Британник (судно)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Британник»
Britannic
Британник перед отплытием в последний рейсБританник перед отплытием в последний рейс
 Великобритания
Класс и тип судна лайнер-турбоход класса «Олимпик»
госпитальное судно Его Величества
Порт приписки Ливерпуль
Организация «International Mercantile Marine Company»
Оператор White Star flag NEW.svg «White Star Line»
Изготовитель «Harland and Wolff»
Спущен на воду 26 февраля 1914
Введён в эксплуатацию 23 декабря 1915
Выведен из состава флота 21 ноября 1916
Статус Затонул
Основные характеристики
Водоизмещение 53 000 т
Длина 269,0 м (882 фута 9 дюймов)[1]
Ширина 28,65 м (94 фута)[1]
Высота 18,4 м (от ватерлинии до шлюпочной палубы)
Осадка 10,54 м (34 фута 7 дюймов)[1]
Двигатели 29 паровых котлов, 2 четырёхцилиндровые паровые машины, мощностью 16 тыс. л. с. каждая — на наружные гребные винты и паровая турбина, мощностью 18 тыс. л. с., вращающая средний винт
Мощность 50 тыс. л. с.
Движитель 3 винта
Скорость хода крейсерская 23 узла, максимальная — 25 узлов
Экипаж 489 медицинских сотрудников
860 экипаж
Пассажировместимость 3300
Регистровый тоннаж 48 158 брт

«Брита́нник» (англ. HMHS Britannic — госпитальное судно Его Величества «Британник») — третье и последнее судно класса «Олимпик», заказанное компанией White Star Line («Уайт Стар Лайн», УСЛ) судостроительной компании «Харланд энд Вольф». Первоначально Британник строился под именем «Гигантик». При строительстве получил номер 433.

До гибели «Андреа Дориа» в 1956 году спасательная операция на «Британнике» считалась одной из самых успешных.

История постройки

С введением в эксплуатацию лайнеров «Олимпик» и «Титаник» Уайт Стар Лайн стала обладать самыми большими лайнерами в мире. Конкуренты из «Кунард Лайн» со своими «Мавританией» (прежде обладавшей этим титулом) и «Лузитанией» были полностью оставлены позади, когда 20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду («Мавритания», спущенная на воду в 1906 году, имела водоизмещения 31 938 тонн, а «Олимпик» был на 13 000 тонн больше, имея водоизмещение 45 324 тонны). В дальнейшем, когда «Титаник» присоединился к своему собрату по флотилии Уайт Стар Лайн, казалось, что понадобится много времени, чтобы превзойти их.

Но этим планам не суждено было осуществиться. Как только были заложены первые пластины киля «Олимпика» в декабре 1908 года, другие судоходные компании узнали об угрожающей ситуации и начали строить свои планы. Кунард Лайн решила превратить уже и так успешный дуэт в трио, построив «Аквитанию». Её киль был заложен спустя несколько дней после закладки «Титаника». Лайнер был предназначен для конкуренции в роскоши и размере с гигантом от «Уайт Стар Лайн». Конечно, это сделало его серьёзным конкурентом в будущем, и это была не единственная угроза престижу Уайт Стар Лайн. Немецкая судоходная компания HAPAG уже начала строить первый собственный суперлайнер — «Император». Все эти три судна имели спроектированное водоизмещение более 50 000 тонн, и было ясно, что «Император» превзойдёт «Олимпик» и «Титаник».

Но это не было неожиданностью для «Уайт Стар Лайн». Зная о жестком соревновании, они предвидели эту ситуацию и приняли необходимые меры. На впоследствии ставшем известным званом обеде дома у лорда Пирри говорилось, что лайнеров класса «Олимпик» будет три: «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик» (был переименован в «Британник» после гибели «Титаника»).

Два первых лайнера были построены рядом на верфях Харланд и Вольф в Белфасте. Третий лайнер (имевший кодовое название «изделие № 433») должен был строиться на месте «Олимпика». 23 ноября 1911 года место, необходимое для строительства, было освобождено. 30 ноября того же года был заложен киль изделия № 433.

