Богоявленский монастырь (Москва)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Монастырь
Богоявленский монастырь
Богоявленский собор, 2014 годБогоявленский собор, 2014 год
Страна  Россия
Город Москва, Богоявленский переулок, 2,
стр. 2, 3, 4
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип мужской
Дата основания XIV век
Дата упразднения 1929 год
Статус Герб ОКН
Состояние Действует
Сайт bgkg.ru

Богоявле́нский монасты́рь — православный мужской монастырь в Москве, расположенный в Богоявленском переулке Китай-города. Являлся вторым по древности московским монастырём после Даниловского. Был основан в конце XIII века князем Даниилом Александровичем. Обитель формально закрыли в 1919 году и окончательно упразднили в 1929-м. В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви[1].

История

XIII—XVI века

Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века и строился деревянным. По преданию, одним из игуменов обители являлся Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского. Будущий митрополит Алексий принял здесь постриг в 1313 году[2].

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия[2]. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки[3]. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря[4].

Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м. В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную[1][5]. Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском[6].

XVII—XVIII века

Памятная доска на фасаде собора, 2014 год

В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина, племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского, в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице. На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские кельи, в северной — хозяйственные помещения[1].

В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды. Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре. На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию[6][7].

В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинского барокко. После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства князей Голицыных и Долгоруковых. В него перенесли чудотворную Казанскую икону, которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского. Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия. В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана: «Коронование Богоматери», «Рождество Христово» и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси[8][7].

В 1739 году в здании колокольни, пострадавшей от Троицкого пожара и восстановленной, устроили придел во имя святых страстотерпецев Бориса и Глеба, который позже был обновлён и освящён в честь Спаса Нерукотворного. В нём летом совершались ранние заупокойные обедни[9][10].

В середине XVIII века на средства князей Долгоруковых в соборе устроили два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца, воздвигнутый в 1747 году, и во имя святого апостола Иакова Алфеева, созданный в 1754-м. Последний позже упразднили и использовали как ризницу, а около 1900 года освятили во имя Феодосия Черниговского[11]. В 1764-м монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году надвратную церковь отремонтировали, расписали и украсили лепниной[12].

XIX—XX века

Башня Богоявленского храма, 2015 год
Памятник братьям Лихудам у Богоявленского собора, 2009 год

Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Гедеон вывез из монастыря ризницу, а остальные ценности спрятали в стене церкви. Перед отступлением армии по приказу Наполеона была совершена попытка подорвать Кремль. При взрыве в Богоявленском соборе осколки пробили кирпичную кровлю, были выбиты окна, на колокольне погнулся крест. Храм отремонтировали и заново освятили в 1813 году[2].

В 1867 году в соборе выставили для поклонения святыни из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне: икону Божией Матери «Скоропослушницу», мощи великомученика Пантелеимона, крест с частицей Животворящего Древа, часть от камня Гроба Господня[1]. В 1873-м в храме устроили придел во имя святого Пантелеимона и выстроили Афонскую часовню. В 1880 году её перестроили по проекту архитектора Александра Каминского[13].

Несмотря на протесты Московского археологического общества, в 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом, а в храме устроили одноимённый придел[2].

После Февральской революции 1917 года в обители находилась резиденция епископа Иоасафа (Каллистова), назначенного управляющим Московской епархией. Монастырь закрыли в 1919-м, однако приходская община продолжала жить на его территории. В 1922 году, во время Гражданской войны, из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности. В 1929-м из монастыря выселили его обитателей, позднее разобрали колокольню, башню монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. В помещениях монастыря в разное время находились мучной склад, общежитие студентов Горной академии, производственное предприятие и другие организации[14][1].

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году рядом с монастырём упал сбитый бомбардировщик. Стоявшие на том месте здания были полностью разрушены, а взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма[1][15]. После завершения войны на территории монастыря построили административное здание Народного комиссариата внутренних дел[16].

После 1980-х

В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова. По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои, относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия[16][4].

