Битва при Сервере

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Битва при Сервере
Основной конфликт: Реконкиста
Дата 29 июля 1000
Место Эспиноса-де-Сервера, Кастилия и Леон (Испания)
Итог Победа Кордовского халифата
Противники

Banner of arms kingdom of Castile.svg Графство Кастилия

Allah.svg Кордовский халифат

Командующие

Banner of arms kingdom of Castile.svg Санчо I Гарсия
Banner of arms kingdom of Castile.svg Гарсия Гомес

Allah.svg Аль-Мансур

Потери

значительные

700

Би́тва при Серве́ре произошла около Эспиноса-де-Сервера 29 июля 1000 года[1] между христианскими войсками графа Санчо Гарсии Кастильского и графа Гарсии Гомеса де Салданья с одной стороны и мусульманскими войсками Кордовского халифата под командованием хаджиба Аль-Мансура (Альманзора). Это «страшное и трудноописуемое»[2] сражение закончилось победой Аль-Мансура. Оно стало пятьдесят вторым в карьере Аль-Мансура (согласно Dikr bilad al-Andalus).

Причины и приготовления

К моменту унаследования Санчо Гарсией титула графа Кастилии между Кастилией и Кордовским халифатом действовало перемирие. Однако в 999 году оно было нарушено: Санчо Гарсия отказался платить халифу ежегодную дань, а также пришел на помощь своему соседу, королю Памплоны Гарсии Санчесу II, сражавшемуся с войсками хаджиба Аль-Мансура[3]. 21 июня 1000 года мусульманская армия во главе с Аль-Мансуром вышла из Кордовы, чтобы провести карательную экспедицию в Кастилию. Последующие события хорошо описаны в нескольких мусульманских хрониках, составление которых началось после экспедиции Аль-Мансура в Сантьяго-де-Компостелу в 997 году. Наиболее ценные сведения оставил историк Ибн аль-Хатиб, использовавший данные очевидцев, а также информацию, полученную от своего отца, Халафа ибн Хусайна ибн Хаййана, — личного секретаря Аль-Мансура[4]. Ибн аль-Хатиб отметил, что эта кампания была наиболее трудной для Аль-Мансура за всю его карьеру: приготовления к походу заняли особенно много времени, а правители христианской Испании были в союзе против него, создав объединенное войско[5].

Аль-Мансур пересек реку Дуэро и вторгся в Кастилию в районе Мадинат-Селима, где он встретился с армией Санчо Гарсии и «галисийских королей»[6], состоявшей из солдат Памплоны и Асторги[7]. Аль-Мансур занял крепости Осма, Сан-Эстебан-де-Гормас и Клуния, которые находились в руках мусульман в течение нескольких лет до того времени. К северу от Клунии он с удивлением обнаружил большую христианскую армию. Санчо Гарсия, избранный командующим армией христиан, встал лагерем на горе Ярбайра (Пенья-де-Сервера), заняв тем самым выгодное стратегическое положение[5]. Эта диспозиция позволяет говорить о том, что изначальное расположение войск у армии Санчо было более предпочтительным, чем у Аль-Мансура[8]. Дороги из Клунии вели к Тордомару, Ларе и Салас-де-лос-Инфантес через узкий проход Йекла, который шел через Пенья-де-Сервера и расширялся в бассейне реки Арланса.

Ход битвы

Аль-Мансур — знаменитый полководец Кордовского халифата.

Согласно Ибн аль-Хатиб, христианские воины торжественно поклялись не отступать с поля боя. Аль-Мансуру было известно о его неблагоприятном положении — христиане имели более укрепленный лагерь и лучший обзор, — и его визири никак не могли договориться о тактике будущего сражения. Пользуясь этим, армия христиан, без планирования и стратегии, спустилась с вершины на ничего не подозревавших мусульман, и сражение сразу же перешло в стадию ближнего боя. Правый и левый фланги Аль-Мансура подверглись атаке одновременно и вскоре дрогнули, что вдохновило Санчо усилить натиск[5]. Большинство воинов мусульманского арьергарда быстро утратили боевой дух и бежали.

По словам секретаря Аль-Мансура Халафа ибн Хусайна, хаджиб со свитой наблюдал за ходом боя с вершины небольшого холма. Пока он обсуждал возможность бросить в бой свою гвардию, правый фланг его армии дрогнул. Гвардейцы оказались в незащищенном положении и начали нести потери. Когда Аль-Мансур спросил своего секретаря, как много гвардейцев остались в живых, Халаф насчитал не более двадцати[9]. Аль-Мансур в конечном счете спешился и вернулся к своей палатке, чтобы укрепить боевой дух командиров. Он приказал развернуть на холме свой шатер, чтобы поддержать воинов. По свидетельству Халафа, вид большого шатра Аль-Мансура вдохновил мусульман и деморализовал христиан. Мусульмане перешли в контрнаступление и обратили армию Санчо в бегство. Аль-Мансур преследовал отступавших христиан около десяти миль[10], многие христианские воины были пленены, другие погибли, в то время как мусульманские потери составили порядка 700 воинов[11]. Христианский лагерь был захвачен и разграблен.

Ибн аль-Хатиб отдельно отметил заслуги Абд аль-Малика, сына Аль-Мансура, подчеркнув, что это не связано с фаворитизмом, а обосновывается исключительно его успешными действиями во главе берберской кавалерии. Также отличился Кайадайр аль-Даммари аль-Абра («Прокаженный»), вождь североафриканского племени Бану Даммари, воины которого состояли в армии мусульман. При Сервере в ближнем бою он одолел одного из графов Гомес и обезглавил его[5]. Ибн аль-Хатиб также похвалил второго сына Аль-Мансура Абд аль-Рахмана, который последовал за своим братом в бой.