Вскоре после введения «Олимпика» в эксплуатацию выявились некоторые недочёты в его конструкции, которые и были устранены на «Титанике». Это сделало «Титаник» немного больше и роскошнее, чем «Олимпик». И теперь, когда началось строительство третьего и последнего судна класса «Олимпик», оно должно было объединить в себе все достоинства своих предшественников и не иметь их недостатков. Но самые обширные изменения к проекту нового судна ждали его в будущем.

14 апреля 1912 года «Титаник» столкнулся с айсбергом во время первого плавания и затонул всего за 2 часа 40 минут. Погибли более чем 1500 человек. Мир был потрясён. Оказалось, что правила безопасности для судов безнадёжно устарели и требуют немедленных изменений. «Олимпик» был срочно отослан в Белфаст для изменений в его проекте и установки дополнительных спасательных шлюпок. 2 апреля 1913 года, после пяти месяцев работ, «Олимпик» вернулся к службе на северной Атлантике.

Строительство же третьего судна было решено приостановить. Инженеры начали делать изменения в проекте. Поскольку строительство было всё ещё в ранней стадии, новые требования безопасности были воплощены достаточно легко. В конечном итоге «Британник» стал весьма отличаться от двух его братьев. Переборки проходили и через пассажирские помещения. Была добавлена дополнительная переборка в электрическом машинном отделении, таким образом, судно делилось на семнадцать водонепроницаемых отсеков, а не шестнадцать. Это, в теории, делало его «самым непотопляемым» судном, способным выжить с шестью затопленными передними отсеками. Были сконструированы двойные борта в местах, где были котельные. На корме строящегося судна перекрыли колодец между надстройкой и ютом. Таким образом, палуба Британника теперь была целой и прерывалась только на носу.

Визуально самой поразительной новой особенностью были спасательные шлюпки. Вместо того, чтобы добавить лодки по длине шлюпочной палубы, по две на одну пару шлюпбалок, «Харланд энд Вольф» решили установить 8 пар шлюпбалок-кранов, намного больших, чем шлюпбалки на «Титанике» и «Олимпике». Каждая была способна держать до 6 шлюпок, и всего позволили бы «Британнику» нести 48 спасательных шлюпок, из которых две будут оснащены собственными двигателями и телеграфом. Выглядело это менее эстетично, но на деле это было (как показала практика 21 ноября 1916 года) довольно эффективно. Спасательные шлюпки были также установлены на корме судна друг над другом.

В качестве меры предосторожности была добавлена и пневматическая почта от мостика до радиорубки.

Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года, но медленнее, чем ожидалось. Спуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года «Британник» был спущен на воду. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, никакой церемонии разбивания бутылки шампанского о борт корабля не было.

В течение следующих шести месяцев «Британник» медленно начал обретать форму самого большого и роскошного океанского лайнера Великобритании. Но работа шла медленно, так как Харланд и Вольф имели финансовые проблемы. И в августе 1914 года случилось то, что изменило судьбу «Британника»: началась Первая мировая война.

Военная служба

Начавшаяся война сильно повлияла на судостроительную промышленность. Верфям, имевшим контракты с Адмиралтейством, уделяли самое пристальное внимание, им же доставалась и большая часть доступного сырья. Адмиралтейство ничего не заказывало «Харланд и Вольф», фирма продолжала выполнение своих гражданских контрактов, но значительно медленнее. К сентябрю «Британник» был помещён в сухой док для установки винтов. Порт Саутгемптона был реквизирован вооружёнными силами для использования его в качестве основной отправной точки для отправки войск во Францию. «Уайт Стар Лайн» была вынуждена перенести свой порт приписки обратно в Ливерпуль. Кроме того, многие из судов компании были реквизированы Адмиралтейством. «Океаник (III)», «Селтик», «Седрик» и «Teutonic» были переоборудованы в коммерческие крейсеры, а «Мегантик» и «Лаурентик» служили как военные транспорты. Большие «Британник» и «Олимпик» были поставлены на прикол до возникновения необходимости. 3 ноября «Олимпик» прибыл в Белфаст, где он провёл следующие десять месяцев вместе со своим младшим «братом».

