Бродов, Василий Васильевич

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Васильевич Бродов
Бродов Василий Васильевич.jpg
Дата рождения 28 февраля 1912(1912-02-28)
Место рождения Москва, Российская империя
Дата смерти 4 марта 1996(1996-03-04) (84 года)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Страна Флаг СССРФлаг России
Научная сфера философия, индийская философия
Место работы Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского
Институт философии АН СССР
МГАХИ имени В. И. Сурикова
2-й Московский медицинский институт
Московский Государственный Университет имени М. В. Ломонсова
Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт
Альма-матер Государственный электромашиностроительный институт имени Каган-Шабшая
Московский институт философии, литературы и истории
Учёная степень доктор философских наук
Учёное звание профессор
Ученики Ю. М. Павлов
Известен как философ и индолог, специалист по истории индийской философии
Награды и премии Орден Отечественной войны II степени Медаль «За отвагу» (СССР) SU Medal For the Defence of the Soviet Transarctic ribbon.svg Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Васи́лий Васи́льевич Бро́дов (28 февраля 1912, Москва, Российская империя — 4 марта 1996, Москва, Россия) — советский и российский философ, индолог и общественный деятель, специалист по истории индийской философии. Доктор философских наук (1964), профессор. Один из авторов «Научно-атеистического словаря» и Атеистического словаря.

Ветеран Советско-финляндской войны 1939-40 гг. и Великой отечественной войны.

С 1960-х годов также йогин, учитель, исследователь и популяризатор йоги в СССР и России, главный консультант научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?» и первый председатель Ассоциации йоги СССР (1989-1990).

Биография

Родился 28 февраля 1912 года в Москве[1].

В 1933 году окончил факультет МОКСТ Государственного электромашиностроительного института имени Каган-Шабшая.

В 1936 году окончил философский факультет Московского института философии, литературы и истории[1].

Преподавал философию в Московской государственной консерватории.

В период 1937–1942 годы несколько раз находился в заключении в исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГе, встретился и подружился с Александром Захаровичем Февралевым, вторым шофёром В. И. Ленина и "дядькой" В. И. Сталина. После возвращения с войны дружба продолжилась в Москве. Поддерживал дружеские отношения с писателем Георгием Ивановичем Шелестом.

Ветеран советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны в составе 186-го армейского зенитного артиллерийского полка Карельского фронта. Прошёл от Украины до Берлина, был ранен. 12 сентября 1943 г. во время боя на Карельском фронте совершил военный подвиг: «при отражении налёта группы бомбардировщиков противника, точной и бесперебойной работы автомата сбил самолёт Ю-87, проявив при этом стойкость и мужество»[2]. Был представлен к ордену, но, по рассказу Бродова, на передовой орденов нехватало, поэтому наградили "солдатским орденом" - медалью "За отвагу".

В 1949 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Инструментализм Д. Дьюи на службе американской реакции»[1].

В 1948 году был направлен в Мордовский педагогический институт имени А. И. Полежаева старшим преподавателем кафедры философии[1]. Фактически уехал в добровольную ссылку в провинцию, чтобы избежать второй волны сталинских репрессий. После смерти И. В. Сталина в 1953 году вернулся обратно в Москву.

В 1953—1956 годы — старший преподаватель кафедры философии Московского художественного института имени В. И. Сурикова[1].

В 1956—1960 годы — научный сотрудник Института философии АН СССР[1].

В 1960—1962 годы — доцент и заведующий кафедрой философии 2-го Московского медицинского института[1].

В 1962—1966 годы — доцент кафедры диалектического и исторического материализма естественных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова[1].

