Брух, Макс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макс Брух
Основная информация
Полное имя Макс Христиан Фридрих Брух
Похоронен(а) Старое кладбище церкви Святого Матфея
Страна  Германская империя;
 Германия
Профессии композитор, дирижёр
Годы активности 1862–1910
Коллективы Оркестр Зондерсхаузена;
оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества;
Шотландский оркестр
Награды Орден «Pour le Mérite»

Макс Христиан Фридрих Брух (нем. Max Christian Friedrich Bruch; 6 января 1838, Кёльн — 2 октября 1920, Фриденау (Берлин) — немецкий композитор и дирижёр.

Биография

Родился в Кёльне в немецкой католической семье. Его отец — заместитель начальника городской полиции, мать — певица Вильгельмина Брух, от которой он получил первые уроки музыки. Увлечённо занимался композицией с детства, подростком сочинил множество мелких пьес и оркестровый пролог к ненаписанной опере «Жанна д’Арк» (по большей части плоды юношеского творчества Бруха не сохранились). Позднее он учился у Фердинанда Хиллера (1853—1857), затем занимался в Лейпциге у Карла Райнеке.

В 1862—1864 гг. Брух работал в Мангейме, здесь он написал оперу «Лорелея» (1863). Вторая редакция кантаты «Фритьоф» (1864) принесла Бруху первый успех. В 1865—1867 гг. он занимал пост музикдиректора в Кобленце, в 1867—1870 гг. был руководителем придворного оркестра Зондерсхаузена, затем работал в Берлине и Бонне. В 1880—1883 гг. он возглавлял оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества — один из ведущих музыкальных коллективов Великобритании. В Ливерпуле он познакомился со своей будущей женой, Кларой Тучек (наполовину еврейкой по происхождению). В браке родилась дочь Маргарете (1882—1963), которая в дальнейшем стала писательницей, и ещё трое детей.

В 1890—1910 гг. Брух преподавал в Берлинской Высшей школе музыки, где его учениками были, в частности, Отторино Респиги, Оскар Штраус и Ральф Воан-Уильямс.

При жизни Бруха определённой популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (нем. Das Feuerkreuz; 1899). Со временем, однако, в фокусе внимания исполнителей и аудитории остались, главным образом, симфонические сочинения Бруха: его скрипичные концерты (особенно первый — Op. 26, 1868, — входящий в стандартный скрипичный репертуар), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром (Op. 46, 1880), пьеса «Кол нидрей» для виолончели с оркестром (Op. 47, 1881) на тему еврейских литургических мелодий (прежде всего, собственно молитвы Кол нидрей).

В нацистской Германии Брух попал в чёрный список, поскольку нацисты ошибочно полагали, что Брух, автор пьесы «Кол нидрей», был евреем. Его произведения были сняты с репертуара и в послевоенной Германии почти забыты. Интерес к его творчеству возрастает в последнее время. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — комплект трёх его редко исполняемых симфоний; проект, осуществлённый дирижёром Куртом Мазуром.

Память

Памятная табличка на доме композитора во Фриденау, Albestraße 3

Почётный гражданин Бергиш-Гладбаха.

См. также

Литература

  • Соловьёв Н. Ф. Брух, Макс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • D. Kämper. Max-Bruch-Studien. Zum 50. Todestag des Komponisten. Köln 1970. Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte 87.
  • Karl Gustav Fellerer. Max Bruch 1838—1920. Beiträge zur Rheinischen Musikgeschichte Heft 103. Köln 1974.
  • Christopher Fifield. Max Bruch, His Life and Works. London 1988. Ergänzte Neuauflage 2005, ISBN 1-84383-136-8. (немецкий перевод Zürich 1990, ISBN 3-7263-6616-4).
  • Matthias Falke. Die Symphonie zwischen Schumann und Brahms. Studien zu Max Bruch und Robert Volkmann. Berlin 2006. ISBN 978-3-936637-09-0.

Примечания

Ссылки