1 сентября 1915 года «Олимпик» был реквизирован как военный транспорт, а «Британник» всё ещё стоял незаконченным в Белфасте.

К этому времени война, которая должна была закончиться к Рождеству 1914 года, вышла из-под контроля. В Средиземноморье количество жертв увеличивалось, главным образом, из-за Дарданелльской кампании. Кунардеры «Аквитания» и «Мавритания» уже служили госпитальными судами, но их требовалось больше, и 13 ноября 1915 года «Британник» был реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно.

Работы по преобразованию незаконченного лайнера шли полным ходом. Каюты на верхних палубах были превращены в палаты, поскольку пациенты должны были быть как можно ближе к шлюпочной палубе. Обеденный зал и гостиная пассажиров 1-го класса были переоборудованы в операционные и главную палату из-за их центральных местоположений. Хирурги, доктора и медсёстры жили бы в каютах на палубе B, чтобы они были всё время близко к пациентам. Когда закончилось преобразование в госпитальное судно, на «Британнике» могли поместиться 3309 пациентов, только «Аквитания» могла вместить больше — 4182 человека.

ГСЕВ «Британник» и ГСЕВ «Галека»

Внешне не всё пошло так, как было запланировано. Не было времени, чтобы оснастить корабль шлюпбалками-кранами. Поэтому было установлено пять пар шлюпбалок-кранов и 6 стандартных пар, которые не могли держать больше 2 шлюпок, так что было установлено меньшее количество шлюпок.

Судно было окрашено в международные цвета госпитального судна: белый борт, зелёная полоса вдоль корпуса, прерываемая в трёх местах на каждом борту красными крестами. Трубы были окрашены в горчичный цвет, похожие трубы были у «Уайт Стар Лайн», но без чёрной верхушки. Эти цвета гарантировали судну статус неприкосновенного для всех военных судов согласно Женевскому Соглашению. 14 декабря 1915 года капитану Чарльзу Бартлетту дали под командование «Госпитальное Судно Его Величества Британник» под номером G618. К Рождеству он был готов к первому плаванию.

23 декабря «Британник» отправился в первое плавание, направляясь в порт Мудрос на греческом острове Лемнос. Пять дней спустя он достиг Неаполя, единственного порта для взятия угля и воды перед Мудросом. Достигнув Мудрос в Канун Нового года, он начал приём раненных на борт, что заняло 4 дня. 9 января «Британник» прибыл в Саутгемптон и начал высаживать пациентов. Было сделано ещё два рейса, но к весне 1916 года ситуация в Средиземноморье успокоилась и суперлайнеры более пока не требовались. «Британник» был поставлен на прикол в Саутгемптоне 12 апреля 1916 года и стоял без дела в течение следующих пяти недель. Тогда из-за финансовых проблем, испытанных военными, было решено, что «Британник» будет возвращён к коммерческому обслуживанию «Уайт Стар Лайн». 18 мая он прибыл в Белфаст и 6 июня был освобождён от правительственного обслуживания. Но к сентябрю 1916 года ещё раз усилилось наступление в Средиземноморье, и было очевидно, что большие плавучие госпитали опять будут востребованы.

Гибель

Тонущий Британник

4 сентября 1916 года капитану Бартлетту вновь дали под командование «Британник», и 24 сентября он был на пути в Средиземное море в четвёртый раз. Ещё один рейс был совершён между 20 октября и 6 ноября, но ситуация в Средиземноморье требовала, чтобы он вернулся туда практически незамедлительно. В воскресенье 12 ноября 1916 года в 14 часов 23 минуты он отправился в шестой и последний раз в Мудрос.

