Брэбем, Джек

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джек Брэбем Star.svg Star.svg Star.svg
BrabhamJack1966B.jpg
Место рождения Харствилл, Новый Южный Уэльс, Австралия
Выступления в чемпионате мира Формулы-1
Сезоны 19551970
Автомобили Cooper, Brabham; частные Maserati, Lotus
Гран-при 128 (126 стартов)
Чемпион мира 3 (1959, 1960, 1966)
Дебют Великобритания 1955
Последний Гран-при Мексика 1970
Победы Поулы
14 (Монако 1959) 13 (Великобритания 1959)
Подиумы Очки БК
31 253 (261) 12

Сэр Джо́н А́ртур Брэ́бем (англ. Sir John Arthur Brabham), более известный как Джек Брэ́бем или Брэ́бхем (англ. Jack Brabham) — австралийский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1. Первый австралийский чемпион мира Формулы-1. Австралиец года (1966). Трое сыновей Брэбема: Джефф, Гэри и Дэвид — также стали автогонщиками.

Карьера

Джек родился в семье торговца в 15 км от Сиднея на окраине городка Хартсвилл. После окончания школы, в 15 лет, устроился на работу в гараж, где занимался ремонтом автомобилей.

Во время Второй мировой войны служил в королевских воздушных силах. По возвращении с войны, в 1946 году открыл небольшую мастерскую по ремонту автомобилей. Также он участвовал в чемпионате Нового Южного Уэлса (New South Wales Championship) и одержал в нём победу.

В 1955 дебютировал на Гран-при Великобритании в чемпионате Формулы-1 в команде Cooper. В 1959 Брэбем стал чемпионом мира в команде Cooper. А в 1960 он повторил успех с командой. В третий раз повторить свой успех смог только в 1966 году за рулём болида собственной команды Brabham.

Статистика выступлений

Результаты выступлений в Формуле-1

Чемпионат мира среди гонщиков (Формула-1)

Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы чемпионата мира. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример Описание
1 Победитель
2 Второе место
3 Третье место
5 Финишировал, заработав очки
Сход Не финишировал, но при этом заработал очки
12 Финишировал, не получив очков
НКЛ Финишировал, но не попал в финальную классификацию
15 Участвовал вне зачёта, либо по отдельной классификации
18 Не финишировал, но попал в финальную классификацию
Сход Не финишировал
НКВ Не прошёл квалификацию
НПКВ Не прошёл предквалификацию
ДСК Дисквалифицирован
ИСК Исключён из протокола соревнований
ТТ Участвовал только в тренировках
НС Участвовал в квалификации, но не стартовал в гонке
Т Травмирован или болен
ОТК Отказ от участия
НТР Прибыл на соревнования, но на трассу не выезжал
НПР Был заявлен в числе участников, но не прибыл к началу соревнований
О Соревнования отменены
Не участвовал
Поул-позиция
Быстрый круг
Сезон Команда Шасси Двигатель Ш 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Место Очки[П 1]
1955 Cooper Car Co Cooper T40  (англ.) Bristol 2,0 L6 D АРГ
МОН
500
БЕЛ
НИД
ВЕЛ
Сход
ИТА
0
1956 Jack Brabham Maserati 250F Maserati 250F 2,5 L6 D АРГ
МОН
500
БЕЛ
ФРА
ВЕЛ
Сход
ГЕР
ИТА
0
1957 Cooper Car Co Cooper T43  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 1,5 L4 D ФРА
7[П 2]
ГЕР
Сход
ПЕС
7
ИТА
0
Coventry Climax FPF  (англ.) 2,0 L4 АРГ
МОН
6
500
ФРА
Сход[П 3]
RRC Walker  (англ.) ВЕЛ
Сход
1958 Cooper Car Co Cooper T45  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 2,2 L4 D АРГ
МОН
4
БЕЛ
Сход
ФРА
6
ПОР
7
18 3
Coventry Climax FPF  (англ.) 2,0 L4 НИД
8
500
ВЕЛ
6
ИТА
Сход
Coventry Climax FPF  (англ.) 1,5 L4 ГЕР
Сход
МАР
11
1959 Cooper Car Co Cooper T51  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 2,5 L4 D МОН
1
500
НИД
2
ФРА
3
ВЕЛ
1[П 4]
ГЕР
Сход
ПОР
Сход
ИТА
3
СОЕ
(4)
1 31 (34)
Cooper T45  (англ.) СОЕ
НС
1960 Cooper Car Co Cooper T51  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 2,5 L4 D АРГ
Сход
1 43
Cooper T53  (англ.) МОН
ДСК
500
НИД
1[П 4]
БЕЛ
1
[П 5]
ФРА
1
[П 6]
ВЕЛ
1
ПОР
1
ИТА
СОЕ
4
1961 Cooper Car Co Cooper T55  (англ.) Coventry Climax FPF  (англ.) 1,5 L4 D МОН
Сход
НИД
6
БЕЛ
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
4
ГЕР
НС
ИТА
НС
СОЕ
НС
11 4
Cooper T58  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 ГЕР
Сход
ИТА
Сход
СОЕ
Сход
1962 Brabham Racing Organisation Lotus 24  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 D НИД
Сход
МОН
8
БЕЛ
6
ФРА
Сход
ВЕЛ
5
9 9
Brabham BT3  (англ.) ГЕР
Сход
ИТА
СОЕ
4
ЮЖН
4
1963 Brabham Racing Organisation Lotus 25  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 D МОН
9
7 14
Brabham BT3  (англ.) МОН
НС
БЕЛ
Сход
ИТА
5
Brabham BT7  (англ.) НИД
Сход
ФРА
4
ВЕЛ
Сход
ГЕР
7
СОЕ
4
МЕК
2
ЮЖН
13
1964 Brabham Racing Organisation Brabham BT7  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 D МОН
Сход
НИД
Сход
БЕЛ
3
ФРА
3
ВЕЛ
4
ГЕР
12
8 11
Brabham BT11  (англ.) АВТ
9
ИТА
14
СОЕ
Сход
МЕК
Сход
1965 Brabham Racing Organisation Brabham BT11  (англ.) Coventry Climax FWMV  (англ.) 1,5 V8 D ЮЖН
8
10 9
G МОН
Сход
БЕЛ
4
ФРА
ВЕЛ
НС
НИД
ГЕР
5
ИТА
СОЕ
3
МЕК
Сход
1966 Brabham Racing Organisation Brabham BT19  (англ.) Repco 620  (англ.) 3,0 V8 G МОН
Сход
БЕЛ
(4)
ФРА
1
ВЕЛ
1
[П 5]
НИД
1
ГЕР
1[П 4]
ИТА
Сход
СОЕ
НС
1 42 (45)
Brabham BT20  (англ.) ИТА
НС
СОЕ
Сход
МЕК
2
1967 Brabham Racing Organisation Brabham BT20  (англ.) Repco 740  (англ.) 3,0 V8 G ЮЖН
6
2 46 (48)
Brabham BT19  (англ.) МОН
Сход
НИД
2
Brabham BT24  (англ.) НИД
НС
БЕЛ
Сход
ФРА
1
ВЕЛ
4
ГЕР
2
КАН
1
ИТА
2
СОЕ
(5)
МЕК
2
1968 Brabham Racing Organisation Brabham BT24  (англ.) Repco 740  (англ.) 3,0 V8 G ЮЖН
Сход
23 2
Brabham BT26  (англ.) Repco 860  (англ.) 3,0 V8 ИСП
НС
МОН
Сход
БЕЛ
Сход
НИД
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
Сход
ГЕР
5
ИТА
Сход
КАН
Сход
СОЕ
Сход
МЕК
10
1969 Motor Racing Developments Brabham BT26A  (англ.) Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
Сход
ИСП
Сход
МОН
Сход
НИД
6
ИТА
Сход
КАН
2
СОЕ
4
МЕК
3
10 14
1970 Motor Racing Developments Brabham BT33  (англ.) Ford Cosworth DFV 3,0 V8 G ЮЖН
1
ИСП
Сход
МОН
2
БЕЛ
Сход
НИД
11
ФРА
3
ВЕЛ
2
ГЕР
Сход
АВТ
13
ИТА
Сход
КАН
Сход
СОЕ
10
МЕК
Сход
5 25

