Большой Сен-Бернар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Большой Сен-Бернар
нем. Grosser Sankt Bernhard
Hospital de Sant BernatHospital de Sant Bernat
Расположение
Координаты 45°52′12″ с. ш. 7°10′19″ в. д.HGЯO
Страны  Швейцария
Горная система Альпы
Хребет или массив Пеннинские Альпы
Характеристики
Высота седловины 2469 м
Большой Сен-Бернар (Швейцария)
Точка
Большой Сен-Бернар
Большой Сен-Бернар, Швейцария

Большо́й Сен-Берна́р[1] (нем. Grosser Sankt Bernhard, итал. Colle del Gran San Bernardo, фр. Col du Grand-Saint-Bernard) — перевал в Альпах, через который со времён Римской империи проходил главный путь, соединявший Север Италии с центральной Европой[2].

Высота перевала 2469 м над уровнем моря.

В 1905 году через перевал была построена дорога, которая связывает итальянскую Аосту (итал. Aosta, фр. Aoste) с швейцарским Мартиньи (фр. Martigny). В зимний период, с октября по май, дорога, как правило, закрыта.

Ниже перевала, на высоте 1915 м проходит тоннель одноименного названия (фр. Tunnel du Grand-Saint-Bernard), который был открыт в 1964 году.

В 1050 году Святым Бернардом из Ментона на перевале был основан монастырь, при нём горный приют, которые, как и перевал, получили его имя[3].

19 июня 1805 года, по желанию Наполеона, в часовне был похоронен французский генерал Дезе.

Здесь была выведена порода собак сенбернар, которые были обучены поиску людей в лавинах.

Велоспорт

Перевал Большой Сен-Бернар был задействован на Гранд-турах 11 раз: 6 раз на Джиро д’Италия и 5 раз на Тур де Франс. Последний раз в 2009 году. Известные велосипедисты первыми поднимались на перевал в ходе гонки как на Джиро, так и Туре.

Детали подъёма

Северный

Начинается в швейцарском городе Мартиньи, расположенного ниже Коль де Ла Форкла. Подъем на перевал составляет 41,5 км в длину со средним градиентом 4,8 % (максимальный до 10 %) и перепадом высот 1980 м. Кроме того, он достигает высоты 2473 метров, являясь одним из самых высоких в Альпах. Благодаря этим данным северный подъём считается колоссом Альп и одним из самых сложных перевалов в Европе.

Южный

Этот маршрут начинается в итальянском городе Аоста и столь же труден как и северный маршрут. Подъем на перевал составляет 33,1 км в длину с постоянным градиентом 5,7 % и перепадом высот 1874 м. На этом как и на противоположном склоне, снег является обычным явлением.

Вид на перевал

Джиро д’Италия

Год Этап Первый на вершине Сторона
1959 Люксембург Шарли Голь (LUX)
1963 Италия Вито Такконе (ITA)
1985 Колумбия Рафаэль Асеведо (COL)
1996 (1) Италия Мариано Пикколи (ITA)
1996 (2) Франция Лаурент Рукс (FRA)
2006 Франция Санди Касар (FRA)

Тур де Франс

Год Этап Первый на вершине Сторона
1949 Италия Джино Бартали (ITA)
1959 Испания Карлос Моралес (ESP)
1963 Испания Федерико Баамонтес (ESP)
1966 Бельгия Мартин ван ден Боссе (BEL)
2009 Италия Франко Пеллицотти (ITA)

Галерея

Примечания

  1. Большо́й Сен-Берна́р // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 55.
  2. [bse.sci-lib.com/article128727.html Большой Сен-Бернар]. Большая советская энциклопедия. Дата обращения: 10 июня 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.
  3. Большой Сен-Бернар. Географическая энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2012. Архивировано 8 августа 2012 года.