28 октября немецкая подлодка U-33 под командой Густава Зисса поставила мины в проливе Кея (Кеос)[en] — между островами Кея и Макронисос. Утром во вторник 21 ноября «Британник» приближался к этим водам на скорости в 20 узлов.

В 8:12 утра судно внезапно сотряслось от взрыва в носу с правого борта. Майор Гарольд Пристлай немедленно принял командование и приказал медсёстрам продолжать завтрак, так как капитан не давал приказа покинуть судно. Немногие думали, что ситуация была очень серьёзна, и некоторые шутили, что протаранили подлодку. Тем временем капитан Бартлетт думал, как спасти судно, ведь оно уже кренилось на правый борт и погружалось носом в воду. Он приказал задраить переборки и начать рассылать сигналы SOS. Взрыв разрушил переборку у форпика, и, кроме того, пожарный ход был повреждён, таким образом, вода могла проникнуть в котельные. С затопленными четырьмя передними отсеками «Британник» все ещё мог оставаться на плаву. Но ситуацию ухудшило то обстоятельство, что дверь в переборке между котельными № 5 и № 6 не смогла закрыться, позволяя воде проходить дальше. Также тем утром по правому борту были открыты иллюминаторы для проветривания кают — теперь через них поступала вода.

Зная это, капитан Бартлетт принял решение попробовать выбросить судно на мель у близлежащего острова Кея, находящийся в 7 милях с правого борта корабля. Спустя небольшой промежуток времени рулевой механизм вдруг перестал работать, и капитан Бартлетт решил компенсировать заклинивший руль, отключив правый двигатель. Помощь была в пути, сигналы бедствия были приняты несколькими судами. Британский корабль «Scourge», вспомогательный крейсер «Heroic» и британский корабль «Foxhound» были одними из кораблей, принявших сигнал бедствия. Было несколько случаев паники; один из них, когда группа пожарных взяла шлюпку без разрешения. Немногие шлюпки были спущены, но, так как судно все ещё двигалось, команда отказалась спустить лодки, пока судно не остановится. Несмотря на эту предосторожность, произошёл несчастный случай — две лодки были спущены на воду и затянуты всё ещё вращающимся гребным винтом. Под винтом погиб 21 человек. Ещё 9 человек погибли на судне.

   Вскоре капитан отказался от  идеи выбросить судно на мель, так как в движущееся судно вода попадала быстрее. Первостепенным вопросом была эвакуация.

Капитан приказал остановить двигатели. Корабль остановился, и на борту «Британника» началась эвакуация.

В 9:07 утра судно легло на правый борт и затонуло. Всего после взрыва прошло 55 минут. Капитан Бартлетт, который оказался в воде, подплыл к шлюпке, и его вытащили. К 10:00 «Scourge» достиг места гибели и начал подбирать оставшихся в живых.

Всего спаслись 1036 человек. В их числе были медсестра Вайолетт Джессоп и кочегар Артур Джон Прист, пережившие до этого крушение лайнера того же класса — «Титаника».

После крушения

Было большое число вопросов, которые остались без ответа. Прежде всего: как мог «Британник», который был безопаснее, чем «Титаник», тонувший 2 часа 40 минут, уйти на дно всего за 55 минут? Были и дебаты о том, вёз ли корабль оружие, но Адмиралтейство это отрицало. И действительно ли это была мина или торпеда?

Первым человеком, который искал ответы, был Жак-Ив Кусто. В сотрудничестве с Историческим Музеем Титаника он 3 декабря 1975 года нашёл место, где лежит «Британник», но не там, где его отмечало Адмиралтейство. В следующем году Кусто вернулся к участку для более близкого рассмотрения места гибели. Но, используя довольно плохое оборудование того времени, Кусто не смог получить ясной картины. Во время проведения экспедиции Кусто также встречался с несколькими оставшимися в живых членами экипажа корабля. В 1976 году Кусто высказал мнение, что корабль был затоплен одной торпедой, основываясь на исследованиях повреждений корпуса.

