Брянский, Яков Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Яков Брянский
Yakov Bryansky.jpg
Имя при рождении Яков Григорьевич Григорьев
Гражданство  Российская империя
Профессия актёр
Амплуа трагик, резонёр
Театр Александринский театр

Яков Григорьевич Брянский (Брянской) (6 (17) октября 1791, Санкт-Петербург, Российская империя20 февраля (4 марта1853, там же) — русский актёр, муж актрисы Анны Матвеевны Брянской[1], отец мемуаристки А. Я. Панаевой[2].

Биография

Из небогатой семьи чиновника Григорьева. О его молодых годах мало что известно. Из брандмейстерских детей 1 мая 1807 года поступил в Государственную Адмиралтейств-коллегию канцеляристом, откуда был уволен 11 августа 1811 года регистратором. Беспредельное стремление и рвение к театру вскоре взяла свое. Учился у А. А. Шаховского в «Молодой труппе», игравшей в Кушелевском театре[3]. Дебютировал на петербургской сцене в 1811 году. Играл преимущественно в трагедиях: Отелло, Яго, Шейлок, Франц Моор; Танкред («Танкред» Вольтера), Филипп («Дон Карлос» Ф. Шиллера); Миллер («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Уголино («Уголино» Полевого), Квазимодо («Эсмеральда» по В. Гюго) и др.

По смерти А. С. Яковлева в 1817 году, исполнял главные роли трагического репертуара. Брянский был одним из последних актёров школы русского классицизма. А. С. Пушкин писал[4]:

Яковлев умер; Брянский заступил его место, но не заменил его. Брянский, может быть благопристойнее, вообще имеет более благородства на сцене, более уважения к публике, твёрже знает свои роли, не останавливает представлений внезапными своими болезнями; но зато какая холодность! какой однообразный, тяжёлый напев! Брянский в трагедии никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил.

С 1820 года В. А. Каратыгин начал заменять его в ролях трагического репертуара, и Брянский перешёл на роли резонёров. В 1830-х гг. был занят по преимуществу в романтических драмах и мелодрамах.

Брянский часто выполнял обязанности режиссёра, донося до актёров замысел автора и характер персонажей. В 1831 году, в свой бенефис, Брянский первым осуществил постановку «Горе от ума» А. С. Грибоедова, исполнил роль Горича. В 1832 году исполнил роль Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина. В 1833 году перевёл трагедию Шекспира «Ричард III» («Жизнь и смерть Ричарда III»).

Преподавал в Петербургском театральном училище (1828—1837).

Умер неожиданно для всех от холеры 20 февраля 1853 года. Был похоронен на Митрофаниевском кладбище[5][6]. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Тихвинское кладбище.

Примечания

  1. Брянская, Анна Матвеевна // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  2. Головачева-Панаева, Евдокия Яковлевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Брянский, Яков Григорьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 13.
  5. Брянской, Яков Григорьевич // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 1 (А—Г). — С. 307.
  6. Могила на плане Митрофаниевского кладбища (№ 5) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

Ссылки