Благовещенский собор (Московский Кремль)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Собор
Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещенский собор, 2006 годБлаговещенский собор, 2006 год
Страна  Россия
Город Москва
Адрес Кремль, Соборная площадь
Ближайшая станция метро Moskwa Metro Line 4.svg Александровский сад
Moskwa Metro Line 1.svg Библиотека имени Ленина
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская
Благочиние Центральное
Придел(ы)
  • Собора Архангела Гавриила;
  • Собора Пресвятой Богородицы;
  • Входа Господня в Иерусалим;
  • Александра Невского;
  • Николая Чудотворца
Престольный праздник
Приделов:
Реликвии Донская икона Божией Матери
Основание 1291 год
Первое упоминание 1393 год
Автор проекта Псковские мастера Кривцов и Мышкин
Строительство 14841489 годы
Архитектурный стиль Московская школа
Состояние
  • Действующий храм;
  • музейная экспозиция
Статус Герб ОКН
Сайт www.blagovestmos.moseparh.ru
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv), (vi)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1990 (14-я сессия)
55°45′ с. ш. 37°37′ в. д.HGЯO

Благове́щенский собо́р («Соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, что у Великого Государя вверху», или «на сенях») — домовый храм русских великих князей и царей в Москве, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

История

Строительство

По преданию[1], которое историк И. М. Снегирёв называет сомнительным[2], а И. Е. Забелин — легендою[3], деревянный Благовещенский собор был построен в 1291 году Владимирским князем Андреем Александровичем, на месте Кучкова поля[4]. Первые письменные упоминания о каменном храме относятся к концу XIV века, где основание храма заложено около 1393 года, сыном великого князя Дмитрия Донского — великим князем Василием Дмитриевичем[4].

Это была одноглавая бесстолпная домовая церковь великокняжеской семьи, выполненная из белокаменных блоков на подклете, сохранившемся до наших дней[5][6]. Предположительно, алтарную преграду церкви украшали фрески с изображением преподобных. Тогда храм называли Благовещением «на Царских сенях», «на великокняжеском Государевом дворе», «на переходах»[7][8]. С западной стороны соединялся с палатами государя посредством сеней.

В 1404—1405 годах, как гласила летопись: «начаша подписывати церковь Благовещения на Великого Князя дворе….»[9], храм украсили фресками и стенописью художников Феофана Грека, Прохора с Городца и Андрея Рублёва. Летописец записал, что около новопостроенного храма великий князь поставил первые в Москве боевые часы, которые приводили в удивление современников[10].

В 1416-м здание разобрали и возвели новое, расширенное до размеров современного. Собор стал трёхглавым с большим центральным и двумя малыми восточными куполами. По стилю он был близок памятникам раннемосковской архитектуры: Успенскому собору в Звенигороде, церкви Рождества Богородицы на Сенях. Фасад, верх барабана и апсиду украшал резной пояс[11][12].

В 1482 году, князь Иван III Васильевич, вскоре после свержения татаро-монгольского ига, пожелав украсить место своего жилища новыми зданиями, коснулся и Благовещенской церкви: «начаша рушити церковь на площади Благовещания…», работы по разбору храма до цоколя были закончены в 1483 году.

В 1484 году по приказу Ивана III началось строительство нового каменного здания храма под руководством псковских мастеров Кривцова и Мышкина. Возведение было закончено через пять лет, после чего 09 августа 1489 года его освятил митрополит Геронтий. Храм, выполненный в восточном вкусе, по образцу церквей в Иерусалиме и на Афонской горе, был из кирпича, окружён крытыми галереями — папертями. От предшествующей постройки сохранили подклет, использовавшийся для хранения княжеской казны. Украшения фасада относились к разным строительным школам — псковской, владимиро-суздальской, московской[5][11][12][13]. В центральной части храма была использована ступенчатая система сводов[14]. Восточная и южная галереи соединяли собор с дворцом и Казённой палатой. Северо-западная использовалась как парадный вход во дворец и выход на Соборную площадь[15][16]. На основании папертей были возведены белокаменные столпы, украшенные цветочными четырёхлепестковыми розетками[17].

В 1508-м по указу Василия III собор расписали Феодосий, сын Дионисия, и Фёдор Едикеев. На стенах были изображены Аристотель, Фукидид, Птолемей, Плутарх, Платон и Сократ со свитками в руках[18][19]. В том же году иконы позолотили и украсили драгоценными окладами[20][21], были позолочены церковные верха, после чего церковь стали называть «златоверхою».

