Борис Годунов (фильм-опера, 1989)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Борис Годунов (фильм, 1989)»)
Борис Годунов
Борис Годунов
Постер фильма
Жанр фильм-опера, драма
Режиссёр Анджей Жулавский
Продюсер Клод Абей
Автор
сценария
Александр Пушкин, Модест Мусоргский (либретто)
Анджей Жулавский (сценарий)
В главных
ролях
Руджеро Раймонди
Вячеслав Полозов
Павел Слаби
Дельфин Форест
Композитор Модест Мусоргский
Кинокомпания Gaumont (France)
Длительность 115 мин
Страна  Франция Испания
 Югославия
Язык русский
Год 1989

«Борис Годунов» — фильм-опера 1989 года польского режиссёра Анджея Жулавского. За основу была взята вторая редакция оперы, созданная Модестом Мусоргским в 1872 году. Роль Бориса исполнил Руджеро Раймонди, Роль Григория исполнил Вячеслав Полозов, дирижёр — Мстислав Ростропович.

История создания

Изначально режиссёром фильма был Анджей Вайда[1], но после того как он отказался от работы над проектом, режиссёрское кресло занял Анджей Жулавский. Запись оперы для фильма была сделана Мстиславом Ростроповичем совместно с вашингтонским Национальным симфоническим оркестром в 1987 году, главные вокальные партии исполнили Руджеро Раймонди, Галина Вишневская, Вячеслав Полозов. Съёмки картины проводились во Франции.

В ролях

Персонаж Актер Исполнитель партии
Борис Годунов Руджеро Раймонди Руджеро Раймонди
Марина Мнишек Дельфин Форест Галина Вишневская
Григорий Отрепьев Павел Слаби Вячеслав Полозов[en]
Пимен Бернар Лефорт Павел Плишка
Юродивый Павел Слаби Николай Гедда
Варлаам Ромуальд Тесарович Ромуальд Тесарович
Василий Шуйский Кеннет Ригел[en] Кеннет Ригел
Федор Урос Александрик Мэтью Фиш

Содержание

Сюжет фильма почти полностью повторяет сюжет оперы, однако режиссёр изменил последовательность некоторых сцен и дал событиям иную трактовку, так, в частности, в фильме присутствует эпизод, в котором хозяйка трактира соблазняет монаха (Григория Отрепьева), несколько раз в кадре появляется обнажённая Марина Мнишек. Исходя из своей концепции понимания оперы, Жулавски хотел, чтобы Борис по сюжету был не только убийцей царевича Дмитрия, но и любовником своей дочери Ксении, однако по требованию продюсеров от этой идеи режиссёру пришлось отказаться[2].

Москва, 1598 год. Царь Фёдор скончался, не оставив наследника, на трон вступает его шурин Борис Годунов, которого мучат сомнения и страхи.

Проходит несколько лет. В келье Чудова монастыря летописец Пимен рассказывает молодому иноку Григорию Отрепьеву, что царь Борис Годунов виновен в смерти законного наследника царевича Дмитрия. В голове молодого человека рождается дерзкий план: он назовётся Дмитрием и, сместив Бориса, захватит российский престол. В тот же день Отрепьев бежит из монастыря. Спустя некоторое время он оказывается в трактире, расположенном на литовской границе. Туда же забрели беглые монахи Варлаам и Мисаил. Гости с радостью принимают предложенные хозяйкой напитки, пьют и веселятся. Вскоре в корчму приходят приставы, которые ищут Отрепьева. Григория узнают, но ему вновь удается скрыться.

В Москве разносится слух о появлении самозванца. Борис Годунов видит в этом кару за совершённое им когда-то убийство. Он пытается узнать у Василия Шуйского подробности о «выжившем царевиче». Григорий сближается с семейством Мнишеков; Марине удается уговорить Отрепьева встать во главе войска и пойти на Москву.

Войско Лжедмитрия подходит к Москве, однако Борис не предпринимает никаких действий, чтобы сохранить престол. Ему везде чудится призрак убитого царского сына. В ещё большее смятение его приводит разговор с Юродивым, который прямо обвиняет Годунова в совершённом злодеянии. Василий Шуйский приводит во дворец Пимена, который рассказывает о чудесном исцелении слепого, молившегося над могилкой царевича Дмитрия. Не в силах справиться с муками совести, Борис, благословив своего сына Фёдора на царство, умирает. Самозванец занимает Москву, и его провозглашают царём.

Критика

Фильм был неприязненно встречен критикой и получил отрицательные отзывы, что стало одной из причин провала в прокате. Режиссёра обвиняли в русофобских настроениях, заведомом искажении исторических фактов,а также в неуважении к русской национальной культуре[3]. Дирижёр Мстислав Ростропович подал на Жулавского в суд, обвинив в оскорблении русской души. Режиссёр прокомментировал обвинения следующим образом:

В «Андрее Рублёве» есть одна прекрасная сцена, когда в церковь входит дурочка, видит фрески и писает под себя. И я, в духе этой сцены, сделал такую же в «Борисе Годунове». Там у меня есть юродивый, он крестится на церковь, молится и тоже писает в ведро — он ходит с ведром, как в либретто оперы. И представьте себе, что Ростропович возмутился, услышав в фильме этот звук, — как юродивый мочится в ведро! А там этого звука не было! Ничего вообще не видно, только можно догадаться. И он обвинил меня в суде в оскорблении русской души.

Анджей Жулавский [4]

.

Несмотря на авторитет и большую популярность Ростроповича, судебное дело было выиграно Жулавским. Ростропович попросил включить в титры замечание о том, что он не несёт никакой ответственности за сцены, которые режиссёр по своему желанию добавил.[4]

Примечания

  1. Андрей Щербаков. Хам и русофоб – лицо Московского кинофестиваля (рус.) ?. Правда.Ру (16 июля 2006). Дата обращения: 16 июля 2014. Архивировано 26 июля 2014 года.
  2. Boris Godunov (англ.). Imdb.com. Дата обращения: 16 июля 2014. Архивировано 21 июля 2015 года.
  3. Борис Соколов. «Борис Годунов» как зеркало постсоветской политики (рус.) ? (недоступная ссылка). Агентство политических новостей. Дата обращения: 16 июля 2014. Архивировано 18 мая 2015 года.
  4. 4,0 4,1 Г.Онуфриенко. Французская Галатея польского Пигмалиона (рус.) ?. Дата обращения: 16 июля 2014. Архивировано 17 июля 2014 года.

Ссылки