Бой у мыса Сарыч

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бой у мыса Сарыч
Основной конфликт: Первая мировая война
Sarych cap battle 1914.png
Дата 5 (18) ноября 1914
Место Чёрное море
Итог Тактическая победа Русского флота. Германский крейсер «Гёбен» получил сильные повреждения и вернулся в порт.
Противники
War Ensign of Germany (1903-1918).svg
Naval Ensign of Russia.svg
Командующие

Контр-адмирал
War Ensign of Germany (1903–1919).svg В. Сушон

Адмирал
Флаг ВМФ России А. А. Эбергард

Силы сторон

1 Линейный крейсер,
1 Лёгкий крейсер.

5 Эскадренных броненосцев,
2 Больших бронепалубных крейсера,
1 безбронный крейсер,
8 эсминцев

Потери

Линейный крейсер «Гёбен» поврежден, 115 убитых, 58 раненых

Броненосец «Евстафий» поврежден. Убито 33, ранено 25.

Бой у мыса Сарыч — боевое столкновение Российской Черноморской эскадры с германскими крейсерами «Гёбен» и «Бреслау»[1][Прим. 1]. Произошло 5 (18) ноября 1914 года. Бой свёлся к перестрелке между линкором «Евстафий» и «Гёбеном». Крейсер «Гёбен» получил сильные повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, германские крейсера смогли оторваться от русской эскадры и уйти.

Предшествующие события

Удалённость Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство «Гёбена» в скорости и вооружении, по сравнению с устаревшими русскими броненосцами, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость «Гёбена» 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у русских броненосцев. Для противодействия «Гёбену» командование Черноморского флота разработало метод совместной стрельбы группы броненосцев по одной цели[Прим. 2]. Случай проверить действенность метода представился во время боя у мыса Сарыч.

2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днём 4 ноября «Гёбен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир — капитан-цур-зее Р. Аккерман) и «Бреслау» (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А. А. Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гёбен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил двигаться прежним курсом, который, как вскоре выяснилось, вёл к встрече с германскими крейсерами.

Ход боя

Группа броненосцев русского Черноморского флота. Первый — «Евстафий»

Встреча произошла 5(18) ноября юго-западнее Ялты у мыса Сарыч (широта 42°, долгота около 34°). В этой точке в 11:40 крейсер «Алмаз», шедший в 3,5 милях впереди кильватерной колонны из пяти броненосцев («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и передал об этом прожектором на флагман. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гёбен» с «Бреслау».

Русские корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса «Алмаз» донёс: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным — в скорости российские крейсера значительно уступали «Гёбену», и он мог бы успеть атаковать один из них.

Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свёлся в основном к поединку «Гёбена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Управляющий огнём бригады старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Златоусте» (капитан 1-го ранга Ф. А. Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех броненосцев бригады, кроме флагмана, летели с большими перелётами.

Контакт с противником, с момента первого выстрела, продолжался 14 минут. Перестрелка на параллельных курсах - 4 минуты. За это время русские корабли выпустили с дистанции 34 — 40 кабельтовых (6,3 — 7,4 км) 30 снарядов главного калибра («Евстафий» — 12, «Иоанн Златоуст» — 6, «Три Святителя» (капитан 1-го ранга В. К. Лукин) — 12). «Пантелеймон» (капитан 1-го ранга М. И. Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гёбену» и отставший от эскадры «Ростислав» (капитан 1-го ранга К. А. Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреслау» — два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреслау» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гёбена» и избежал попаданий.

Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады флота капитан 1-го ранга М. П. Саблин, находившийся на «Гневном», повёл эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил её по приказу командующего флотом.

Первый же двухорудийный залп флагманского броненосца «Евстафий» накрыл «Гёбен». Снаряд попал в каземат 150-мм орудий № 3 и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Германский крейсер начал стрелять примерно через 50 секунд и его первый залп лег перелетом, но дальше начались попадания. Всего «Евстафий» получил 2 прямых попадания в батарею 152-мм орудий правого борта. Кроме того, один снаряд навылет пробил среднюю трубу, другой разорвался у борта. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, германский крейсер вышел из боя.[2][3][1]

Потери

Повреждения броневого пояса «Евстафия»

По сообщению русского Морского генерального штаба на «Евстафии» 33 человека было убито и 25 ранено. Были убиты лейтенант Евгений Мязговский, и мичманы Николай Эйлер, Николай Семёнов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Был ранен мичман Николай Гнилосыров и 24 нижних чина, из них 19 — тяжело. Линкор «Евстафий» получил незначительные повреждения. Другие корабли русской эскадры потерь и повреждений не имели[4][3].

«Гёбен» получил довольно серьезные повреждения: три 305-мм попадания и 11 - снарядами среднего калибра. Один снаряд лег у второй трубы,[5] вызвав пожар в каземате №3 150-мм орудий. По немецким данным на «Гёбене» в каземате №3 все 12 человек артиллерийского расчета погибли. Кроме того, 4-6 человек прислуги артиллерийского погреба и каземата №4 скончались после боя от отравления ядовитыми газами.[6] Всего, по данным, предоставленным позднее русской разведкой[7], убито 12 офицеров, 103 матроса; ранено - 7 офицеров, 52 матроса. Для «Гёбена» этот бой обернулся двухнедельным выводом из строя.[2][3]

Примечания

  1. 16 августа 1914 года «Гёбен» и «Бреслау» формально были переданы Турции и получили названия соответственно «Yavuz Sultan Selim» и «Midilli», однако они сохранили германские экипажи и командующего, поэтому в тексте обозначены под оригинальными именами и принадлежностью к Кайзеровскому флоту Германии.
  2. Для достижения паритета огневой мощи с «Гёбеном» требовалась группа, как минимум, из трех русских броненосцев, что и применялось на практике.

Литература

  • Довженко В. Черноморский флот России в первой мировой войне. // «Морской сборник». — 2021. — № 3. — С.79-87.

Источники

  1. 1,0 1,1 Больных А. Морские битвы первой мировой: Трагедия ошибок. М., 2002. — С. 247—249.
  2. 2,0 2,1 «Евстафий» против «Гебена». lenta.ru. Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Последнее крупное морское сражение Российского государства на Черном море. Дата обращения: 24 мая 2016. Архивировано 30 июня 2016 года.
  4. Летопись войны № 16. Официальный отдел.
  5. Русский флот в Первой мировой и его боевая эффективность. Ч. 1. 1914 год - Балтика, Черное море и Дунай. btgv.ru. Дата обращения: 15 января 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  6. Виноградов С.Е. Первое сражение линейных сил в Великой войне: бой у мыса Сарыч 5/18 ноября 1914 г. (новые источники и новое прочтение). — СПб., 2014. — С. 16.
  7. Больных А. Трагедия ошибок. Морские битвы Первой Мировой.. — М.: ООО "АСТ", 2002. — С. 250-251.

Ссылки