Крушение «Британника» произошло по координатам 37°42′05″ с. ш. 24°17′02″ в. д.HGЯO, корпус лежит на глубине 122 метра. Эта глубина доступна опытным дайверам, но статус судна как военной братской могилы требует специального разрешения на такие подводные экспедиции от английского и греческого правительств.

На дне судно лежит на правом борту, скрывая зону пробоины. Нос сильно деформирован и лишь частично остался соединённым с остальным корпусом. Это результат взрыва, который нарушил целостность киля между носовыми переборками 2 и 3, а также сильного удара судна о морское дно. Пассажирская надстройка в целом оказалась неповреждённой. Трюмы были найдены пустыми.

В середине 1995 года в экспедиции доктор Роберт Баллард, самый известный исследователь морских глубин, обнаруживший «Титаник» и «Бисмарк», изучил место кораблекрушения, используя усовершенствованный гидролокатор со сканированием. Изображения были получены с помощью дистанционно управляемых роботов, однако пробоина в корпусе судна исследована не была.

После этого исследовательские экспедиции проводились в ноябре 1997 года, сентябре 1998 года и в 1999 году. Было отснято много фото- и видеоматериалов внутренних помещений и внешнего облика судна. Эти экспедиции вызвали большой интерес у публики, их результаты публиковались в «National Geographic» и «TIME».

В сентябре 2003 года была организована ещё одна подводная экспедиция. Её особенностью было то, что все водолазы были оснащены ребризёрами. Это позволило проникнуть вглубь интерьеров судна. Так один из дайверов, Ривер Стивенсон, обнаружил, что открыты несколько водонепроницаемых дверей. Также сонаром были прощупаны окружающее дно и носовые трюмы. Это позволило обнаружить засыпанные песком и ржавчиной остатки минного якоря и его цепи. Это открытие позволило подтвердить версию о том, что «Британник» затонул от столкновения с морской миной. Это же позволило подтвердить записи немецкой подводной лодки U-33, наблюдавшей за кораблекрушением.

В 2006 году экспедиция, финансируемая и снятая телевизионным каналом «History Channel», собрала 14 опытных ныряльщиков, чтобы помочь определить, что же точно вызвало столь быстрое потопление «Британника». После подготовки и инструктажа ныряльщики прибыли на место крушения 17 сентября 2006 года. Экспедиция вышла неудачной, так как внутри судна было много донных отложений, что вызвало серьёзное ухудшение видимости, 2 ныряльщика едва не погибли, заблудившись в коридорах судна, пытаясь проникнуть в котельное отделение, так как по словам дайвера Джона Четерртона проход к 5-й котельной загородила тачка. Также помехой было то обстоятельство, что фотографирование внутри судна являлось нарушением разрешения на проведение исследовательских работ, выданного министерством культуры Греции[прояснить]. Тем не менее, несмотря на провал основной миссии, было собрано много важных данных и исследовательских материалов. Также было подтверждено, что внутри конструктивно судно сильно отличалось от своего собрата «Титаника».

Последняя экспедиция состоялась в 2012 году, водолазы закрепили на корпусе судна научное оборудование, позволяющее следить и подсчитать, как бактерии поглощают железный корпус в данном районе кораблекрушения, по сравнению с «Титаником», лежащим больше 100 лет, почти на 4-километровой глубине.

В произведениях искусства

  • В 2000 году вышел фильм «Британик», основанный на последнем рейсе госпитального судна «Британник». Режиссёр Брайан Тренчард-Смит.
  • 5 декабря 2016 года на канале BBC2 вышел документальный фильм «Трагедия близнеца „Титаника“ — крушение „Британника“».
  • В рассказе Агаты Кристи об Эркюле Пуаро «Ограбление в миллион долларов» упоминается лайнер «Гигантик», обладающий «Голубой лентой Атлантики».

Примечания

Ссылки