Бревиарий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Бревиа́рий (лат. breviarium, от лат. brevis краткий) — в Католической церкви богослужебная книга, содержащая чинопоследования литургических часов (оффиция) согласно обряду Римской церкви[1]. Бревиарий содержит только тексты молитв, в том числе и тексты молитвословных распевов (в средневековых бревиариях молитвы также нотировались). Аналогичная по функции богослужебная книга для мессы именуется миссалом.

Исторический очерк

Первые бревиарии появились в XI—XII вв. из нужды собрать воедино все необходимые для оффиция молитвословные тексты. Вначале в такие сборники входили только сокращённые тексты из различных священных книг (отсюда название). К XIII в. в бревиарий входили расписанная по дням недели и по суточным часам Псалтирь, другие выдержки из Библии, гомилии и парафразы Св. Писания отцов церкви и т. п., а также тексты песнопений — антифонов, респонсориев, гимнов и пр. Нотированные бревиарии функционально и содержательно были родственны антифонариям.

Бревиарий был реформирован на Тридентском соборе и в 1568 году указом Пия V впервые издан как «Римский бревиарий» (Breviarium Romanum); отныне в бревиарий входили только тексты (без нот) всех — без каких-либо сокращений — необходимых молитв. Объём тридентского бревиария, поделённого на 4 сезонные части, стал огромным (хотя прежнее название, обещавшее краткость, сохранилось). Следующая значительная реформа бревиария (в основном, в сторону сокращения) была проведена Пием X в 1911 году. Наконец, Второй Ватиканский собор существенно изменил чинопоследование литургических часов. По результатам собора книга, утратившая прежнее название, была выпущена в 1971-72 гг. по-латыни под названием «Liturgia horarum» (Литургия часов). Тем же собором были санкционированы (и вскоре изданы) новые «бревиарии» на современных «национальных» языках.

Православную версию аналогичной богослужебной книги называют часословом.

Издания

Примечания

  1. Католическая энциклопедия. М.: Издательство францисканцев, 2002, стлб.745.

Литература

  • Bettifol P. Histoire du bréviaire romain. Paris, 1893.
  • Bäumer S. Geschichte des Breviers. Freiburg/Brsg., 1895.
  • Salmon P. L’office divin au Moyen Âge: histoire de la formation du bréviaire du IXe au XIV siècle. Paris, 1967.
  • Баранов И., Сахаров П. Бревиарий // Католическая энциклопедия. М.: Издательство францисканцев, 2002, стлб.745-746.