространения тибетской формы буддизма, исповедуемого калмыками с конца XVI века.

История буддизма в Калмыкии

Принятие буддизма калмыками

Буддийская церемония. Из книги Н. А. Нефедьева «Подробные сведения о волжских калмыках» (1834)
В. В. Верещагин. Калмыцкая молельня (1869—1870)

Тибетский буддизм окончательно стал религией ойратских предков калмыков во второй половине XVI века, во времена Алтан-хана тумэтского. В XVII веке племена торгутов, хошутов и дербетов, покинув Джунгарию и прикочевав в степной район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, принесли с собой буддийские традиции и развили их на новой родине. Большую роль в этом деле сыграл ойратский монах Зая Пандита Намкхай Гьяцо (1599—1662), ставший приближённым Далай-ламы V (прославившийся в числе прочего созданием ойратско-калмыцкой письменности). Распространяя буддизм среди западномонгольских соотечественников, он дважды, в 1645 и в 1655 гг., побывал с проповедями и посвящениями в приволжских степях[2].

Хан Аюка и Тибет

Развитие буддизма у обосновавшихся в России ойратов, ставших именоваться калмыками, зависело от поддержания ими связей с тибетскими буддийскими иерархами. При правителе Аюке, эти связи, несмотря на огромные расстояния, разделявшие калмыцкие степи и Тибет не только не прекратились, но и упрочились. В Калмыкии начали строиться буддийские монастыри (хурулы), названия которым давал лично Далай-лама. От имени последнего в 1690 году Аюке был послан ханский титул.

Особенности калмыцкого буддизма (XVII — начало XX вв.)

К особенностям традиционного калмыцкого буддизма историки (И. Я. Златкин, Э. П. Бакаева, Б. У. Китинов) относят:

  • тесную связь монастырей и духовенства с родовыми общинами (хурулы, как правило, были «закреплены» за конкретными родами);
  • наличие у калмыков, в отличие от бурят и тувинцев, не только гелугпинских, но и «красношапочных» (Сакья, Кагью) школьных традиций;
  • условную неразвитость монастырского образования, в частности отсутствие в Калмыкии вплоть до XX века школ цаннида (буддийской философии);
  • отсутствие хубилганов («перерожденцев»).

Современное состояние буддизма в Калмыкии

После событий второй четверти XX века (гонения на религию в СССР, депортация калмыков) буддизму пришлось пройти длительный путь реставрации. В 1990-е годы разрушенные храмы восстанавливались и учреждались заново; на место ушедших лам были приглашены представители бурятского и зарубежного духовенства.

Буддизм не утратил свою роль. К началу 2000-х годов 27 из 58 официально зарегистрированных на территории Калмыкии религиозных общин принадлежало буддистам[3].

Глава буддистов Калмыкии носит титул Шаджин-лама. В настоящее время (с 1992 года) пост XIX Шаджин-ламы калмыцкого народа занимает Тэло Тулку Ринпоче (Дилова-хутухта) XII (Эрдни-Басан Омбадыков).[4]

Современные буддийские храмы и монастыри

Калмыцкий хурул в Цаган-Амане. Начало XX века. Фото М. П. Дмитриева

В настоящее время на территории Калмыкии действует несколько десятков храмов и монастырей (хурулов):

Элиста

Городовиковский район

Ики-Бурульский район

  • Хурул в п. Бага-Бурул
  • Хурул в п. Хомутниково
  • Оргакинский хурул
  • Хурул в п. Ики-Бурул

Кетченеровский район

  • Хурул в с. Алцын Хута
  • Хурул в с. Годжур
  • Хурул в поселке Сарпа, хошеуты

Лаганский район

  • Уланхольский хурул
  • Лаганский хурул
  • Галсан хурул в с. Джалыково

Октябрьский район

Приютненский район

Сарпинский район

  • Аршань-Зельменьский Ики-Хурул

Целинный район

Черноземельный район

  • Цекертинский хурул
  • Хурул в п. Комсомольский
  • Артезианский хурул
  • Адыковский хурул

Юстинский район

  • Цаган-Аманский хурул

Яшкульский район

  • Яшкульский хурул

См. также

Примечания

  1. Forbes назвал пять недооцененных российских городов - Новости – Страна – Коммерсантъ. Дата обращения: 18 мая 2020. Архивировано 23 мая 2020 года.
  2. Санчиров В. Тибет и ойраты Архивная копия от 18 июня 2013 на Wayback Machine. 2004.
  3. Намсараева C. Полезно ли родиться в России? Архивная копия от 21 февраля 2017 на Wayback Machine // НГ-Религии Архивная копия от 22 февраля 2017 на Wayback Machine. 1999. № 23. 8 декабря.
  4. Глава буддистов Калмыкии: осквернивший статую Будды навредил сам себе. РИА Новости (20160404T2039+0300Z). Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 16 апреля 2019 года.

