Бродов, Василий Васильевич
Василий Васильевич Бродов | |
---|---|
Дата рождения | 28 февраля 1912 |
Место рождения | Москва, Российская империя |
Дата смерти | 4 марта 1996 (84 года) |
Место смерти | Москва, Российская Федерация |
Страна | → |
Научная сфера | философия, индийская философия |
Место работы |
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Институт философии АН СССР МГАХИ имени В. И. Сурикова 2-й Московский медицинский институт Московский Государственный Университет имени М. В. Ломонсова Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт |
Альма-матер |
Государственный электромашиностроительный институт имени Каган-Шабшая Московский институт философии, литературы и истории |
Учёная степень | доктор философских наук |
Учёное звание | профессор |
Ученики | Ю. М. Павлов |
Известен как | философ и индолог, специалист по истории индийской философии |
Награды и премии |
Васи́лий Васи́льевич Бро́дов (28 февраля 1912, Москва, Российская империя — 4 марта 1996, Москва, Россия) — советский и российский философ, индолог и общественный деятель, специалист по истории индийской философии. Доктор философских наук (1964), профессор. Один из авторов «Научно-атеистического словаря» и Атеистического словаря.
Ветеран Советско-финляндской войны 1939-40 гг. и Великой отечественной войны.
С 1960-х годов также йогин, учитель, исследователь и популяризатор йоги в СССР и России, главный консультант научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?» и первый председатель Ассоциации йоги СССР (1989-1990).
Биография
Родился 28 февраля 1912 года в Москве[1].
В 1933 году окончил факультет МОКСТ Государственного электромашиностроительного института имени Каган-Шабшая.
В 1936 году окончил философский факультет Московского института философии, литературы и истории[1].
Преподавал философию в Московской государственной консерватории.
В период 1937–1942 годы несколько раз находился в заключении в исправительно-трудовых лагерях системы ГУЛАГе, встретился и подружился с Александром Захаровичем Февралевым, вторым шофёром В. И. Ленина и "дядькой" В. И. Сталина. После возвращения с войны дружба продолжилась в Москве. Поддерживал дружеские отношения с писателем Георгием Ивановичем Шелестом.
Ветеран советско-финляндской войны 1939-1940 годов и Великой Отечественной войны в составе 186-го армейского зенитного артиллерийского полка Карельского фронта. Прошёл от Украины до Берлина, был ранен. 12 сентября 1943 г. во время боя на Карельском фронте совершил военный подвиг: «при отражении налёта группы бомбардировщиков противника, точной и бесперебойной работы автомата сбил самолёт Ю-87, проявив при этом стойкость и мужество»[2]. Был представлен к ордену, но, по рассказу Бродова, на передовой орденов нехватало, поэтому наградили "солдатским орденом" - медалью "За отвагу".
В 1949 году окончил аспирантуру Института философии АН СССР и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Инструментализм Д. Дьюи на службе американской реакции»[1].
В 1948 году был направлен в Мордовский педагогический институт имени А. И. Полежаева старшим преподавателем кафедры философии[1]. Фактически уехал в добровольную ссылку в провинцию, чтобы избежать второй волны сталинских репрессий. После смерти И. В. Сталина в 1953 году вернулся обратно в Москву.
В 1953—1956 годы — старший преподаватель кафедры философии Московского художественного института имени В. И. Сурикова[1].
В 1956—1960 годы — научный сотрудник Института философии АН СССР[1].
В 1960—1962 годы — доцент и заведующий кафедрой философии 2-го Московского медицинского института[1].
В 1962—1966 годы — доцент кафедры диалектического и исторического материализма естественных факультетов МГУ имени М. В. Ломоносова[1].
Первый интерес к индийской философии и санскриту возник по рекомендации директора Института философии АН СССР академика Г. Ф. Александрова, который предложил новому аспиранту и в дальнейшем сотруднику института присмотреться к индийской тематике, когда Индия обрела независимость в 1947 году Помимо активной преподавательской работы, успешно заканчивает курсы санскрита и занимается организацией, систематизацией и философским анализом переводов текстов древних Упанишад. В 1963 году эти переводы увидели свет в виде отдельной монографии «Древнеиндийская философия. Начальный период», ставшая первой публикацией многотомной серии «Философское наследие», включающей труды выдающихся мсылителей всех времён. Второе издание вышло в 1972 году.
В 1964 году в Московском государственном педагогическом институте имени В. И Ленина защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)»[3].
