Бичер, Генри Уорд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генри Уорд Бичер
Henry Ward Beecher
Место рождения Литчфилд, Коннектикут
Место смерти Бруклин, Нью-Йорк
Страна  США

Генри Уорд Бичер (англ. Henry Ward Beecher; 24 июня 1813 — 8 марта 1887) — американский религиозный деятель, брат писательницы Гарриет Бичер-Стоу.

С 1876 года вместе с Лайменом Эбботтом редактировал журнал «Крисчиан юнион» (Christian Union).

Детство

Родился 24 июня 1813 года в штате Коннектикут, г. Литчфилд. Рос в многодетной семье, главой которой был пресвитерианский проповедник, известный демократическими убеждениями. Священник держал свою семью в ежовых рукавицах: в доме были под запретом «несерьезные» книги, театр, танцы, у них было не принято отмечать дни рождения домочадцев и даже Рождество. Члены семьи Лимена Бичера были завсегдатаями разнообразных церковных мероприятий.

Семья

Генри был седьмым из 13 братьев и сестер, некоторые из которых были известными людьми своего времени: Гарриет Бичер-Стоу — писательница, известная своим романом «Хижина дяди Тома»; заслуженный педагог — Кэтрин Бичер; общественные деятели — Чарльз Бичер и Изабелла Бичер.

В быту Бичеры были образцовым семейством с точки зрения пресвитерианского служения, чему семья была обязана отцу — проповеднику Бичер Лиману. В семье Бичер не только молились в начале и конце каждого дня, но и пели гимны и придерживались других строгих обязательств Церкви[1]. Члены семьи должны были принимать участие в молитвенных собраниях, посещать лекции и другие мероприятия церкви. Танцы, театр, были запрещены.

Некоторые дети, выросшие в семье Бичер, стали известными на всю Америку, и не только. Так, Кэтрин Бичер стала довольно известным педагогом, основательницей американского женского движения. Младшая сестра Генри Уорда, Елизавета-Гарриет, известна всему миру как писательница Бичер-Стоу, автор «Хижины дяди Тома». Чарльз и Изабелла обрели известность на поприще общественной деятельности, Томас также зарекомендовал себя как выдающийся педагог.

Юность

Генри Уорд Бичер, в отличие от своего отца, считал, что христианство должно адаптироваться к меняющейся культуре нашего времени. Он являлся сторонником избирательного права для женщин, выступал против рабства, не приветствовал фанатизм любого рода, религиозный, расовый и социальный. Благодаря своей известности Бичер становится редактором ряда религиозных журналов.

Довоенный период

В довоенный период Генри Бичер занимается сбором средств на закупку оружия для желающих выступать против рабства в Канзасе и Небраске. Купленные на эти деньги винтовки Генри отправили почтой для вооружения мятежных отрядов (включая отряд Джона Брауна) в деревянных ящиках с надписью: «БИБЛИИ. Отправитель: Генри Бичер». Бичеру очень нравилась эта винтовка, он говорил о ней: «Этот инструмент несёт в себе больше духовной силы, чем сто библий». Часть груза была перехвачена и после того как вскрылась хитрость винтовку Генри окрестили «Бичерской библией». В ходе Гражданской войны в США, в его Церкви был возведен и оборудован Полк добровольцев[2]. Однако либерализм Бичера не распространяется на рабочий класс. Он выступал решительно против забастовщиков, заработная плата которых была сокращена до нищенского уровня. В одну из своих проповедей он включил такие слова: «Человек не может жить хлебом единым, но тот, кто не может жить на хлебе и воде не достоин жить».

Образование

Первым местом учёбы Генри Уорда стали школа-интернат в Амхерсте (Массачусетс) и Бостонская латинская школа. В 1834 г. он окончил колледж в Амхерсте, затем учился в пресвитерианской духовной семинарии в Цинциннати, возглавлял которую его отец. В 1837 г. получил степень теолога. В период с 1837 по 1839 гг. он жил в Лоуренсбурге (Индиана), где служил священником, после этого сменил место жительства на Индианаполис, а в 1847 г. в биографии Бичера произошло важное событие — его назначение на должность первого священника новой Плимутской конгреционалистской церкви в нью-йоркском Бруклине. На новое место работы и жительства с ним переехали супруга и трое детей. Бичер зарекомендовал себя как талантливый преподаватель, редактировал несколько журналов религиозного характера.

