Брихаспати

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Брихаспати
санскр. बृहस्पति
Мифология индийская
Толкование имени господин Брахмана (молитвы)
Функции бог молитвы
Астральный аспект Юпитер
Отец Ангирас
Супруга Тара
Дети Кача, Кесари, Бхарадваджа и Таар
Атрибуты дубинка, лук со стрелами, золотой топорик, железный топор и колесница
День недели четверг
Вахана слон
Мантра Om Brihaspataye Namaha
Упоминания Ригведа
В иных культурах -
Статуя Брихаспати. XII век. Орисса

Брихаспати (Брахманаспати) (санскр. बृहस्पति, «господин Брахмана (молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме.[1] Персонификация планеты Юпитер[2]. Один из девяти наваграх. Часто его называют Вачаспати — «господин речи».[3]

Этимология

Первая часть имени Брихаспати — др.-инд. bṛhas-, вместе с авест. bǝrǝg- «религиозный обычай, обряд» — этимологически соответствует праслав. *bolgъ «благой, хороший, добрый», из которого произошли слова ст.‑слав. благо, рус. болого[4]. Данное схождение является эксклюзивным славянско-индоиранским, то есть корень отсутствует в других индоевропейских языках[5].

В «Ригведе»

Брихаспати упоминается в «Ригведе» около 170 раз, ему посвящено одиннадцать гимнов, ещё в двух гимнах он упоминается совместно с Индрой.[6].

Брихаспати описывается как яркий и чистый, золотого цвета. У него семь уст и семь лучей, сто крыльев и сладкий голос[7]. Ему принадлежали дубина грома, лук, стрелы, золотой топорик, железный топор и колесница закона[6], а также поэтические размеры.

Согласно Ригведе, Брихаспати поражал демонов, нашел свет, принес солнце и разогнал тьму громом, раскалывал скалы, приготавливал хорошие пути и нес в себе все формы (Тваштар создал его как основу всех существ), был щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам[6].

Брихаспати почитали ради получения богатства и сыновей[7].

В эпосе и пуранах

В эпосе и пуранах Брихаспати являлся жрецом и наставником богов (отсюда одно из его имён — Гуру)[1]. Он правил планетой Юпитер, которая называлась тем же именем. Уже в «Ригведе» Брихаспати участвовал в мифе о похищении Валой коров[8]. Коров нашли в скале, которую Брихаспати проломил своим рёвом. После этого он нашел Ушас и Агни. Он же создал ангирасов, вернувших коров, украденных Пани.

Позже Брихаспати появился в сюжете похищения богом Сомой его жены Тары. Согласно пуранической легенде, Сома пленился красотой Тары и похитил её у Брихаспати. Это вызвало войну между асурами, которые поддерживали Сому, и богами, принявшими сторону Брихаспати. Конец войне положил бог-создатель Брахма, который вернул Тару мужу. Вскоре после этого Тара родила сына. На ребёнка претендовали и Сома, и Брихаспати. Долгое время Тара скрывала, кто его отец, но в конце концов призналась Брахме, что это сын Сомы, и Сома дал ему имя Будха. В сюжете жертвоприношения Дакши Брихаспати успокоил разъярённого Рудру.[9]

Во многих сюжетах Брихаспати выступал как наставник богов[8]. Он предсказал богам, что Гаруда похитит амриту, он давал советы Индре и его жене Шачи. Брихаспати также играет эпизодические роли в сказаниях о царе Марутте, о разрушении богами крепости асур Трипуры и других[6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, 1996, с. 85.
  2. Индийская мифология, 2004, с. 75.
  3. Индийская мифология, 2004, с. 362.
  4. болого // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс, 1986. — Т. I : А—Д. — С. 188.
  5. Grzegorz Jagodziński. Jakie związki łączą słowiański z innymi językami IE? Архивная копия от 24 апреля 2017 на Wayback Machine (польск.)
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Мифологический словарь, 1990, с. 103.
  7. 7,0 7,1 Ригведа, 1999, с. 414.
  8. 8,0 8,1 Индийская мифология, 2004, с. 105.
  9. Индийская мифология, 2004, с. 107.

Литература