Богаевский, Константин Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Константин Фёдорович Богаевский
Богаевский Константин Федорович.jpg
Место рождения Феодосия
Место смерти Феодосия
Гражданство  Российская империя
 СССР
Учёба А. И. Куинджи
Стиль символизм
Звания Заслуженный деятель искусств РСФСР

Константи́н Фёдорович Богае́вский (12 [24] января 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский и советский художник-пейзажист из Феодосии[1], условно относимый к киммерийской школе. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Стержневая тема его творчества — древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем.

Биография

Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.

Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина.

Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте[2]. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж). 1937.

В 1906 году Богаевский участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d’Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.

В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.

В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. Немцы систематически проводили провокационные (на самолётах использовалась советская символика) авианалеты на феодосийский рынок[3]. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом).

Могила Ж. Г. Богаевской 2018 г. Немецкое кладбище, г. Москва

«Хоронили его из дому. Собралось много народу: местные художники, ученики художественной школы — все, кто был или мечтал стать причастным к искусству. Гроб опустили в могилу Ивана Егоровича и Софьи Антоновны Шмитт, людей, воспитавших художника. „Константин Федорович Богаевский. Родился 24 января 1872 г., погиб от бомбы 17 февраля 1943 г.“ — написано на памятнике»[4].

По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и поэт Максимилиан Волошин.

Брак Богаевского оказался бездетным[2].

Творчество

Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский Музей

В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский.[5]

С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).

После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.

Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В это время художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.

Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей.

Список основных произведений

Живопись

Год создания Название Материал, размер Где находится
1902 Старый Крым Холст, масло. 100 Х 135 Государственный Русский музей
1903 Пустыня. Сказка Холст, масло. 69 X 194 Государственная Третьяковская галерея
1903 Последние лучи Холст, масло. 98,5 X 135,5 Севастопольский художественный музей
1904 Пустынная страна Холст, масло. 96 X 180 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
1905 В Коктебеле. Дом Волошина Холст, масло. 51 Х 84 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1906 Солнце Холст, масло. 111 Х 138 Вологодская областная картинная галерея
1906 Утро. Розовый гобелен Холст, масло. 112 Х 139 Государственный Русский музей
1907 Генуэзская крепость Холст, масло. 80 Х 173 Пермская государственная художественная галерея
1907 Жертвенники Холст, масло. 143,5 Х 168,5 Ярославский художественный музей
1907 Берег моря Холст, масло. 141 Х 156 Государственная Третьяковская галерея
1908 Южная страна. Пещерный город Холст, масло. 143 Х 179 Севастопольский художественный музей
1910 Классический пейзаж Холст, масло. 120 Х 142 Государственный Русский музей
1910 Воспоминание о Мантенье Холст, масло. 109 Х 171 Государственная Третьяковская галерея
1911 Гора св. Георгия Холст, масло. 135 Х 179 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
1912 Корабли. Вечернее Солнце. Холст, масло. 133 Х 155 Государственный Русский музей
1912 Три панно для особняка

