Большая Волга (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Большая Волга
Савёловское направление
Московская железная дорога
Большая Волга (Станция).jpg
56°43′33″ с. ш. 37°08′14″ в. д.HGЯO
ДЦС ДЦС-3 Московско-Смоленский
Регион ж. д. Московско-Смоленский
Тип промежуточная
Классность 4
Количество платформ 2
Прилегающие перегоны Соревнование — Бол. Волга (1), Бол. Волга — Дубна (1)
Расстояние до Москвы 127 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 14
Код в АСУЖТ 239002
Код в «Экспресс-3» 2001131

Больша́я Во́лга — железнодорожная станция Савёловского направления Московской железной дороги в городе Дубна Московской области. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена к 4 классу.

Была построена в начале 1930-х годов для обеспечения строительства гидротехнических сооружений канала Москва-Волга.

История

Название станции и одноимённого посёлка появилось вследствие того, что в этом месте канал выходит в реку Волгу (район Иваньковского водохранилища). Территория будущего посёлка долгое время входила в состав Тверской губернии[1], в советское время (до 1956 года) — в состав Калининской, затем — Московской области.

В 1930-х годах здесь началось строительство первой на Волге ГЭС (Иваньковской) и канала имени Москвы. Иваньковский гидроузел был первым из трёх предусмотренных генеральным планом «Большая Волга», название проекта и дало имя первому населённому пункту стройки. Стройка велась силами заключённых-каналоармейцев (зэков[2]), размещённых в лагерях по всей длине канала.

К 1935 году одноколейная железнодорожная ветка Вербилки — Темпы — Большая Волга была полностью введена в эксплуатацию. 17 апреля 1937 г. была заполнена водой вся трасса канала Москва-Волга. 15 июля 1937 года открылась первая постоянная навигация по каналу. В результате прохождения канала над руслом реки Сестры, будущее городское ядро стало островом[3]. Таким образом железнодорожная станция, с одной стороны, стала конечным пунктом данного направления, а с другой — вошла в единый транспортный узел, который включал в себя также пассажирскую и грузовую пристань. Изначально по основному характеру работы станция являлась грузовой.

После завершения строительства комплекса Волжских гидросооружений, рядом со станцией начал расти рабочий посёлок, получивший название Большая Волга. В годы Великой Отечественной войны недалеко от посёлка проходила линия фронта. В самом посёлке располагались тыловые учреждения и госпиталя 30-й армии. В конце ноября — начале декабря 1941 года здесь занимала оборону 21-я танковая бригада. Рельсы были разобраны в 1943 году.

В марте 1947 года к востоку от посёлка Большая Волга была организована секретная «Гидротехническая лаборатория» (ГТЛ[4]). Базируясь отчасти на Иваньковский гидроузел (а затем и на возрождённую станцию Большая Волга), ГТЛ стала ядром Дубненской конурбации, а впоследствии — города Дубна. Научным руководителем ГТЛ был выдающийся советский физик М. Г. Мещеряков, начальником строительства — А. П. Лепилов[5]. Параллельно велось восстановление железнодорожной ветки Вербилки — Темпы — Большая Волга[6].

Указом Президиума ВС РСФСР от 22 мая 1958 г. рабочий посёлок Иваньково (Московской области) был преобразован в город областного подчинения. Тем же указом в состав города Иваньково был включён посёлок Большая Волга.

13 декабря 1960 год последовал Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об объединении городов Дубна и Иваньково в единый город Дубну.

В данный момент бывший посёлок Большая Волга, примыкающий к станции, входит в состав микрорайона Дубна-1.

Транспортная инфраструктура

В настоящее время железнодорожная станция Большая Волга является предпоследней перед конечной тупиковой станцией Дубна в направлении от Москвы. Платформы на станции Большая Волга — бокового типа, через станцию проходят два железнодорожных пути. Длина платформ — 250 м. Турникеты на станции отсутствуют.

В 2004 году к платформе, принимающей электропоезда из Москвы, был пристроен новый двухэтажный вокзальный комплекс площадью более 2000 м2 На Большой Волге также останавливаются пригородные экспресс-поезда Москва — Дубна и Дубна — Москва. С 10 мая 2017 года по 1 января 2019 года станция Большая Волга являлась конечным пунктом для экспрессов и обычных пригородных электропоездов.

Интерьер вокзала Большая Волга (2020)

Со стороны вокзала Большая Волга выход пассажиров осуществляется в сторону жилых районов города (на проспект Боголюбова, связующий бывший посёлок Большая Волга с Институтской частью Дубны), с противоположной — в сторону Дмитровского шоссе и канала имени Москвы. С Дмитровского шоссе можно проехать в Левобережную часть Дубны. Вокзал является главным железнодорожным терминалом города. Старый вокзал Большая Волга, находящийся со стороны платформы на Москву (то есть обращённый к каналу), был сохранён и реконструирован; в настоящее время он не используется.