Храм пострадал во время пожара в июле 1547 году: повредились резное убранство и открытые паперти, были уничтожены иконы Андрея Рублёва, греческих мастеров, книги, настенные росписи. При ремонте фасадов в середине XVI века белокаменные архивольты и капители столпов заменили на кирпичные[22][23][24].

Перестройка

Благовещенский собор, 1852
Благовещенский собор, 1896

Последний раз храм перестраивали в 1560-х годах при Иване Грозном. На сводах галерей построили придельные церкви, посвящённые Собору Пресвятой Богородицы, Собору Архангела Михаила, святому Георгию и Входу Господню в Иерусалим[25]. В это время были сооружены также западные главы на основном объёме храма, после чего он стал девятиглавым. Кровли покрыли золочёной медью, и собор стали называть «златоверхим»[23]. Приделы, построенные из маломерного кирпича, перекрыли сводами с распалубками[22][26]. Стены по образу Архангельского собора отделали филёнками[27]. На южной стороне в местном ряду иконостаса была написана «Четырёхчастная» икона[28]. Верха храма и кресты были позолочены позолотой, взятой из Новгорода. Для убранства храма иконами были собраны иконописцы из Новгорода, Пскова и других городов, под наблюдением священника собора — Сильверста. Появление икон, далеко не похожих на прежние, вызвало недовольство среди московского общества, которое подогревал Иван Висковатов, подавший письменное заявление митрополиту Макарию. Вопрос стоял настолько остро, что он рассматривался на Земском соборе 1554 года, где Висковатому пришлось приносить раскаяния в своём заблуждении. В это же время ко храму была пристроена паперть с крыльцом и с особым ходом от реки Москвы. По преданию, на данной паперти Иван Грозный как оглашенный за вступление в четвёртый брак слушал Божественную литургию, а на её ступенях в 1584 году увидел комету с крестообразным знаменем, которую принял за предзнаменование своей смерти. Крыльцо служило для выхода царя и его семейству в небольшой фруктовый сад с искусственными прудами с красивыми рыбами. В 1561-м Иван Грозный подарил собору храмовый образ Благовещения, привезённый из новгородского Юрьева монастыря[29]. По указу Фёдора Иоанновича на центральной главе установили золотой крест с цатой — символом полумесяца[30].

В Смутное время польское разорение не коснулись храма, о чём можно судить по тому, что при Михаиле Фёдоровиче не производились никакие капитальные работы по возобновлению храма. В апреле 1621 года повелевалось дьяку Ивану Митусову расписать только «сходную каменную лестницу». С обращением лицевой стороны Теремного дворца к площади паперть Благовещенского собора, находившаяся между собором, была соединена с Грановитой палатой посредством переходов и Красного крыльца, причём лестница стала носить название Благовещенской. При Алексее Михайловиче соборная паперть и крыльцо было велено расписать разными красками, работу производил иконописец Иван Филатьев, наблюдение над работами производил Симон Ушаков. Павел Алеппский оставил воспоминания, что всё было расписано чудесными изображениями из сусального золота, «чудесна решётка из жёлтой меди с серебряными иконами», а в самом храме привлёк мозаичный пол, сделанный из квадратных небольших плиток восточного агата, яшмы и других цветных камней. Последняя поделка в паперти была в 1696 году, когда было велено паперть, своды и стены вычистить, подмазать левкасом и выбелить.

Путешественник по России во времена Петра I Корнилий де Бруин, обозревая Благовещенский собор, заметил, что этот небольшой храм полон образов, обратив особое внимание на имеющиеся мощи. Только в одном верхнем отделении ему показали 36 серебряных и несколько золотых ковчегов с мощами святых, среди которых имелась кровь Христова, крест, выполненный из древа креста Спасителя, рука евангелиста Марка, несколько костей пророка Даниила и многое другое.

В конце XVIII века разобрали Казённую палату, перестроили южную паперть, заложили арочные проёмы между полуколоннами[8].

В 1800 году полы в пристройках были заменены на белокаменные резные с чёрным мастичным орнаментом. В 1822-м придел во имя великомученика Георгия перестроили и переосвятили во имя Александра Невского. В нём установили иконостас в стиле ампир, заложили старые и пробили новые окна. В 1836 году по проекту архитектора Ивана Мироновского к юго-западному углу собора пристроили ризницу и реконструировали южный фасад паперти, украсив его аркадой[31][32].

