Большой саккос митрополита Фотия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Large sakkos of photius.jpg
Большой саккос митрополита Фотия. 14141417
Серебро, атлас, бархат, тафта,
золотые и серебряные нити, шёлк, жемчуг, лицевое шитьё. 135 × 112 см
Оружейная палата, Москва

Большо́й са́ккос митрополи́та Фо́тия — саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) митрополита Киевского и всея Руси Фотия, изготовленный в Византии в 14141417 годах в технике лицевого шитья[1].

Материал

Саккос сшит из лазоревого атласа, вышит золотными, серебряными и шёлковыми нитями. Подложен зеленой тафтой. Длина саккоса — 135 см, ширина в плечах — 112 см. На его жемчужное убранство ушло более четырёх килограммов жемчуга. Подол саккоса украшен декоративным русским шитьём XVI века. Саккос имеет 10 зво́нцев и 16 завязок с кистями.

Миниатюры

Саккос украшают более ста вышитых изображений персонажей библейской истории и портретов политических деятелей современной ему эпохи. Портреты, вышитые на саккосе, дают представление о не дошедших до нас светских памятниках, прежде всего — одеждах[2].

Библейские сцены

Саккос украшают миниатюры евангельских событий: Благовещение, Распятие Господне, Вход Господень в Иерусалим, Положение во гроб, Тайная вечеря, Сошествие во ад, а также отдельные фигуры ветхозаветных пророков — Соломона, Давида, Исайи, Иеремии и других, а также святых и мучеников (в том числе канонизированных в 1374 году виленских мучеников[3]).

Центр саккоса украшен изображением Распятия Иисуса Христа с погрудными изображениями предстоящих Богородицы и Иоанна Богослова, в сцене распятия изображены также сотник Лонгин и ещё один воин. Вверху над крестом изображены два приникших к нему ангела, а по четырём углам композиции — пророки. Над крестом помещено изображение отрока Иисуса и ангела с орудиями страстей. У подножья креста традиционное изображение головы Адама, а под всей композицией — Гроб Господень (изображён в виде ротонды) с лежащим в нём телом Иисуса.

Оплечье украшено изображениями Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Богослова и ангелов.

Портреты государственных деятелей

Василий I и Софья Витовтовна (шитьё на саккосе)

Саккос украшают изображения великого князя Василия I, его жены Софьи Витовтовны, их дочери княжны Анны и её мужа Иоанна VIII Палеолога. Исследователи отмечают, что «Около русской княжеской пары — сопроводительные русские надписи, тогда как около всех других изображений — греческие. На первом плане представлена византийская чета; окружающие их головы нимбы также подчёркивают первостепенное значение, которое в глазах мастера имели византийские правители».[2] На саккосе имеется также изображение самого митрополита Фотия. Помещение этих изображений на саккос является результатом церковно-политической деятельности Фотия, направленной на укрепление связей Руси с Византией.[4]

Описание портретов семьи великого князя Василия I приводит историк В.В. Назаревский (1870-1919):

Василий I на этом портрете имеет мужественное лицо, с черными усами и умеренною бородою, раздвоившеюся в конце. На нем низко подпоясанный кафтан красного цвета с клетками и узкие зеленые шаровары, запрятанные в высокие сапоги из красного сафьяна, в трёх местах перехваченные застежками; сверху накинут довольно короткий плащ, или «приволока», зеленого цвета, с золотыми разводами, на синей подкладке. На правой руке видно золотое запястье; этою рукою он держит скипетр, унизанный жемчугом. На голове великого князя сквозной золотой венец, с крестами вверху и с красной бархатной тульей. На великой княгине Софье род сарафана из серебряной парчи, с красными клетками в золотых рамах; сарафан украшен золотым ожерельем, с таким же передником и поясом. Сверх сарафана шубка, или длинный плащ, золотой, с серебряными кругами и синими и красными крестами. На княгине венец почти такой же формы, как на её супруге. Это изображение весьма важно не только в иконографическом отношении, но и для истории московских одежд. Император Иоанн Палеолог и его супруга изображены в византийском царском облачении, с нимбом, или венцом святости, вокруг головы. Митрополит Фотий представлен в золотом саккосе, с крестами в красных кругах; сверх саккоса омофор серебряный, с золотыми крестами. Голова Фотия не покрыта, видны густые черные волосы и окладистая борода; вокруг головы такой же нимб, как и у других изображенных святителей.[5]

Реплики

См. также

Примечания

Ссылки