Начало карьеры

В 1850-х гг. Бичер приобретает известность (особенно в северных штатах США) в качестве публициста и оратора, который боролся за равноправие негритянского населения. После опубликования трудов Ч. Дарвина священник предпринял попытку примирить библейское учение и теорию эволюции. Его дарвинистские выступления легли в основу книги под названием «Эволюция и религия», опубликованной в 1885 г[3]. В ней, подобно другим теистическим эволюционистам, Бичер ставил под сомнение догмат о грехопадении[4]. Также Бичер ратовал за движение трезвенников, избирательное право для женщин, иммиграцию китайцев, со всем даром красноречия обрушивался на фанатизм и рабство во всех их многообразных проявлениях. Он был убежден, что христианство не должно быть консервативным, оно должно подстраиваться под современные культурные и социальные условия. На собственные деньги священник покупал винтовки, которыми снабжал борцов против рабства в Небраске и Канзасе.

Проповедническая деятельность

Начавшаяся в 1861 г. Гражданская война особенно ярко выявила его позицию. При его церкви был сформирован добровольческий полк северян, снабженный всем необходимым. В 1863 г. американский пастор предпринял поездку в Англию — страну, где рабовладельческие и антидемократические настроения были в то время особенно сильными, пытался выступлениями повлиять на них. Яркому, харизматичному оратору удавалось многое, он действительно оказывал сильное влияние на мировоззрение людей и был из тех, кого называют фигурами национального масштаба.

Популярности Бичера в 1875 году нанесен был жестокий удар, когда Бичер предстал перед судом по обвинениям в свершении прелюбодеяния с женой своего друга, Элизабет Тилтона. Хотя присяжные в Бруклине вынесли ему оправдательный приговор, все же ему уже трудно было восстановить свое имя в общественном мнении.

Последние годы жизни

Скончался Генри Уорд Бичер в 73-летнем возрасте 8 марта 1887 г. в Нью-Йорке. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Трое сыновей пошли по его стопам, переняли его демократические убеждения и служили пасторами пресвитерианской церкви.

Высказывания, цитаты и афоризмы Бичерa

• Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека не стоят и ломаного гроша, если они не укрепляют его для лучшего выполнения долга в будничной жизни.

• Жизнь сердца, жизнь душевная, радость, надежда и любовь — вот истинные богатства.

• Нельзя считать разумным человека, который не умеет быть одержимым, когда это нужно.

• Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.

• Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал.

• Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.

• Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.

• Нередко несчастье — это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму.

• Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.

• Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они ещё живы. Говорите им слова утешения, пока их уши ещё могут услышать эти слова и пока их сердца ещё могут взволноваться от ваших речей.

• Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.

• Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание.

• Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.

• Чувство юмора — великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.

• Из всей земной музыки ближе всего к небесам — биение истинно любящего сердца.

• Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

• Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.

• Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, — вот что спешит запечатлеть история.

• Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нём заключена справедливость.

Примечания

  1. Прилуцкий В. В. ИДЕИ НАТИВИЗМА В США В 1830—1850-е ГОДЫ // Диалог со временем. 2012. Вып. 39. С. 347—361.
  2. Всемирная история. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. — М.: Весь мир, ИД «Инфра-М», Oxford University Press. Гарри Джадж. 2003.
  3. Mark A. Kalthoff. [https://www.asa3.org/ASA/PSCF/2008/PSCF6-08Kalthoff.pdf Optimistic Evolutionists: The Progressive Science and Religion of Joseph LeConte, Henry Ward Beecher, and Lyman Abbott] // Perspectives on Science and Christian Faith. — 2008. Архивировано 15 мая 2022 года.
  4. Эволюция и грехопадение в западном богословии XIX-XX веков // Богословский Вестник. — 2018. — Т. 30, вып. 3. — С. 69—96. — ISSN 2500-1450. Архивировано 9 мая 2019 года.

Литература

  • Макинерни Дэниел. США. История страны / Пер. с англ. Т. Мининой. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. С. 263.

Ссылки