В 1836 году в южной части храма был создан придел во имя святого Николая Чудотворца. В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлёвского дворца, построенного для Николая I. В 1863—1867 годах была проведена реставрация собора под руководством Фёдора Рихтера. В результате работ заменили кровлю, отремонтировали стропила, кладку сводов и глав. В 1896-м работниками ювелирной фирмы Ивана Хлебникова для иконостаса был изготовлен новый оклад[8][33][34].

Реставрация

Царское моленное место в Благовещенском соборе. Располагалось на восточной стороне юго-западного столпа собора. Было выполнено из дерева, его венчал шатёр с медным литым золочёным двуглавым орлом. В основании шатра располагались иконы Святой Троицы, святых князей Бориса и Глеба. Разобрано в 1960-х годах

Во время Октябрьской революции 1917 года красногвардейцы обстреливали Кремль из тяжёлой артиллерии — в собор попал снаряд и разрушил его крыльцо[30]. В 1918-м его вместе с другими храмами Кремля закрыли для богослужений. В мае того же года был учреждён комитет по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, возглавляемый Игорем Грабарём. По его инициативе в кремлёвских соборах начала работать реставрационная группа под руководством отдела по делам музеев при Наркомпросе. Им удалось расчистить иконы из деисусного и праздничного рядов иконостаса, предположительно, авторства Андрея Рублёва и Феофана Грека. Среди них были найдены «Спас на престоле», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст». В 1950 году восстановили южный портал по фрагментам строения XV века, обнаруженных под слоем штукатурки. Через пять лет собор был превращён в музей. В 1970-е годы его отремонтировали и вызолотили купола[35][36][27].

Масштабные реставрационные работы были проведены в 1980—1984 годах художниками-реставраторами Всесоюзного объединения «Союзреставрация» под руководством Леонида Муравьёва-Моисеенко. После очищения стен от поздних записей им удалось обнаружить ранее не выявленный авторский слой живописи середины XVI столетия. Однако часть композиций была безвозвратно утрачена в результате работ XIX века[37][38].

К 500-летнему юбилею собора в 1989 году была открыта экспозиция икон, которыми обладал в древности царский домовый храм. С 1993-го на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в храме совершаются патриаршие богослужения. В этот день со ступеней собора патриарх Московский и всея Руси выпускает на волю белых голубей[39][40].

Приделы собора были отреставрированы в 2008—2010 годах. Фасадам вернули первоначальный облик до реставрации 1930—1960-х годов[41].

Архитектура

Фотография из альбома Николая Найдёнова, 1882

Современный облик храм приобрёл в 1560-х годах. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида[42].

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд[39][43].

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова)[44]. На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иессеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской[5][39][45].

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов внутреннего убранства времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении установлена также бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты[39].

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России высоким иконостасом. Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века[27]. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда[5][46]. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие[47].

Примечания

  1. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. 2. СПб. 1816 г. 301 примечание.
  2. И. М. Снегирёв. Памятники московской древности. стр. 83.
  3. И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей. стр. 9.
  4. 4,0 4,1 Н. Д. Извеков. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. М. Изд. А. И. Снегирёвой. Т. 2. 1906 г. Соборная церковь во имя Благовещения пресвятой Богородицы. стр. 6-34.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Музеи Московского Кремля, 2014, с. 63—65.
  6. Крашенинникова, 2011, с. 5.
  7. Ульянов, 2015, с. 172–222.
  8. 8,0 8,1 8,2 Бартенев, 1916, с. 141—151.
  9. ПСРЛ. Т. 8. стр. 77.
  10. Н.М Карамзин. История российского государства. Т. 5. стр. 249 примечание.
  11. 11,0 11,1 Крашенинникова, 2011, с. 6—16.
  12. 12,0 12,1 Гончарова, 1960, с. 40.
  13. Бусева-Давыдова, 1997, с. 140.
  14. Качалова, 1990, с. 10.
  15. Журавлева, 2003, с. 11—13.
  16. Благовещенский собор, 2003, с. 3.
  17. Крашенинникова, 2011, с. 22.
  18. Благовещенский собор в Москве. Православие.ru. Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 30 апреля 2018 года.
  19. Успенский, 1906, с. 41—45.
  20. Щенникова, 1999, с. 8.
  21. Романюк, 2013, с. 102.
  22. 22,0 22,1 Журавлева, 2003, с. 28.
  23. 23,0 23,1 Качалова, 1990, с. 16—17.
  24. Щенникова, 1999, с. 54.
  25. Журавлева, 2003, с. 13.
  26. Качалова, 1990, с. 18.
  27. 27,0 27,1 27,2 Паламарчук, 1992, с. 46—49.
  28. Благовещенский собор Кремля: история и современность. Татьянин день (7 апреля 2009). Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 14 мая 2018 года.
  29. Московский Кремль: Благовещенский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения: 6 мая 2018. Архивировано 13 мая 2018 года.
  30. 30,0 30,1 Крестовская, 2013.
  31. Журавлева, 2003, с. 40—41.
  32. Благовещенский собор, 2003, с. 7.
  33. Качалова, 1990, с. 19.
  34. Романюк, 2013, с. 106.
  35. Гончарова, 1960, с. 45—52.
  36. Щенникова, 1999, с. 10.
  37. Качалова, 1990, с. 23—24.
  38. Благовещенский собор, 2003, с. 49.
  39. 39,0 39,1 39,2 39,3 Юдаков, 2013, с. 90—97.
  40. Благовещенский собор, 2003, с. 54.
  41. Журавлева, 2003, с. 29.
  42. Журавлева, 2003, с. 18—19.
  43. Журавлева, 2003, с. 31.
  44. Благовещенский собор, 2003, с. 17.
  45. Бусева-Давыдова, 1997, с. 147.
  46. Щенникова, 1999, с. 105.
  47. Щенникова, 1999, с. 132.