В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви и были возобновлены богослужения[17]. В том же году освятили придел в честь святителя Московского Алексия. В 1992-м был освящён приставной престол во имя священномученика Владимира Киевского[18]. Со временем в верхнем храме восстановили многоярусный иконостас, лепнину, скульптуры, Царские врата. В 1993 году к Богоявленскому собору были приписаны ещё два храма — в честь святителя Николая «Красный звон» и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех, а в 1994-м — часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы у Воскресенских ворот. В 1995 году при монастыре открыли учительскую семинарию, готовившую социальных педагогов. Позже она была преобразована в Регентско-певческую семинарию, просуществовавшую до 2012 года[19][1].

Современность

Современный вид интерьера Богоявленского собора

Из монастырских построек на 2018 год сохранились собор Богоявления с колокольней, нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, братские кельи и настоятельские палаты. Собор украшают три белокаменных портала высотой пять метров. Фасады декорированы резьбой, наличниками на окнах. Трапезная и четверик соединены широкой галереей. В интерьерах встречается живопись, мозаика, керамика, скульптурные композиции на мифологические сюжеты. Царские врата сделаны в виде креста, а в его центре находится образ Благовещения[20][15]. У ограды собора расположен памятник братьям Лихудам, установленный в мае 2007 года[13]. В 2011-м был освящён главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери[18].

Некрополь

В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых, Ромодановских, Репниных[15]. Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына, генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова, сенатора Алексея Голицына. Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына, сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря. Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам[1][21]. В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь[15].

Настоятели

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Богоявленский монастырь в Москве «Памятник благочестия». Православие.ru. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 17 июля 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Звонарёв, 1988, с. 161—165.
  3. Снегирёв, 1864, с. 4—10.
  4. 4,0 4,1 Козлов, 2007, с. 136—137.
  5. Адамова, 2014, с. 10.
  6. 6,0 6,1 Адамова, 2014, с. 13—16.
  7. 7,0 7,1 Снегирёв, 1864, с. 10—15.
  8. Адамова, 2014, с. 17—18.
  9. Адамова, 2014, с. 21.
  10. Вострышев, 2011, с. 80—81.
  11. Указатель церквей, 1916, с. 5—6.
  12. Снегирёв, 1864, с. 16—20.
  13. 13,0 13,1 Москва православная, 2012.
  14. Адамова, 2014, с. 26.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Собор Богоявленского монастыря. Узнай Москву. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 18 июля 2018 года.
  16. 16,0 16,1 Вострышев, 2011, с. 80—81.
  17. 17,0 17,1 Монастырь в честь Богоявления (недоступная ссылка). Православие. База данных. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 26 марта 2007 года.
  18. 18,0 18,1 Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. Иверское благочиние города Москвы. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 18 июля 2018 года.
  19. Адамова, 2014, с. 36.
  20. Бродский, 1987, с. 89.
  21. Печальные памятники и их судьба. Наше наследие. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 2 ноября 2014 года.
  22. Рункевич С. Г. Иринарх (архимандрит) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.
  23. Иннокентий (Орлов) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.М., 1896—1918.

Литература

  • Беляев Л. Древние монастыри Москвы (конец XIII – начало XV вв.) по данным археологии: [Электронная версия на CD-диске]. 3-е доп. изд. — М.: ИА РАН, 2010.
  • Бродский Я. Москва. Спутник туриста: путеводитель. — М.: Моск. рабочий, 1987. — 463 с.
  • Вострышев М. Москва православная: Все храмы и часовни. — М.: Эксмо, 2012. — 543 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Монахиня Павла (Адамова), Семёнова Г. и др. Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. — М.: Храм Богоявления Господня, 2014. — 48 с.
  • Москва. Китай-город: путеводитель / под ред. В. Козлова. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2007. — 320 с.
  • Снегирёв И. Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице. — М.: Тип. Бахметева, 1864. — 61 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей / под ред. С. Звонарёва. — М., 1988. — Т. 1. — 416 с.
  • Топычканов А. Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. — М.: Православный приход храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, 2009. — 150 с. — ISBN 978-59901756-1-7.
  • Указатель церквей и часовен Китай-города. — М.: Рус. печатня, 1916. — 31 с.