Борман, Фрэнк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фрэнк Борман
Frank Borman
Астронавт НАСААстронавт НАСА
Страна Флаг США США
Специальность Лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, авиационный инженер
Воинское звание

полковник полковник

(Flag of the United States Air Force.svg ВВС)
Экспедиции Gemini VII patch.png Джемини-7 (1965),
Apollo-8-patch.png Аполлон-8 (1968)
Время в космосе 19д 21ч 35м
Дата рождения 14 марта 1928(1928-03-14)
Место рождения Гэри, Индиана, США
Дата смерти 7 ноября 2023(2023-11-07) (95 лет)
Место смерти Биллингс, Монтана, США
Награды
NasaDisRib.svg Космическая медаль почёта Конгресса

Фрэнк Фредерик Борман II (англ. Frank Frederick Borman II; 14 марта 1928, Гэри, штат Индиана7 ноября 2023, Биллингс, штат Монтана) — астронавт НАСА в отставке, инженер. В качестве командира экипажа «Аполлона-8», совершившего первый пилотируемый облёт Луны, стал одним из 24 человек, долетевших до спутника Земли.

Образование и научные звания

Вырос в городе Тусон, штат Аризона, где в 1946 году окончил среднюю школу. В 1950 году окончил Военную академию США в Вест-Пойнте. В 1957 году в Калифорнийском технологическом институте получил степень магистра наук по авиационной технике.

Профессиональная деятельность

В 1957 году, оставаясь на военной службе, Борман стал доцентом термодинамики и механики жидкости в Военной академии США.

С начала 1969 года по июнь 1986 работал в авиакомпании Eastern Airlines. Начинал с должности консультанта, но уже в декабре 1970 назначен вице-президентом оперативной группы. С июля 1974 избран в совет директоров как исполнительный вице-президент (генеральный менеджер производства). С мая 1975 — президент и главный операционный директор. С декабря 1975 — главный исполнительный директор. С декабря 1976 — председатель совета директоров.

В 1986 году стал вице-председателем и директором Texas Air Corp. в Хьюстоне. В 1988 году назначен консультантом по маркетингу компании Aerospatiale General Aviation в Техасе и главным исполнительным директором корпорации Patlex Corp. в Калифорнии.

Общий налёт к моменту зачисления в отряд астронавтов составлял около 6000 часов.

Первый полёт

Gemini VII patch.png

Первый полёт Фрэнк Борман совершил в качестве командира экипажа «Джемини-7». В этом полёте был установлен новый рекорд продолжительности полёта (14 суток), продержавшийся до 1970 года, и побитый экипажем корабля «Союз-9». Помимо рекорда, корабль послужил импровизированной целью для сближения с «Джемини-6». Состыковаться корабли не могли, но сближались до расстояния в 0,3 метра. Для этого полёта была разработана специальная облегчённая версия скафандра с мягким шлемом.

Второй полёт

Apollo-8-patch.png

Второй полёт Фрэнк Борман совершил в качестве командира экипажа корабля «Аполлон-8». Задачей полёта было тестирование систем корабля в транслунном перелёте, выход на окололунную орбиту, и возвращение к Земле со второй космической скоростью. Это также был первый старт ракеты «Сатурн-5» с пилотируемым кораблём, при том, что второй беспилотный пуск прошёл не очень гладко. Этот полёт считается довольно рискованным, фактически, NASA, зная о советской программе пилотируемого облёта Луны, переставило местами экспедиции «Аполлон-8» и «Аполлон-9» — по первоначальному плану, необходимо было протестировать лунный модуль на околоземной орбите, и только затем идти на облёт Луны. Но на момент старта «Аполлона-8» лунный модуль ещё не был готов — вместо него в переходном отсеке над третьей ступенью «Сатурна-5» был установлен массогабаритный макет. Если бы основной двигатель «Аполлона-8» отказал во время нахождения на окололунной орбите, астронавты не имели бы возможности вернуться на Землю, ведь дублирующим на этом этапе экспедиции должен быть посадочный двигатель лунного модуля.

После полёта к Луне Фрэнк Борман приезжал в составе делегации в СССР. В первой декаде июля 1969 года он встречался с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Подгорным и побывал в Звёздном городке[1]. Он преподнёс в подарок музею Звёздного городка свои часы, бывшие с ним в полёте к Луне.

Фрэнк Борман ушёл из НАСА в июле 1970 года. Суммарное время его пребывания в космосе — 19 суток 21 час 35 минут 43 секунды.

Скончался 7 ноября 2023 года[2].

Публикации

В соавторстве с Robert J. Serling в 1988 году опубликовал автобиографию Countdown: An Autobiography of Frank Borman.

Награды

Награждён Крестом ВВС «За выдающиеся лётные заслуги» (Air Force Distinguished Flying Cross), и Космической медалью почёта Конгресса конгресса США.

Награждён также медалью НАСА «За выдающуюся службу», медалью НАСА «За исключительные заслуги».

Включён в Зал славы астронавтов. В число наград входит Вашингтонская премия (1991).

В честь Фрэнка Бормана в 1970 году назван кратер на Луне.

Примечания

  1. Astronautics and Aeronautics, 1969: Chronology of Science, Technology and Policy (англ.) P. 210. NASA (1970). Дата обращения: 31 января 2012. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  2. Abbey A. Donaldson. NASA Administrator Honors Life of Apollo Astronaut Frank Borman (англ.). NASA (Nov. 09,2023).

Ссылки