Литература

  • Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
  • Баталов А. Л., Журавлёва И. А., Качалова И. Я., Маштафаров А. В., Моршакова Е. А. Благовещенский собор // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. V : «Бессонов — Бонвеч». — С. 276—293. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Благовещенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — 376 с.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Гончарова А., Зонова А., Хамцов А. Древние соборы Кремля. — М.: Моск. рабочий, 1960. — 99 с.
  • Журавлёва И. Благовещенский собор. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 54 с.
  • Журавлёва И., Качалова И. Благовещенский собор: Путеводитель.. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 223 с. — ISBN 5-88678-065-3.
  • Качалова И., Маясова Н., Щенникова Л. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. — М.: Искусство, 1990. — 384 с.
  • Крашенинникова Т. Благовещенский собор Московского Кремля : итоги реставрации 2006—2010 годов. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2011. — 47 с.
  • Крестовская И. Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья. — М.: Эксмо, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-699-66548-8. Архивная копия от 14 мая 2018 на Wayback Machine
  • Мельник А. Г. О настенной росписи Благовещенского собора Московского Кремля 1566 г. // "Восстанет цесарь в опустевшей земле": люди, время и пространство русской истории. К 70-летию профессора Н.С. Борисова. Сборник научных статей. — СПб.: Алетейя, 2020. — С. 273—279. — ISBN 978-5-00165-171-0.
  • Музеи Московского Кремля. — М.: Directmedia, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-87107-264-6.
  • Петров А. С. Утраченное царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля Архивная копия от 12 мая 2021 на Wayback Machine // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники / отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. — М., 2014. — Ч. 2.
  • Романюк С. Сердце Москвы : от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Сорок сороков : краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Ульянов О. Г. «ROMA QUADRATA III». К 500-летию строительства дворца великого князя Ивана III в Кремле // Вехи русской истории в памятниках культуры.— Макариевские чтения.— Вып. V.— Можайск, 1998.— С. 508—529.
  • Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Мат-лы XII Рос. науч. конф., посвящённой памяти святителя Макария. — Вып. XII. — Можайск, 2005. — С. 153—172.
  • Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий // Мат-лы науч. конф. памяти Г. К. Вагнера. — М., 1995.
  • Ульянов О. Г. «Деисус Андреева писма Рублева» из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Макариевские чтения. Вып. XII: Иерархия в Древней Руси. — 2015. — С. 172—222.
  • Ульянов О. Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева» // Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Мат-лы науч. конф. ГММК. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. Образ «Живоначальной Троицы» в росписи паперти Благовещенского собора Московского Кремля дионисиевского времени // Мат-лы XIII ежегодной Богословской конф. ПСТБИ. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. «Парадигмата» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства под ред. ак. Г. М. Бонгарда-Левина. — Т. 3. — М., 2006. — С. 78—93.
  • Успенский А. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве // Золотое руно. — 1906. — № 2. — С. 41—45.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы. Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.