Первый интерес к индийской философии и санскриту возник по рекомендации директора Института философии АН СССР академика Г. Ф. Александрова, который предложил новому аспиранту и в дальнейшем сотруднику института присмотреться к индийской тематике, когда Индия обрела независимость в 1947 году Помимо активной преподавательской работы, успешно заканчивает курсы санскрита и занимается организацией, систематизацией и философским анализом переводов текстов древних Упанишад. В 1963 году эти переводы увидели свет в виде отдельной монографии «Древнеиндийская философия. Начальный период», ставшая первой публикацией многотомной серии «Философское наследие», включающей труды выдающихся мсылителей всех времён. Второе издание вышло в 1972 году.

В 1964 году в Московском государственном педагогическом институте имени В. И Ленина защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)»[3].

В 1967 году доработанный текст диссертации вышел в виде монографии «Индийская философия нового времени» в издательстве МГУ. Труд получил высокую оценку не только в СССР среди советских индологов, но также и за рубежом. Так, немецкий индолог Вальтер Рубен назвал её первым систематическим исследованием по истории индийской философии конца XIX — начала XX вв. В 1984 году книга была переведена и издана на английском языке под названием «Indian Philosophy in Modern Times» (Progress Publishers) и выдержала два тиража общим числом около 30 000 экземпляров. В 1980-е годы данная книга стала настоящим бестселлером в категории "история философии" в англоязычном мире и самой Индии, показывая, как можно рассматривать индийскую философию с точки зрения европейского рационального критического мышления, путем аналица отдельных категорий и концепций и дальнейшего синтеза, в отличие от традиционного восточного мистического и спиритуалистического подхода.

В 1966 году стал профессором и заведующим кафедрой философии Всесоюзного заочного инженерно-строительного института, продолжал труды по индийскому направлению в истории философии[1].

Научная деятельность

В 1965 году в качестве учёного секретаря Бродов принял участие в подготовке к изданию «Истории философии» в шести томах, где им написаны отдельные главы по истории индийской философии[4].

В постсоветское время занимался разработкой двух тем «Генетическое совершенствование и духовное возрождение народов России» и «Духовный мир. Проблема происхождения индивидуальной души». В рамках первой рассматривал проблемы влияния окружающей среды, человеческого общества и собственной личности на генетический код человека. В основу изучения второй темы положил синтез русского космизма и индийской философии. В своей концепции видел духовный процесс бесконечным движением как простого к сложному, так и «перерыв постепенности», которая уходит в «чёрную дыру» для того, чтобы затем вместе со своим «материальным инобытием» перейти на новый виток своего саморазвития. Душу рассматривал в качестве одной из разновидностей в многокачественном содержании духовного процесса, у которой имеются свои закономерности возникновения и существования в мире. В связи с этим считал, что «основной вопрос философии» не имеет в данном случае смысла и потому снимается[1].

Занятия йогой

В середине 1960-х годов для изучения возможностей применения йоги при подготовке космонавтов и длительного пребывания на космической орбите в условиях невесомости в Советский Союз из Индии был приглашён известный индийский йог Дхирендра Брахмачари, личный учитель йоги премьер-министра Индии Индиры Ганди. Он читал теоретические лекции и проводил практические занятия в закрытой группе. Бродову удалось попасть в эту группу, где обучался ограниченный круг лиц, включая известных советских космонавтов. Ощутив на себе благотворное влияние йоги (ранение и контузия, полученные на войне, давали о себе знать), Бродов стал поклонником и популяризатором йоги, несмотря скептическое отношение к йоге в СССР. Им были написан и издан целый ряд статей в прессе и несколько книг по индийской философии и методологии практических занятий йоги.

Его первым обнародованным трудом о йоге была статья 1962 года «Учение индийских йогов о здоровье человека в свете современной науки», написанная в соавторстве с Л. М. Сухаребским и вошедшая в сборник «Философские вопросы медицины». Назначением данного сборника было скорее критика подобных занятий, но Бродов рассматривал участие в нём как хоть какую-то возможность рассказать читателям о йоге (до этого в послевоенное время о йоге в СССР не было официально издано ни одной статьи). После этого ему удалось напечатать ещё целый ряд статей об индийских йогах в различных изданиях, в том числе в журнале «Наука и религия» (1962, № 4) и в вышедшем в 1969 году «Научно-атеистическом словаре».

