Бренна, Винченцо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Винченцо Бренна

Винче́нцо Бре́нна (итал. Vincenzo Brenna, в России — Вике́нтий Фра́нцевич Бре́нна; 20 августа 1747[1][2], Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Биография

И. Я. Меттенлейтер.
Изображение В. Бренны в плафоне галереи Рафаэля в Михайловском замке. 1800.

Родился во Флоренции, но его семья происходила из швейцарского кантона Тичино. В 1766—1768 годах обучался в мастерской живописца Стефано Поцци в Риме. В это время познакомился с Джакомо Кваренги, который указывал: «г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре».

С 1776 года занимался обмерами античных памятников Рима для польского магната Станислава Потоцкого. В 1780—1783 годах работал в Польше, где выполнял отделку принадлежавшего Потоцкому дворца Августа Чарторыйского в Натолине, замка в Ланьцуте, дворца Красиньских в Варшаве (не сохранился).

В конце 1781 или в начале 1782 года Бренна познакомился с цесаревичем Павлом, путешествовавшим вместе с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил архитектора для декорирования дворца в Павловске и в 1783 году Бренна прибыл в Санкт-Петербург[3].

В России Бренна работал до начала 1802 года. Вначале помощником Ч. Камерона, а с воцарением Павла I и отставкой Камерона в 1796 году стал главным архитектором. Участвовал в строительстве и отделке помещений Большого дворца в Павловске. Бренна надстроил созданные Камероном циркумференции (полуциркульные галереи) главного фасада и надстроил боковые корпуса, украсив их военной арматурой. Он оформил галереи трельяжными аркадами, а с противоположной стороны (по инициативе императрицы Марии Фёдоровны), в северной части, пристроил к дворцу так называемую Светлую колоннаду).

В 1796—1798 годах Бренна перестраивал для императора Павла Петровича дворец в Гатчине (Большой Гатчинский дворец, возведённый ранее А. Ринальди для графа Г. Г. Орлова), возводил Михайловский замок в Санкт-Петербурге, используя чертежи отвергнутого императором проекта В. И. Баженова (соавтором этой постройки были А.-Ф.-Г. Виолье и сам император, а не Баженов, как считали ранее). Особенно эффектен октогональный (восьмигранный) двор замка, с рельефным фризом и военными трофеями. Императору, по словам И. Э. Грабаря, импонировало, что Бренна умел «всему придавать несколько военный вид»[4].

Бренна был архитектором Румянцевского обелиска, созданного в ознаменование побед в русско-турецкой войне 1787—1791 годов (1798, вначале установленном на Марсовом поле, позднее был перенесён в сквер у здания Академии художеств). Достроил третий Исаакиевский собор, начатый Антонио Ринальди. В 1797 году Бренна занимался отделкой интерьеров Каменноостровского дворца. В августе 1802 года архитектор отправился со своим учеником Карло Росси в Штеттин, откуда была родом его вторая жена Луиза Вильгельмина Трауфельдт. Последним зданием Бренны в Санкт-Петербурге стал деревянный театр, построенный по заказу Антонио Казасси в 1801 году (в 1832 году на его месте Карло Росси выстроил современное здание Александринского театра).

После убийства Павла I в марте 1801 года, навсегда покидая Россию, Бренна увёз с собой около пяти тысяч чертежей и рисунков. Последние годы жил в Германии и Франции, занимался живописью[5]. Учеником и помощником Бренны был знаменитый Карло Росси. В Гатчине и Павловске помощниками Бренны были итальянцы Д. Ф. Ламони, К. Скотти, П. Висконти. В должности придворного архитектора его сменил другой тессинец — Луиджи Руска.

Бренна является архитектором переходного периода, сочетавшим черты классицизма и позднего барокко с элементами романтизма, предвещающего александровский классицизм и русский ампир. Для Бренны-декоратора характерно обильное применение лепного декора. Он широко пользовался позолотой, выделявшейся на общем светло тонированном фоне стен и перекрытий. Бренна был очень неровным мастером: иногда он проявлял себя умелым декоратором и эффектно строил свои композиции, в иных случаях крайне перегружал их случайными, мало связанными между собой элементами. С лучшей стороны дарование Бренны проявилось в таких сооружениях, как обелиск Румянцеву в Санкт-Петербурге, в парковых сооружениях Гатчины, в интерьерах Михайловского замка.

