Благочиние

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Благочи́ние (благочиннический округ) — в Русской православной церкви часть епархии, объединяющая группу приходов, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным.

Аналог благочиния в римско-католической церкви — деканат, в лютеранской — пробство.

История

Учреждение округов в составе епархии, вверенных особым надзирателям, которые подчинены епископам, известно с древности. Такие надзиратели в древности были известны как хорепископы и периодевты, позднее на Руси десятинники и поповские старосты, а с первой половины XVIII века — благочинные. Ранее благочиннические округа именовались также сорока́ми — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков».

Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъяснённым в указе Святейшего синода от 24 марта 1799 года, для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, епископам определено назначать из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии. Таким образом, к началу XIX века в Русской православной церкви сложились два типа благочиний:

  • объединяющие приходы, расположенные в непосредственной близости друг от друга, по территориальному признаку;
  • монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии.

К началу XX века приходское благочиние обычно включало 10-30 окрестных храмов, причём, если в округе находились более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. Монастырских благочиний в епархии могло быть несколько, в зависимости от количества монастырей. В случае надзора за женскими обителями могла назначаться «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестёр монастыря, если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В XX веке в Русской церкви существовали также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния за рубежом. Попечение о них вверялось какому-либо архиерею, но эти благочиния находились в непосредственном ведении патриарха, без включения в состав епархии. В частности, это были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.

С распространением Русской церкви в XX веке в другие страны Европы православные благочиния стали там называться деканатами, а их надзиратели — деканами (дословно с латинского — «десятниками», как и в России ранее).

См. также

Литература