В 1967 году доработанный текст диссертации вышел в виде монографии «Индийская философия нового времени» в издательстве МГУ. Труд получил высокую оценку не только в СССР среди советских индологов, но также и за рубежом. Так, немецкий индолог Вальтер Рубен назвал её первым систематическим исследованием по истории индийской философии конца XIX — начала XX вв. В 1984 году книга была переведена и издана на английском языке под названием «Indian Philosophy in Modern Times» (Progress Publishers) и выдержала два тиража общим числом около 30 000 экземпляров. В 1980-е годы данная книга стала настоящим бестселлером в категории "история философии" в англоязычном мире и самой Индии, показывая, как можно рассматривать индийскую философию с точки зрения европейского рационального критического мышления, путем аналица отдельных категорий и концепций и дальнейшего синтеза, в отличие от традиционного восточного мистического и спиритуалистического подхода.
В 1966 году стал профессором и заведующим кафедрой философии Всесоюзного заочного инженерно-строительного института, продолжал труды по индийскому направлению в истории философии[1].
Научная деятельность
В 1965 году в качестве учёного секретаря Бродов принял участие в подготовке к изданию «Истории философии» в шести томах, где им написаны отдельные главы по истории индийской философии[4].
В постсоветское время занимался разработкой двух тем «Генетическое совершенствование и духовное возрождение народов России» и «Духовный мир. Проблема происхождения индивидуальной души». В рамках первой рассматривал проблемы влияния окружающей среды, человеческого общества и собственной личности на генетический код человека. В основу изучения второй темы положил синтез русского космизма и индийской философии. В своей концепции видел духовный процесс бесконечным движением как простого к сложному, так и «перерыв постепенности», которая уходит в «чёрную дыру» для того, чтобы затем вместе со своим «материальным инобытием» перейти на новый виток своего саморазвития. Душу рассматривал в качестве одной из разновидностей в многокачественном содержании духовного процесса, у которой имеются свои закономерности возникновения и существования в мире. В связи с этим считал, что «основной вопрос философии» не имеет в данном случае смысла и потому снимается[1].
Занятия йогой
В середине 1960-х годов для изучения возможностей применения йоги при подготовке космонавтов и длительного пребывания на космической орбите в условиях невесомости в Советский Союз из Индии был приглашён известный индийский йог Дхирендра Брахмачари, личный учитель йоги премьер-министра Индии Индиры Ганди. Он читал теоретические лекции и проводил практические занятия в закрытой группе. Бродову удалось попасть в эту группу, где обучался ограниченный круг лиц, включая известных советских космонавтов. Ощутив на себе благотворное влияние йоги (ранение и контузия, полученные на войне, давали о себе знать), Бродов стал поклонником и популяризатором йоги, несмотря скептическое отношение к йоге в СССР. Им были написан и издан целый ряд статей в прессе и несколько книг по индийской философии и методологии практических занятий йоги.
Его первым обнародованным трудом о йоге была статья 1962 года «Учение индийских йогов о здоровье человека в свете современной науки», написанная в соавторстве с Л. М. Сухаребским и вошедшая в сборник «Философские вопросы медицины». Назначением данного сборника было скорее критика подобных занятий, но Бродов рассматривал участие в нём как хоть какую-то возможность рассказать читателям о йоге (до этого в послевоенное время о йоге в СССР не было официально издано ни одной статьи). После этого ему удалось напечатать ещё целый ряд статей об индийских йогах в различных изданиях, в том числе в журнале «Наука и религия» (1962, № 4) и в вышедшем в 1969 году «Научно-атеистическом словаре».
Одним из самых известных начинаний Бродова стало его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего прилив интереса и к йоге, и к самой Индии[1][4].
Относительно причин, побудивших его приступить к съёмкам, Бродов назвал следующие:
Годы культа личности и застоя в нашей стране были временем резко негативного отношения к йоге. Официально объявлялось, что йога с философской точки зрения — это идеализм, религия, мистика, а на практике — это знахарство, шаманство, акробатика. У нас, создателей фильма, был замысел: во-первых, познакомить советских людей с уникальным явлением древней индийской культуры; во-вторых, вызвать у наших учёных, в первую очередь, представителей медико-биологических наук, размышления на тему «твои возможности, человек»; в-третьих, побудить специалистов к извлечению из йоги того рационального зерна, которое могло бы послужить нашим людям дополнительным резервом здоровья.[5]
Однако доводы создателей фильма были восприняты в Министерства здравоохранения СССР и Комитете по физической культуре и спорту при Совете министров СССР как «пропаганда идеализма и религии», а сам фильм был изъят из проката и «положен на полку». Кроме того, в 1974 году в стране был объявлен запрет и на йогу в целом. В эти же годы Бродов в составе группы учёных и общественных деятелей готовит и подписывает открытое письмо на имя генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева и председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина с просьбой снять запреты на йогу и, более того, создать научно-исследовательский институт йога-терапии. Однако данное обращение не получило ожидаемого отклика.
