Бийкенская культура

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бийкенская культура
аржано-майэмирское (раннескифское) время
В составе Скифо-сибирский мир
Географический регион Горный Алтай
Датировка IX - VI вв. до н.э.
Тип хозяйства кочевники
Исследователи Кирюшин, Юрий Федорович, Тишкин, Алексей Алексеевич
Преемственность
Пазырыкская культура

Бийкенская культура - археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку, распространённая на территории Горного Алтая в аржано-майэмирское (раннескифское) время.

История изучения

Впервые объекты этой культуры были частично раскопаны в 1930-е годы на территории Северного Алтая, около впадения Каюма в Катунь[1].

Планы строительства Катунской ГЭС привели к масштабным археологическим работам в зоне возможного затопления территории. В результате научного осмысления полученного нового археологического материала, Ю.Ф. Кирюшин и А.А. Тишкин в 1999 г. предложили выделить бийкенскую археологическую культуру[2].

Именно в зоне предпологавшегося строительства Катунской ГЭС, около устья реки Бийке (правый приток Катуни) распологается памятник, давший название культуре. Центром памятника является выделяющаяся гора, у подножия которой зафиксированы петроглифы и чашевидные углубления[3].

Базовыми памятниками культуры являются Бийке, Семисарт-I, Кызык-ТеланьI, Тыткескень-I, Бойтыгень II[3]. Выделяется комплекс Ак-Алаха-II, раскопанный Н.В. Полосьмак на плато Укок[4], обращает на себя внимание крупный курган Кур-Кечу-II[5].

Датировка и периодизация

А.А. Тишкин выделяет следующие этапы бийкенской культуры:

  • Куртский (конец IX - 1-я половина VIII вв. до н.э.)
  • Семисартский (2-я половина VIII - 1 половина VII вв. до н.э.)
  • Бойтыгемский (2-я половина VII - 2-3 четверть VI вв. до н.э.)[6]

Погребальный обряд

Основным отличительным признаком погребений бийкенской культуры является просматривающийся в центре курганной насыпи каменный ящик с останками погребенного человека и сопроводительный инвентарь. Рядом может примыкать конструкция для захоронения лошади с преметами конского снаряжения. По периметру кургана фиксировалось кольцо в виде стенки, выложенной из плит или крепида из крупных камней[7].

Курганные могильники бийкенской культуры часто распологаются на террасах, ограниченных горами и рекой. Курганы в некрополе образуют микроцепочки по два-три объекта. На ряде памятников зафиксированы объекты ритуального характера: поминальники, жертвенники, рядом с ними - вертикально вкопанные камни, следы огня, части зернотерок, кости, немногочисленные объекты керамики[1].

Курганные комплексы совмещали функции некрополя, храма, пункта астрономических наблюдений,рядом распологались петроглифы. Священные пространства бийкенской культуры имели чёткие границы, в которые доступ был ограничен рекой и горами[3].

В состав погребальных конструкций входили каменные стеллы-обелиски, на которых отмечены антропоморфные черты. Завоеватели позже повалили эти стеллы как факт надругательства над обычаями покорённых народов. Также обнаружены вкопанные вертикально в землю плоские камни (балбалы), аналогичные находившимся вблизи жилищ коновязей

Умерший человек и сопровождавшая его лошадь чаще всего ориентированы головой на запад или северо-запад, положение покойного - скорченно, на левом боку.Животное чаще всего распологалось с юго-восточной стороны от погребенного человека[3].

Искусство

Искусство бийкенцев известно по немногочисленным находкам украшений и деталей костюма[3].

Хозяйство

Главную роль в хозяйстве бийкенцев имело коневодство, при этом разводились лошади разных пород. Важную роль играло овцеводство, о чем говорят находки костей этих животных и остатки шерстяных тканей. Имелось какое-то количество крупного рогатого скота. Свидетельств охоты немного, данных о рыболовстве нет. Находки каменных зернотерок говорят о наличии собирательства и переработки растительных ресурсов, либо даже начале земледелия[4].

Исследователи отмечают высокое качество бронзовых изделий, содержащих большое количество олова[4].

Социальная структура

Базовой структурной единицей бийкенского общества была большая патриархальная семейная община. О дифференциации в бийкенском социуме свидетельствуют различия в размере погребальных сооружений, характере сопроводительного инвентаря[4].

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 История Алтая, 2019, с. 186.
  2. Тишкин А.А. Бийкенская археологическая культура // «Terra Scythica»: Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica».. — 2011. — С. 272–290.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 История Алтая, 2019, с. 187.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 История Алтая, 2019, с. 195.
  5. История Алтая, 2019, с. 195-197.
  6. Тишкин А.А. Бийкенская археологическая культура // «Terra Scythica»: Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica».. — 2011. — С. 272–290.
  7. История Алтая, 2019, с. 186, 187.