М.П. Рябушинского

Холст, масло. 426,5 Х 371

Холст, масло. 436,5 Х 505 Холст, масло. 436,5 Х 505

Дом приёмов МИД РФ, Москва
1921 Феодосия Холст, масло. 42 Х 72 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1925 Средневековый город Холст, масло. 60 Х 205 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1927 Кафа (Старая Феодосия) Холст, масло. 100 Х 144 Государственная Третьяковская галерея
1930 Горный пейзаж Холст, масло. 100 Х 134 Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
1930 Днепрострой Холст, масло. 75 Х 202 Государственная Третьяковская галерея
1931 Старая гавань Холст, масло. 71 Х 196 Симферопольский художественный музей
1931 Нефтепромыслы Холст, масло. 145 Х 178 Государственный Русский музей
1931 Строим гигант Холст, масло. 102 Х 208 Государственный центральный музей современной истории России
1932 Город будущего Холст, масло. 107 Х 134 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
1932 Биби-Эйлат Холст, масло. 125 Х 170 Симферопольский художественный музей
1932 Порт воображаемого города Холст, масло. 127 Х 136 Симферопольский художественный музей
1936 Азовсталь Холст, масло. 132 Х 296,5 Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина
1937 Южный берег Крыма (Героический пейзаж) Холст, масло. 205 Х 420 Сочинский художественный музей
1937 Планерная бухта Холст, масло. 94 Х 133 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1937 Тавроскифия Холст, масло. 99,5 Х 251 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1938 Старые башни Холст, масло. 126 Х 176 Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина
1939 Над Окой Холст, масло. 75 Х 205 Нижне-Тагильский музей изобразительных искусств
1940 Подмосковный пейзаж Холст, масло. 75 Х 164 Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
1940 Горный пейзаж Холст, масло. 125 Х 155 Симферопольский художественный музей
1941 Вечер у моря Холст, масло. 137 Х 177 Симферопольский художественный музей

Тиражная графика

Год Название Место издания
1910 Иллюстрации к книге стихов М.А. Волошина "Годы странствий" Санкт-Петербург
1923 Альбом автолитографий М.-Л.: Государственное издательство


Образ К.Ф. Богаевского в литературе и искусстве

Могила Константина Богаевского на Старом кладбище Феодосии.

Стихи

Оболенская Ю.Л. К.Ф. Богаевскому,1913[6]

Волошин М.А. Другу, 1915[7]

Проза

Паустовский К.Г. Чёрное море, 1935[8]

Кино

Цена возврата. Арменфильм, 1983. (реж. Григорий Мелик-Авакян, в роли К.Ф. Богаевского - Вацлав Дворжецкий)[9].

Изобразительное искусство

Волошин М.А. Портрет К.Ф. Богаевского, ок. 1907-1910[10].

Ульянов Н.П. Портрет К.Ф. Богаевского, 1912[11].

Остроумова-Лебедева А.П. Портрет К.Ф. Богаевского, 1924[12].

Лобанов С.И. Портрет К.Ф. Богаевского, 1926[13].

Барсамов Н.С. Портрет К.Ф. Богаевского, 1940.

Барсамов Н.С. Мастерская К.Ф. Богаевского, 1940[14].

Признание в родном городе

Имя художника носит улица в Феодосии

Несмотря на то что Константин Федорович получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР ещё в 1933 г. и является общепризнанным художником, на своей родине он явно недооценен. До сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции. Большая часть его работ хранится в запасниках картинной Галереи Айвазовского и фондах краеведческого музея Феодосии. Кроме того, уже многие годы феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Федоровичу звания «Почётный гражданин города Феодосии». Главным инициатором выступает Почётный гражданин города А. А. Касаткина, близко знавшая жену художника Жозефину Густавовну Богаевскую. Но несмотря на желание феодосийцев и четырёх ныне живущих Почётных граждан города, имя Константина Федоровича до сих пор должным образом не увековечено. Ведь он был не только талантливым художником, но и человеком с большой буквы. Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной Войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. В оккупированный Феодосии он продолжал вести детскую художественную студию, давая надежду местным детям. Очевидцы вспоминают, что Константин Федорович специально рассаживал детей в студии во все уголки, чтобы занять больше места. Все это он делал для того, чтобы немецкое командование не заняло помещение Галереи Айвазовского. И как выразилась Аида Касаткина: «Кому тогда присваивать звание Почётного гражданина города, если не Константину Богаевскому?»[15][16].