Тем не менее, Бродов продолжил в меру сил и возможностей заниматься популяризацией йоги. Уже после Перестройки, 19 октября 1989 года, он стал участником первой Всесоюзной научно-практической конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», прошедшей в одном из конференц-залов высотки МГУ, на которой был избран первым председателем Ассоциации йоги СССР[1][6]. Кроме того, его избрали президентом Ассоциации философских и медицинских проблем йоги Российского философского общества[7].
За всю свою жизнь так и не побывал в Индии, хотя выезжал в командировки в Болгарию, Польшу, Австрию, Монголию, Великобританию, Японию, Чехословакию и Венгрию. После 1991 года поступило приглашение посетить Институт культуры Миссии Рамакришны в г. Калькутта, но состояние здоровья уже не позволило отправиться в дальнюю поездку.
Научные труды
- Рабиндранат Тагор // Вопросы философии. 1961. № 5;
- Интегральная веданта Ауробиндо Гхоша // Общественно-политическая и философская мысль Индии. М., 1962;
- Древнеиндийская философия. М., 1963 (2-е изд. — 1972);
- К вопросу о толковании ведийского гимна «Насадия» // Краткие сообщения Института народов Азии. Из истории философской и общественно-политической мысли стран Востока. М., 1964;
- Ведантизм Вивекананды // Идеологические течения современной Индии. М., 1965;
- Индийская философия нового времени. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967. — 283 с.
- Бродов В. В., Игнатовский Л. И. Пути и средства формирования коммунистической морали. — М.: Знание, 1967. — 48 с. (В помощь лектору. 50 лет Великого Октября/ О-во "Знание" РСФСР. Науч.-метод. совет по пропаганде философ. знаний).
- Бродов В. В., Игнатовский Л. И. В. И. Ленин о коммунистическом воспитании. — М.: Знание, 1970. — 44 с. (К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. В помощь лектору).
- "Indian Philosophy in Modern Times" Progress Publishers, Moscow (на англ. яз. — М., 1984, 2-е изд. — 1988);
- Истоки философской мысли индии. Йога: методология практических занятий. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 222 с. ISBN 5-211-01958-X
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Бродов, Василий Васильевич // Большая биографическая энциклопедия
- ↑ (приказ №03) Архивная копия от 1 января 2021 на Wayback Machine
- ↑ Бродов, Василий Васильевич. Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в новое время (1850-1917): Автореферат дис. ... д-ра философ. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. — Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1964. — 24 с.
- ↑ 4,0 4,1 Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йог Архивная копия от 18 мая 2019 на Wayback Machine
- ↑ цит. по Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йог Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine
- ↑ Бойко В. С. Йога: искусство коммуникации. Гл. 3. Почему йога? Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine Москва, 2007.
- ↑ Ветераны великой отечественной войны и труда института философии Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine (в том числе сведения о В. В. Бродове)
Ссылки
- Евгения Ленц. Василий Бродов — русский философ и йог Архивная копия от 18 мая 2019 на Wayback Machine.
- Йоги в СССР. Часть 4. Бродов В. В. Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine
- Бойко В. С. Йога: искусство коммуникации. Гл. 3. Почему йога? Москва, 2007.
- Ветераны великой отечественной войны и труда Института философии Архивная копия от 5 октября 2013 на Wayback Machine (в том числе сведения о В. В. Бродове)
- Нравственность — это разум сердца. Мудрость тысячелетий. Архивная копия от 4 октября 2013 на Wayback Machine (pdf) — (небольшая философская работа со ссылками на книги с участием В. В. Бродова на сетевой странице Института Философии РАН).
- Родившиеся 28 февраля
- Родившиеся в 1912 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Москве
- Умершие 4 марта
- Умершие в 1996 году
- Умершие в Москве
- Доктора философских наук
- Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
- Награждённые медалью «За отвагу» (СССР)
- Награждённые медалью «За оборону Советского Заполярья»
- Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Учёные по алфавиту
- Философы СССР
- Писатели России XX века
- Преподаватели МГУ
- Индологи СССР
- Йога
- Йогины
- Авторы энциклопедий и словарей
- Индологи России
- Философы России
- Выпускники МИФЛИ
- Преподаватели Российского государственного медицинского университета