Большой Зимбабве

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Большое Зимбабве»)
Древний город
Большой Зимбабве
Большой Зимбабве

Большой Зимбабве (Великий Зимбабве) — название, данное каменным руинам древнего южноафриканского города, расположенного в провинции Масвинго государства Зимбабве.

Большой Зимбабве, как считается, было главной святыней и культовым центром предков народа шона (народ группы банту). Город был основан ок. 1130 г. н. э. и существовал в течение двух-трёх столетий.

Устройство

В древности это был центр государства Мономотапа, также известной как держава Великого (Большого) Зимбабве, Муене Мутапа или Мунхумутапа. Эта империя управляла территорией, в настоящее время расположенной в границах современного государства Зимбабве (которое берёт своё название от этого города) и Мозамбик. Они торговали с остальным миром через порты, такие как Софала на юге дельты реки Замбези[1].

Город был поделён на два района. Основная масса жителей (их было не менее десяти тысяч человек) ютились в соломенных хижинах, знатные люди селились в специально огороженных районах города. Большая часть архитектурных сооружений — каменных башен, монолитов и алтарей — была предназначена для молитв. Слово «зимбабве» помимо основного значения — «каменные дома», имеет и дополнительное — «дома поклонения».

В основном здесь молились богам, «ответственным» за дождь, а значит, за богатый урожай. Главным богом местного племени был творец — Мвари. Племя мбире поклонялось также мбондоро — духам правящих династий. В Большом Зимбабве шоны жили вплоть до начала XIX века.

Исследование

Первыми о царстве Мономотапы и его столице узнали в XVI веке португальцы, проникшие туда с востока. В 1570 году город посетила португальская экспедиция Франсишку Баррету. Изображение крепости, округлые очертания которой напоминают Большой Зимбабве, имеются уже на карте Африки из «Атласа мира» Урбано Монти 1587 года[2][3].

Гипотезы о происхождении

В 1867 году в район руин забрёл охотник Адам Рендер, который стал проводником немецкого путешественника и географа Карла Мауха в 1871 году. Проведя первые археологические раскопки, Маух отправил яркое описание этого места в европейскую прессу, заявив, что это место является копией храма Соломона и что он нашёл землю Офир из Библии[4]. С середины XIX века в научной среде господствовало убеждение, что чернокожие обитатели континента не способны были ни спроектировать, ни построить ничего подобного[5]. Археолог Дж. Т. Бент утверждал, что город построили финикийцы или арабы[6].

В 1928—1929 руины Большого Зимбабве исследовала британский археолог Гертруда Катон-Томпсон, которая работала в Африке не один год. Она утверждала, что руины имеют непосредственно африканское происхождение[7].

Гипотеза о семитском происхождении останков материальной культуры Большого Зимбабве и о нечёрном цвете кожи создавшей его цивилизации, довольно широко распространена до сих пор (научные публикации на эту тему появляются в XXI веке), исследователями проводятся параллели с древнееврейским градостроительством и архитектурой[8].

См. также

Примечания

  1. «Vast Ruins in South Africa- The Ruined Cities of Mashonaland», The New York Times, 18 December 1892, p. 19.
  2. Странная карта, возрастом 430 лет.. artsgtu.ru. Дата обращения: 19 апреля 2020. Архивировано 16 июля 2020 года.
  3. Largest Early World Map — Monte’s 10 ft. Planisphere of 1587. www.davidrumsey.com. Дата обращения: 19 апреля 2020. Архивировано 7 апреля 2020 года.
  4. Hill, Geoff (2005) [2003]. The Battle for Zimbabwe: The Final Countdown. Johannesburg: Struik Publishers. p. 31. ISBN 978-1868726523.
  5. Daniel Tangri. Popular Fiction and the Zimbabwe Controversy, History in Africa, Vol. 17 (1990), p. 293.
  6. «Vast Ruins in South Africa- The Ruined Cities of Mashonaland», The New York Times, 1892-12-18, p. 19.
  7. Caton-Thompson. The Zimbabwe Culture, 1931.
    «Ascribes Zimbabwe to African Bantus», The New York Times, 1929-10-20, p. 2.
  8. Tudor Parfitt, Yulia Egorova. Genetics, Mass Media and Identity: A Case Study of the Genetic Research, 2006, pp. 61-62.

Ссылки