Бозио, Анджолина

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анджолина Бозио
Angiolina Bosio
Bosio soprano.JPG
Основная информация
Страна  Сардинское королевство
Профессии оперная певица
Годы активности 18461859
Певческий голос сопрано

Анджолина Бозио (итал. Angiolina Bosio; 28 августа 1830, Турин — 31 марта (12 апреля1859, Санкт-Петербург) — итальянская оперная певица (сопрано)[1][2].

Биография

Анджолина Бозио родилась 28 августа 1830 года в Турине[1] в семье бедного певца-комедианта. В десять лет стала учиться в Милане у профессора Венчеслао Каттанео, затем вернулась на родину в Турин, где продолжила обучение у профессора Монтаны[3]. В июле 1846 года в Королевском театре Милана состоялся звёздный дебют Анджолины в роли Лукреции в опере «Двое Фоскари»[4]. Чуть позже она пела в известном тогда миланском оперном театре Каркано, соперничавшим с самим Ла Скала, её приглашали и на другие сцены, она выступала в Вероне, Мадриде, Копенгагене, на сцене лондонского Ковент-Гардена, а в 1848 году в первый раз вышла на подмостки парижской Гранд-оперы. В 1850—1851 г.г. певица жила в США и выступала вместе с труппой Гаванской итальянской оперной компании.

В 1851 году после возвращения из США в Европу, Бозио вышла замуж за грека по фамилии Ксиндавелонис, с котором познакомилась в Мадриде. После свадьбы Ксиндавелонис стал импресарио своей жены.

В период с 1852 по 1855 год неоднократно выступала в Париже. В отличие от многих современниц Анджолина пользовалась за рубежами Италии популярностью даже большей, чем на родине. Неоднократные гастроли по странам Европы и выступления в США принесли ей всеобщее признание, поставили её очень быстро в один ряд с лучшими артистками того времени.

Осенью 1855 года Бозио впервые побывала в России, где выступала вместе с итальянской труппой в московском Большом театре. Было дано более двадцати спектаклей, певица блестяще спела Виолетту в опере Джузеппе Верди «Травиата». Её триумфальные выступления произвели настоящий фурор. Четыре сезона Анджолина Бозио выступала в России, в марте 1859 года поехала из Санкт-Петербурга в Москву, чтобы дать несколько концертов, но на обратном пути простудилась и заболела. Простуда переросла в пневмонию, и, проболев три недели, Бозио скончалась[1]. В последний путь певицу провожал весь Петербург. Иван Сергеевич Тургенев писал:

Сегодня я узнал о смерти Бозио и очень пожалел о ней. Я видел ее в день ее последнего представления: она играла «Травиату»; не думала она тогда, разыгрывая умирающую, что ей скоро придется исполнить эту роль не в шутку. Прах и тлен, и ложь — все земное.

Была похоронена 4 (16) апреля на привилегированном участке Святой Екатерины Выборгского римско-католического кладбища Санкт-Петербурга. В 1861 году на могиле Бозио был установлен памятник работы мастера Пиетро Косты. В 1939 году[5] в связи с ликвидацией кладбища захоронение Бозио вместе с памятником было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры[6]. Надгробие могилы А.Бозио является объектом культурного наследия федерального уровня[7][8].

Рецензенты дружно писали, что с каждым спектаклем пение Бозио становится совершеннее. «Голос очаровательной, симпатичной нашей певицы стал, кажется, сильнее, свежее»; или: «…голос Бозио приобретал более и более силы, по мере того как успех ее упрочивался… голос ее стал звучнее»[9].

Роли в театре

Памятник Бозио на Выборгском римско-католическом кладбище

Память

Памятник Бозио, перенесённый в Некрополь мастеров искусств

Анджолина Бозио упоминается в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», в стихах О. Э. Мандельштама («И живая ласточка упала // На горячие снега», в повести «Египетская марка»), и в стихотворении Николая Некрасова:

Вспомним — Бозио. Чванный Петрополь
Не жалел ничего для неё.
Но напрасно ты кутала в соболь
Соловьиное горло своё.
Дочь Италии! С русским морозом
Трудно сладить полуденным розам
Перед силой его роковой
Ты поникла челом идеальным.
И лежишь ты в отчизне чужой
На кладби́ще пустом и печальном.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Бозио, Анджелина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Толковый музыкальный словарь. Бозио (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2866 дней])
  3. Анджолина Бозио (Angiolina Bosio) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 23 октября 2019. Архивировано 29 сентября 2019 года.
  4. Штейн В. И. Бозио, Анджиолина-Ксинда-Велокия // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  5. Метрические экстракты, с. 599 — приложение в формате doc на компакт-диске к изданию: Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. — 263 с.
  6. Козлов-Струтинский С. Г. Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. — С. 73.
  7. Постановление Правительства РФ «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в городе Санкт-Петербурге» от 10 июля 2001 г. № 527.
  8. Объект культурного наследия № 7810593086 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Дата обращения: 2014-10-20.
  9. Анджолина Бозио (Angiolina Bosio) | Belcanto.ru. www.belcanto.ru. Дата обращения: 29 сентября 2019. Архивировано 29 сентября 2019 года.

Ссылки