Внезачётные гран-при Формулы-1

Год Команда Шасси Двигатель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1955 J. A. Brabham Cooper T24 Alta Straight-4 BUE VLN PAU GLV
Ret
BOR INT
7
NAP ALB CUR CRN
Cooper T40 Bristol Straight-6 RDX
4
TLG OUL AVO SYR
Cooper Car Company LON
DNS
REC
4
1956 J. A. Brabham Maserati 250F Maserati Straight-6 BUE GLV
DNA
SYR AIN
3
INT
DSQ
NAP 100
DNA
VNW
3
CAE SUS BRH
1957 Rob Walker Racing Team Cooper T41 (F2) Climax Straight-4 BUE SYR
NC
PAU
Cooper T43 MOR
DSQ
Cooper Car Company GLV
4
NAP RMS
NC
CAE
Ret
INT
Ret
MOD
1958 Cooper Car Company Cooper T45 Climax Straight-4 BUE GLV
2
SYR AIN
2
INT
5
CAE
1959 Cooper Car Company Cooper T51 Climax Straight-4 BUE GLV
2
AIN
Ret
INT
1
OUL
2
SIL
2
1960 Cooper Car Company Cooper T51 Climax Straight-4 BUE
Ret
GLV
Cooper T53 INT
2
SIL
1
LOM OUL
2
1961 Cooper Car Company Cooper T53 Climax Straight-4 LOM
1
GLV PAU
Ret
BRX
1
VIE SIL
Ret
SOL
5
KAN
Ret
DAN
Ret
MOD
5
FLG
2
Cooper T55 AIN
1
SYR
4
NAP LON OUL
2
LEW VAL RAN NAT RSA
1962 Brabham Racing Organisation Lotus 21 Climax V8 CAP BRX LOM
DNA
LAV GLV PAU
Ret
AIN
Ret
Lotus 24 INT
6
NAP MAL
2
CLP RMS
4
SOL KAN MED DAN
1
Brabham BT3 OUL
3
MEX
2
RAN NAT
1963 Brabham Racing Organisation Brabham BT3 Climax V8 LOM GLV
6
PAU IMO SYR AIN
DNS
INT
7
ROM SOL
1
AUT
1
Brabham BT7 KAN
3
MED
12
OUL
4
RAN
1964 Brabham Racing Organisation Brabham BT7 Climax V8 DMT
Ret
NWT
Ret
SYR AIN
1
INT
1
SOL
Ret
MED RAN
1965 Brabham Racing Organisation Brabham BT11 Climax V8 ROC
Ret
SYR SMT
3
INT
Ret
MED
6
Scuderia Scribante RAN
1
1966 Brabham Racing Organisation Brabham BT19 Repco V8 RSA
Ret
SYR
Ret
INT
1
OUL
1
1967 Brabham Racing Organisation Brabham BT20 Repco V8 ROC
7
SPC
1
INT
2
SYR
Brabham BT24 OUL
1
Brabham BT19 ESP
3
1968 Brabham Racing Organisation Brabham BT26 Repco V8 ROC INT OUL
Ret
1969 Brabham Racing Organisation Brabham BT26A Cosworth V8 ROC
Ret
INT
1
MAD OUL
1970 Brabham Racing Organisation Brabham BT33 Cosworth V8 ROC
4
INT
Ret
OUL

Результаты стартов в Индианаполис-500

Год Шасси Старт Qual Rank Финиш Круг Лидирование Сход
1961 17 13 145,144 17 9 200 0 Running
1964 52 25 152,504 15 20 77 0 Fuel Tank
1969 95 29 163,875 29 24 58 0 Ignition
1970 32 26 166,397 22 13 175 1 Piston
Итого 510 1
Стартов 4
Поулы 0
Первая линия 0
Побед 0
Top 5 0
Top 10 1
Сходов 3

Память

В 2017 году Королевский Австралийский монетный двор выпустил памятную монету достоинством в 50 центов, посвящённую Брэбему. На лицевой стороны было отчеканено изображение Джека и его Brabham BT19  (англ.), на котором он в 1966 году стал единственным в истории Формулы 1, кому удалось победить в чемпионате мира на машине собственной конструкции[1].

Награды

Примечания

Комментарии

  1. До 1990 года в зачёт чемпионата мира в гонках Формулы-1 шли не все очки, заработанные пилотом, а лишь несколько лучших результатов (см. Система начисления очков в Формуле-1). Число вне скобок означает очки, зачтённые в чемпионате, число в скобках обозначает общее количество очков, заработанных пилотом в сезоне.
  2. После 30 круга Макдауэл  (англ.) передал автомобиль Брэбему.
  3. Сошёл после 4 круга.
  4. 4,0 4,1 4,2 Лидировал от старта до финиша.
  5. 5,0 5,1 Завоевал «большой шлем»: занял поул-позицию, лидировал от старта до финиша и победил, показав при этом быстрый круг.
  6. Совершил «хет-трик»: стартовал с поул-позиции, показал быстрый круг в гонке и победил.

Источники

  1. В Австралии выпущена монета в честь Джека Брэбэма. Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 30 августа 2021 года.

Литература

Steve Small. The Grand Prix Who's Who. — 2. — Guinness World Records Limited, 1996. — С. 82. — 464 с. — ISBN 0-85112-623-5.

Ссылки