Адреса в Санкт-Петербурге

Список осуществлённых работ

Польша:

  • Декорации польских поместий Августа Чарторыйского в Натолин-Бажантарни, Изабеллы Любомирской в Ланьцуте и Мокотове, Станислава Любомирского в Грущине, а также первого этажа Дворца Красиньского (Krasiński Palace) в Варшаве, конец 1770 — начало 1780-х (в основном не сохранились)

Павловск:

  • Расширение и ряд интерьеров Павловского дворца (Верхний вестибюль, Зал мира, Зал войны, Греческий зал, Итальянский зал, Ковровый кабинет, Малый кабинет Павла I, Библиотека Павла I, Туалетная Павла I, Будуар, Спальня, Библиотека Марии Фёдоровны, Туалетная Марии Фёдоровны, Картинная галерея, Тронный зал, Оркестровая, Буфетная, Кавалерский зал, Общий кабинет, Малиновый кабинет, Передняя, Камердинерская), конец 1780-х — начало 1790-х
  • Светлая столовая, строилась в 1795—1797 годах
  • Турецкая палатка в парке (разобран в начале XIX в.)
  • Районы Старая Сильвия и Новая Сильвия в парке, начало 1790-х
  • Амфитеатр в парке, начало 1790-х
  • Трельяж в парке (сгорел в Великую Отечественную войну)
  • Перестройка Большого Каскада в парке, 1792—1794
  • Руинный каскад в парке, 1793—1794
  • Мост Кентавров
  • Лестница у Мариентальского пруда в парке, 1795
  • Крепость Бип, 1795—1798 (авторство Бренны предположительно[6])
  • Пиль-башня в парке, 1797
  • Константиновский дворец[7], 1797—1798 (с 1865 — Михайловская женская патриотическая школа; сгорел в Великую Отечественную войну)
  • Частные дома: Н. П. Шереметева (1797—1799), А. П. Гагариной, И. П. Кутайсова
  • Дом для придворных служителей
  • Деревянный театр в парке, 1798 (разобран в XIX в.)
  • Большие круги в парке, 1799
  • Постройка (по проекту Камерона) и создание интерьера павильона Круглый зал (Музыкальный салон) в парке, 1799—1800
  • Церковь Павловского дворца, 1799
  • Большая каменная (Итальянская) лестница в парке, 1799
  • Театральные ворота в парке, 1802

Гатчина:

Санкт-Петербург:

Рисунок В. Бренна Михайловского замка. 1797

Список нереализованных проектов

Бренна в кино

Нумизматика

5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Винченцо Бренна» серии «Архитектурные шедевры России». На монете расположены рельефные изображения портрета архитектора Винченцо Бренна и Михайловского замка в г. Санкт-Петербурге[10].

Примечания

  1. Швидковский Д. О. Russian Architecture and the West
  2. Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л: Лениздат, 1986. — С. 121
  3. По данным Д. О. Швидковскоого — в 1784 году.
  4. Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л: Лениздат, 1986. — С. 121—124, 193—194
  5. Власов В. Г.. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 132
  6. Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л., 1986. — С. 78—79.
  7. Константиновский дворец. Фото после перестройки ок. 1867 г. (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2015. Архивировано 5 января 2015 года.
  8. Петрова О. В. Ингербург — город-крепость Павла I
  9. Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л., 1986. — С. 116.
  10. Банк России. Информация о выпуске в обращение памятных монет из драгоценного металла

Литература

  • Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л.: Лениздат, 1986. — 200 с. (Зодчие нашего города).
  • Шуйский В. К. Винченцо Бренна // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. — 1997. — С. 770—827.
  • Лансере Н. Е. Винченцо Бренна. — СПб.: Коло, 2006. — 288 с. — 1500 экз. — ISBN 5-901841-34-4.
  • Антонов В. В. Бренна: после отъезда из России // Московский журнал. — 2013. — № 10. — С. 58—65. — ISSN 0868—7110.
  • Ozerkov D. Antiquités romaines sans frontières : Vincenzo Brenna (1741—1820) // Medvedkova O., ed. Les Architectes qui ont bâti l’Europe. — Bruxelles, Bern, Berlin, Frankfurt am Main, New York, Oxford, Wien. — Peter Lang. — 2017. — P. 208—240.
  • Озерков Д. Ю., Королев А.В. Винченцо Бренна. Илл. Алёна Терешко. — СПб.: Издатель К. Авелев, 2021. — ISBN 978-5-6042578-3-8.

Ссылки