Литература

на русском языке
  • Бадмаев В.Н., Долгорсурэн Ж., Уланов М.С. Калмыцкий этнос: культурные традиции и цивилизационные вызовы. Элиста: КалмГУ, 2018. 155 с.
  • Бадмаев В.Н., Манджиев Н.Ц., Уланов М.С. Духовная культура калмыцкого этноса. Элиста, Изд-во КалмГУ, 2012. 186 с.
  • Бакаева Э. П. Ламаизм в Калмыкии XVII - начала ХХ в. Историко-этнографическое исследование. Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М., 1989a. — 23 с.
  • Бакаева Э. П. Красношапочный ламаизм у калмыков? (Некоторые данные по истории вопроса) // Обычаи и обряды монгольских народов. — Элиста: Изд-во КНИИ ИФЭ, 1989b. — С. 77—85.
  • Бакаева Э. П. Ламаизм в Калмыкии // Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992a. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Бакаева Э. П. Об особенностях калмыцкого буддизма на современном этапе // VI Международный конгресс монголоведов. (Улан-Батор, август 1992). Доклады российской делегации. Том II. — М.: Институт востоковедения РАН, 1992. — С. 1—5.
  • Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1994. — 128 с.
  • Бакаева Э. П. Заметки о терминологии в современном калмыцком буддизме // Наука и высшая школа Калмыкии. — 2000. — № 3—4 (5-6). — С. 170—177.
  • Бакаева Э. П. Буддизм в современной Калмыкии и проблемы изучения шаманизма // Проблемы современного калмыковедения. — Элиста: КалмГУ, 2001a. — С. 174—180.
  • Бакаева Э. П. Глава калмыцкой церкви (шаджин-лама): процедура избрания // Российское монголоведение. Бюллетень V.. — М.: Институт востоковедения РАН, 2001b. — С. 213—324. 
  • Бакаева Э. П. Тибетские буддийские школы в Калмыкии // Вестник КИГИ РАН. — 2002. — Вып. 17. — С. 134—142.
  • Бакаева Э. П. О современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвящённые») // Этнографическое обозрение. — 2004a. — № 3. — С. 23—39. 
  • Бакаева Э. П. Калмыцкое духовенство в начале XX в.: традиции и новые тенденции // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 405-летию со дня рождения выдающегося просветителя Зая Пандиты Намкай Джамцо. — Элиста, 2004b. — С. 40—48. 
  • Бакаева Э. П. Санкт-Петербургский храм: Агван Доржиев и калмыки // Буддийская традиция: история и современность. Юбилейные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения Агвана Лобсана Доржиева. Материалы конференции 25-24 ноября 2004 г.. — СПб., 2005. — С. 46—56.
  • Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. — М.: Восточная литература, 2008a. — С. 161—200. 
  • Бакаева Э. П., Музраева Д. Н. Буддизм и этнические традиции калмыков: проблемы сохранения наследия (по материалам экспедиции 2006 г.) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. Материалы конференции. Санкт-Петербург, 9-11 ноября 2006 г.. — СПб.: 2008b. — 91—94 с. 
  • Бакаева Э. П. Освоенное культурное пространство в буддийских молитвах калмыков // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О.М. Дорджиева (Тугмюд гавджи). 1887—1980. — Элиста, 2008c. — С. 114—129.
  • Бакаева Э. П. Легенда об Уурхан саңг бурхане: к проблеме этнической специфики калмыцкого буддизма // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О.М. Дорджиева (Тугмюд гавджи). 1887—1987. — Элиста, 2008d. — С. 13—25. 
  • Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм России. — № 1. — С. 9—18. 
  • Бакаева Э. П. Буддизм // Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская; ИЭА РАН; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. — М.: Наука, 2010. — С. 406—429. — 568 с. — ISBN 978-5-02-037573-4.
  • Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии в 1957—1988 гг. / // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 25-26 ноября 2010 г. — М.: РГГУ, 2011a. — 118—136 с. 
  • Бакаева Э. П. Этническая специфика калмыцкого буддизма // Новый исторический вестник. — 2011b. — № 29. — С. 16—24. 
  • Бакаева Э. П. К этническим характеристикам калмыцкого буддизма: обряд «мацг» // Научная мысль Кавказа. — 2011c. — № 1. Ч. 2. — С. 120—123. 
  • Бакаева Э. П. О традициях передачи знания у буддистов Калмыкии в 1950–1980-е гг. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2012a. — № 3. — С. 83—89. 
  • Бакаева Э. П. Центральное духовное управление буддистов: представления и реальность // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2012b. — № 4. — С. 34—44. 
  • Бакаева Э. П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. — 2013a. — № 2. — С. 91−112. 
  • Бакаева Э. П., Орлова К. В. О буддийской молитве «Итэгэл» // Фольклор монгольских народов: историческая действительность. Материалы международного конгресса (Элиста, 2−5 октября 2013 г.). — Элиста, 2013a. — С. 459−469. 
  • Бакаева Э. П. Первый визит Далай-ламы XIV в Калмыкию (25–30.07.1991 г.): заметки по прошествии двадцати лет // Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры: коллективная монография / Отв. ред. Е. В. Леонтьева, сост. В. М. Дронова. — М.: Алмазный путь, 2013b. — С. 28−32. 
  • Бакаева Э. П., Орлова К. В. Буддийский монастырь в Улангоме (по материалам экспедиции в Западную Монголию в 2013 г.) // Бааза-багши — буддист, паломник, просветитель, общественный деятель. Материалы «Круглого стола». — Элиста: КалмГУ, 2013b. — С. 89—98. 