Автомобильная дорога, проходящая вдоль станции в сторону канала, менее чем в километре выходит к одному из двух паромов, действующих на канале. Паром соединяет города Дубна и Конаково.

Памятник паровозу перед вокзалом на Большой Волге
Памятник В. И. Ленину у входа в канал

Достопримечательности

Рядом с вокзалом станции в 2001 году установлен памятник — Танк-паровоз -742 (инсталляция «Транссиб № 512»). Подарок Дубне к 45-летию от МПС. Курьёзный случай: Дубна не имеет отношения к Транссибу, а паровоз 9П выпускался в СССР в 1935—1957 гг., поэтому на нём не могло быть двуглавого орла.

Невдалеке от станции, вблизи «Конаковского парома» стоит действующий маяк, 1937 года постройки. Между маяком и Иваньковским гидроузлом расположен обширный парк, получивший неофициальное название «Сталинского», являющийся одним из старейших парков Дубны. В парке находится лестничная набережная из гранитных плит, которые являлись постаментом памятника И. В. Сталину. Памятник был взорван в 1961 году, во времена разоблачения культа личности. На противоположной от них стороне канала до сих пор находится второй по величине в мире памятник В. И. Ленину. Монументы были установлены в 1937 году вместе с открытием канала и составляли единую композицию. Другой достопримечательностью Сталинского парка является красивейшее озеро Дубны — Лебяжье.

Кадры с изображением памятников Сталину и Ленину, а также причала «Большая Волга» можно увидеть в фильме «Волга, Волга».

См. также

Ссылки

Примечания

  1. С момента учреждения оной.
  2. Изначально это слово представляло собой аббревиатуру заключённых-каналоармейцев (сокращённо — з/к). Термин з/к широко применялся в деловой переписке, периодической печати (газетах, журналах), для наглядной агитации и пропаганды (в виде лозунгов на плакатах и транспарантах). Также этот quasi-юридический термин нашёл отражение в поэзии и прозе того периода. Ещё шире распространился он в устной речи — в форме ЗЭК, перекочевав (именно в этой форме) в позднейшую мемуарную литературу. Слово «зэк» стало поистине крылатым!..
  3. В 1930-50-х годах бытовал неофициальный топоним «Змеиный остров».
  4. «ГТЛ, у которой по соображениям секретности, было ещё и другое название — п/я 1326.» (Р. М. Рындин)
  5. В ряде случаев Мещеряков корректировал архитектурные и планировочные работы.
  6. Использовались, главным образом, трофейные немецкие рельсы Золингенского производства.


Перейти к шаблону «Москва — Савёлово» 
0
Москва-БутырскаяПереход на станцию «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Савёловская» Большой кольцевой линии
1,1
3,0
ТимирязевскаяПереход на станцию «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линииПереход на станцию «Тимирязевская» Московского монорельса
4,8
6,4
ОкружнаяПереход на станцию «Окружная» Люблинско-Дмитровской линииПереход на станцию «Окружная» Московского центрального кольца
6,6
7,1
8,3
Дегунино
9,9
10.3
Бескудниково
12,3
ЛианозовоПереход на станцию «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии
13,8
Марк
14,6
руч. Дмитровский
Долгопрудненское шоссе — Лихачёвский проезд
15,9
Новодачная
17,5
Долгопрудная
Московская улица — Проспект Пацаева
19,3
Водники
19,9
Хлебниковский затон — Котовский залив
улица Якова Гунина
20,5
21,2
Хлебниково
Новое шоссе
22,8
Шереметьевская
28,0
Аэропорт Шереметьево (Южное)
26,1
Лобня
улица Киово — Батарейная улица
27,7
Депо
30,2
Луговая
Центральная улица
р. Уча
33,4
Некрасовская
Школьная улица — Шоссейная улица
35,0
Катуар
38,1
Трудовая
44,1
р. Базаровка
44,9
Икша
49,1
Морозки
53,3
Турист
55,6
58,5
Яхрома
Железнодорожная улица
61,1
2-я Московская улица
р. Хомиловка
64,5
Дмитров
Ново-Рогачёвская улица
улица Каналстрой
70,0
Каналстрой (↓1 путь↓)
Дубненская улица
74,3
Им. Барсученко
77,5
Орудьево
р. Кухолка
88,9
Вербилки
89,2
ответвление на Дубну
97,8
Соревнование
улица Соревнование
102,3
Запрудная
Первомайская улица
112,5
Темпы
115,2
Мельдино
118,9
119 км
122,0
Карманово
123,2
Новое шоссе
126,9
Большая Волга
Станционная улица
Московская улица
Дачная улица
132,1
Дубна
93,5
94 км
р. Свистушка
100,2
Власово
р. Куйминка
110,0
Талдом-Савёловский
улица Шишунова
118,6
Лебзино
120,6
124,0
124 км
127,5
129,5
Савёлово
на Калязин, Углич, Сонково (ОЖД)