Примечания

  1. Жил в собственном доме на улице Дуранте (ныне — Богаевского).
  2. 2,0 2,1 Самый сильный и храбрый. Вспоминая К. Ф. Богаевского. /Феодосия, мой древний град. Феодосия, ИД «Коктебель» 1997 ISBN 5-7770-0869-8
  3. Валентина Браславская. Память детства не дает покоя: Воспоминания. — Москва: Мелга, 2014. — 192 с.
  4. Воронова О.П. Над Понтом Эвксинским. К. Богаевский. — Москва: Советский художник, 1982.
  5. Е.М. Аленова, Н.А. Борисовская и другие. Русские художники от А до Я. / Составление Н.А. Борисовская, Е.С. Гордон. — СЛОВО / SLOVO. — Москва, 1996.
  6. Алексеева Л.К. Цвет винограда: Юлия Оболенская и Константин Кандауров. — М.: АСТ, 2017. — С. 311. — 384 с. — (Письма и дневники). — ISBN 9785170972623.
  7. Другу — Волошин. Полный текст стихотворения — Другу. Культура.РФ. Дата обращения: 21 апреля 2022. Архивировано 22 апреля 2022 года.
  8. Черное море.. paustovskiy-lit.ru. Дата обращения: 21 апреля 2022.
  9. Цена возврата (1983) смотреть онлайн бесплатно. voenhronika.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022. Архивировано 22 апреля 2022 года.
  10. Навстречу юбилею К.Ф.Богаевского (окончание) • Газета "Победа" Феодосия (рус.) ?. Газета "Победа" Феодосия (15 января 2022). Дата обращения: 22 апреля 2022.
  11. «Киммерии печальная область». Феодосийский художник Константин Богаевский - Люди искусства - ФЕОДОСИЯ В КНИГАХ - Феодосийская ЦБС. feolib.crimealib.ru. Дата обращения: 22 апреля 2022. Архивировано 23 января 2022 года.
  12. А.П. Остроумова-Лебедева. Лето в Коктебеле.. Дата обращения: 22 апреля 2022. Архивировано 24 января 2021 года.
  13. Константин Фёдорович Богаевский. Каталог персональной выставки. / П.М. Дульский. — Казань: Центральный музей ТССР, 1927. — С. 5.
  14. К 125-летию Н.С. Барсамова. Симферопольский художественный музей. Дата обращения: 21 апреля 2022. Архивировано 1 февраля 2020 года.
  15. Газета "Победа" Феодосийского городского совета Республики Крым. www.facebook.com. Дата обращения: 10 апреля 2017.
  16. «Художник древнего человеческого гнезда»: достоин или нет. Полезная газета ФЕО.РФ Феодосия.Крым. (23 апреля 2017). Дата обращения: 22 марта 2022. Архивировано 27 июня 2017 года.

Литература

  • Ромашкова Л.И. К. Богаевский. Альбом. - М.: Изобразительное искусство, 1979. - 28 с. - (Образ и цвет)
  • Воронова О. П. Над Понтом Эвксинским: К. Богаевский. — М.: Советский художник, 1982. — 184 с. — (Рассказы о художниках).
  • Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
  • Манин В. С. Богаевский. — М.: Белый Город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0228-6.
  • Материалы искусствоведческой конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения К.Ф. Богаевского / Сост. И.Б. Арбитайло, Е.И. Лазаренко. - Симферополь: Магистр, 2005. - 116 с.
  • Константин Богаевский. Страницы памяти. Очерки, статьи, воспоминания.: сб. ст. / сост. А.А. Касаткина. - Феодосия, 2018. - 76 с.
  • Ломакина М.А. Крымские древности в акварелях К.Ф. Богаевского: к 150 со дня рождения художника (Серия «Биобиблиография крымоведения», вып. 30) / Под ред. Е.А. Айбабиной, Д.А. Ломакина. - Симферополь: Н. Орiанда, 2020. - 448 с.
  • Константин Богаевский. Крымская мистерия. Каталог выставочного проекта. - М.: Российская государственная художественная галерея, 2022. - 180 с. - ISBN 978-5-6047311-1-6
  • специальный номер журнала «Аполлон»

Ссылки