Одним из самых известных начинаний Бродова стало его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего прилив интереса и к йоге, и к самой Индии[1][4].

Относительно причин, побудивших его приступить к съёмкам, Бродов назвал следующие:

Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога с философской точки зрения — это идеализм, религия, мистика, а на практике — это знахарство, шаманство, акробатика. У нас, создателей фильма, был замысел: во-первых, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у наших учёных, в первую очередь, представителей медико-биологических наук, размышления на тему «твои возможности, человек»; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья.[5]

Однако доводы создателей фильма были восприняты в Министерства здравоохранения СССР и Комитете по физической культуре и спорту при Совете министров СССР как «пропаганда идеализма и религии», а сам фильм был изъят из проката и «положен на полку». Кроме того, в 1974 году в стране был объявлен запрет и на йогу в целом. В эти же годы Бродов в составе группы учёных и общественных деятелей готовит и подписывает открытое письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с просьбой снять запреты на йогу и, более того, создать научно-исследовательский институт йога-терапии. Однако данное обращение не получило ожидаемого отклика.

Тем не менее, Бродов продолжил в меру сил и возможностей заниматься популяризацией йоги. Уже после Перестройки, 19 октября 1989 года, он стал участником первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», прошедшей в одном из конференц-залов высотки МГУ, на которой был избран первым председателем Ассоциации йоги СССР[1][6]. Кроме того, его избрали президентом Ассоциации философских и медицинских проблем йоги Российского философского общества[7].

За всю свою жизнь так и не побывал в Индии, хотя выезжал в командировки в Болгарию, Польшу, Австрию, Монголию, Великобританию, Японию, Чехословакию и Венгрию. После 1991 года поступило приглашение посетить Институт культуры Миссии Рамакришны в г. Калькутта, но состояние здоровья уже не позволило отправиться в дальнюю поездку.

Научные труды

  • Рабиндранат Тагор // Вопросы философии. 1961. № 5;
  • Интегральная веданта Ауробиндо Гхоша // Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962;
  • Древнеиндийская философия. М., 1963 (2-е изд. — 1972);
  • К вопросу о толковании ведийского гимна «Насадия» // Краткие сообщения Института народов Азии. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Востока. М., 1964;
  • Ведантизм Вивекананды // Идеологические течения современной Индии. М., 1965;
  • Индийская философия нового времени. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 283 с.
  • Бродов В. В., Игнатовский Л. И. Пути и средства формирования коммунистической морали. — М.: Знание, 1967. — 48 с. (В помощь лектору. 50 лет Великого Октября/ О-во "Знание" РСФСР. Науч.-метод. совет по пропаганде философ. знаний).
  • Бродов В. В., Игнатовский Л. И. В. И. Ленин о коммунистическом воспитании. — М.: Знание, 1970. — 44 с. (К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В помощь лектору).
  • "Indian Philosophy in Modern Times" Progress Publishers, Moscow (на англ. яз. — М., 1984, 2-е изд. — 1988);
  • Истоки философской мысли индии. Йога: методология практических занятий. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 222 с. ISBN 5-211-01958-X

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Бродов, Василий Васильевич // Большая биографическая энциклопедия
  2. (приказ №03) Архивная копия от 1 января 2021 на Wayback Machine
  3. Бродов, Василий Васильевич. Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в новое время (1850-1917): Автореферат дис. ... д-ра философ. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 24 с.
  4. 4,0 4,1 Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йог Архивная копия от 18 мая 2019 на Wayback Machine
  5. цит. по Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йог Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine
  6. Бойко В. С. Йога: искусство коммуникации. Гл. 3. Почему йога? Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine Москва, 2007.
  7. Ветераны великой отечественной войны и труда института философии Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine (в том числе сведения о В. В. Бродове)

Ссылки