  • Бакаева Э. П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Икицохуровского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в. // Единая Тува в единой России: история, современность, перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию начала вхождения Тувы в Российское государство. 3−4 июля 2014 г., г. Кызыл. Ч.1. — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2014. — С. 20−25. 
  • Бакаева Э. П., Бембеев Е. Е. Буддийская святыня ДжарунгКашор в культуре калмыков: история и современность // Тибет глазами российских путешественников. Материалы Международной научной конференции, посвящённой 170-летию Д.Ульянова. — Элиста: КИГИ РАН, 2014. 
  • Бакаева Э. П. Исследования по истории буддизма в Калмыкии на современном этапе // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2014. — № 3. — С. 72—88. 
  • Бакаева Э. П. Буддизм у калмыков на начальном этапе возрождения религии в конце XX в.: старые и новые символы (по дневниковым заметкам из личного архива) // Монголоведение. — 2014. — № 7. — С. 167—177. 
  • Бакаева Э. П., Орлова К. В. Обряд отрезания чёрного языка в свете буддийской письменной традиции калмыков России и ойратов Монголии // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Шестые Доржиевские чтения. — Гипериан. — СПб., 2015. — С. 337—345. 
  • Бакаева Э. П. Между Центральным духовным управлением буддистов и Объединением буддистов Калмыкии: буддизм в Калмыкии в 1988−1991 гг. // Вестник Калмыцкого государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 6—14. 
  • Бакаева Э. П., Орлова К. В., Хишигт Н., Энхчимэг Ц. Буддийская традиция в Калмыкии и Западной Монголии: сакральные объекты: монография. —  М.: Восточная литература, 2015. 
  • Бичеев Б.А. Дети Неба – Синие Волки. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2005. - 200 с.
  • Гучинова Э.-Б.М. Улица Kalmuk road. История, культура и идентичности калмыцкой общины в США. СПб.: Алетейя, 2004. 340 с
  • Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии: Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - нач. XX вв.). Элиста: АПП «Джангар», 1995. 126 с.
  • Дорджиева Г.Ш. Буддизм в Калмыкии в вероисповедной политике государства (середина XIX - начало XX вв.). Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2012. 203 с.
  • История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. – Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. Т.3.
  • Китинов Б. У. Священный Тибет и воинственная степь. Буддизм у ойратов в XIII—XVII веках. М., 2004.
  • Наднеева К. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: учебное пособие. — Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2002. — ISBN 5230201622, ISBN 9785230201625.
  • Уланов М. С. К проблеме возрождения буддизма в Калмыкии // Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа Материалы Международной конференции, посвящённой 405-летию со дня рождения выдающегося просветителя Зая-Пандиты Намкай Джамцо. — Элиста: Джангар, 2004. — С. 138—143.
  • Уланов М. С. Буддизм в Калмыкии на рубеже XX—XXI вв.// Регионология. 2006. — № 2. — С.232-238.
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддизм в Калмыкии: проблемы возрождения и перспективы развития // Юг России в первом десятилетии XXI века: итоги, проблемы и перспективы. Часть 1. Южный федеральный округ. — Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. — С. 74—86.
  • Уланов М. С. Религиозная культура калмыцкого этноса в контексте взаимодействия буддийской и шаманской традиций // Вестник Калмыцкого государственного университета. — 2016. — № 1 (29). — С. 112—119.
  • Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. — Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. — 236 с
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддизм и право в Калмыцком ханстве (XVII—XVIII вв.) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4. С.76-81.
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Традиционная медицина калмыков: история и современность // Новые исследования Тувы. — 2018, — № 4. — URL: http://nit.tuva.asia/nit/article/view/811
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н., Андреева А.А. Феномен буддийского паломничества в истории и культуре калмыков // Былые годы. 2020. Т.56. №2. С.398-406. URL: http://ejournal52.com/journals_n/1590679016.pdf
на других языка
  • Bakaeva E. P. Buddhism (Lamaism) in Kalmykia // Anthropology and Archeology of Eurasia. Winter 2000—2001. Vol. 39, No. 3. New York: M.E.Sharpe.Inc., 2001. p. 8-87
  • Bakaeva E. P. Le bouddhisme en Kalmoukie // Slavica occitania. 2005. № 21. p. 353—379 
  • Bakaeva E. P. Lamaism in Kalmykia // Religion and Politics in Russia. New-York- London: M.E. Sharpe, 2010. P. 220—223
  • Bakaeva E. P. Research on the History of Buddhism in Kalmykia at the Present Stage // Anthropology & Archeology of Eurasia.Volume 53. Issue 4. 2014. P. 21−46.
  • Ulanov M.; Badmaev V. and Holland E. Buddhism and Kalmyk Secular Law in the Seventeenth to Nineteenth Centuries // Inner . 2017. № 19. P.297-314.

Ссылки