Последствия

Карта, отображающая основные кампании Аль-Мансура, указывает, что Бургос был атакован в 1000 году после победы мусульман у Серверы. Однако это ошибочная информация, основанная на неправильном толковании арабского источника.

Несмотря на то, что битва завершилась победой мусульман, христиане преуспели в предотвращении дальнейшего продвижения Аль-Мансура по Кастилии. Гонсало Мартинес Диес предполагает, что если бы христианская армия не сразилась с мусульманами у Серверы, Аль-Мансур беспрепятственно отправился бы опустошать Бургос, как он уже поступал с Барселоной, Памплоной, Леоном и Сантьяго-де-Компостела[12]. На самом деле внимание Аль-Мансура было обращено не на Кастилию, а на Памплону. 4 сентября он занял местечко Kashtila (отождествляется с Каркастильо)[13], на пути из Сарагосы в Памплону. Но, только войдя в королевство, Аль-Мансур решил повернуть назад. Он вернулся в Кордову 7 октября после 109 дней отсутствия, завершив тем самым, вероятно, самый длинный из своих пятидесяти шести военных походов. Кордовская знать, неудовлетворенная проведением экспедиции, обвинила Аль-Мансура в трусости[14]. Поэт Ибн Даррай, участник битвы у Серверы, также был недоволен результатами похода. Его поэма 105 — горькое воспоминание о кампании, в том числе с упоминаниями краткого вторжения в Памплону и сожжения монастыря Санта Крус де ла Серос[15]. Также поэт упоминал и разорение области al-hima min al-rah, отождествляемой с Ла-Риохой, что подтверждает тот факт, кампания Аль-Мансура была направлена в первую очередь против королевства Памплона, где он задержался всего на семнадцать дней[16].

Единственными христианскими источниками, упоминающими битву у Серверы, являются хроники Anales Castellanos Segundos и Anales Toledanos Primeros. Первая упоминает: In era MXXXVIII [año 1000] fuit arrancada de Cervera super conde Sancium Garcia et Garcia Gomez1000 н. э. были разгромлены у Серверы графы Санчо Гарсия и Гарсия Гомес)[17]. Вторая летопись опровергает мусульманские источники, утверждающие, что обезглавленный у Серверы граф Гомес — это именно Гарсия Гомес де Салданья. У Гарсии было три брата — Веласко, Санчо и Муньо — и все они носили графский титул. Скорее всего, у Серверы погиб Веласко Гомес — только он не появляется в хрониках после 1000 года.[12].

Примечания

  1. Дата определена как понедельник за шесть дней до конца месяца Шабан, 390 г.х. (по сведениям Ибн аль-Хатиба, см. Martínez Díez, 567.
  2. Слова Ибн аль-Хатиба, цит. по: Martínez Díez, 566.
  3. Martínez Díez, 568.
  4. См. Martínez Díez, 566-67.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Martínez Díez, 564-67, quoting from Ibn al-Khatib at length.
  6. Здесь имеются в виду, скорее всего, не короли Леона и Памплоны, несколько леонских графов. Король Леона Альфонсо V был несовершеннолетним и находился под опекой сестры Санчо, Эльвиры Гарсия, а предыдущий король Бермудо II умер за несколько месяцев до битвы. Присутствие же Гарсии Санчесу II Наваррского также маловероятно. Martínez Díez (с. 570) признает, что его нахождение в христианской армии могло иметь место, однако Альберто Каньяда Хусте (см. «Un posible interregno en la monarquía pamplonesa (1000—1004)», Primer Congreso General de Historia de Navarra, 3, Comunicaciones. Edad Media, Pamplona, 1988, pp. 15-18) утверждает, что король Наварры в это время тяжело болел или уже был мертв.
  7. В Dikr bilad отмечено, что «бесчисленные христиане» пришли из всех регионов Испании.
  8. Martínez Díez, 568-9.
  9. Халаф также записал, что Аль-Мансур приказал ему охранять его лошадей с седлами, украшенными драгоценностями, чтобы они не попали в руки христиан.
  10. Martínez Díez, 567. Эта цифра взята из Dikr bilad и хроники Ибн Аби-л-Файяда, Ибн аль-Хатиб дает иную формулировку: «несколько parasangas», что, будучи словом персидского происхождения, означает 6400 метров.
  11. Martínez Díez, 567 и 569, цитируется Ибн аль-Хатиб и Dikr bilad.
  12. 12,0 12,1 Martínez Díez, 570.
  13. Эта идентификация была впервые предложена Хосе Мария Лакаррой и была поддержана Мартинес Диесом (см. Martínez Díez, 570-71). Великий французский арабист Эварист Леви-Провансаль первоначально предположил, что Kashtila означало «Кастилия» и указывал на столицу графства — Бургос. Он утверждал, что в течение целого месяца августа Аль-Мансур опустошал Кастилию на пути к Сарагосе, откуда он быстро вернулся в Бургос 4 сентября. Понимая практическую невыполнимость такого маршрута передвижений, Леви-Провансаль впоследствии изменил своё мнение и приравнивая Kashtila с Эстелла. Тем не менее, немецкий учёный Вильгельм Хёнербах расширил первоначальное предложение Леви-Провансаля, предположив, что Аль-Мансур после своего визита в Бургос отправился к Памплоне, а затем вернулся в Кордову.
  14. Martínez Díez, 571.
  15. Martínez Díez, 572.
  16. Данные Махмуда Али Макки, см. Martínez Díez, 572.
  17. Martínez Díez, 569.

Литература

  • Martínez Díez, Gonzalo. 2005. El condado de Castilla, 711—1038: La historia frente a la leyenda. Marcial Pons Historia.