Библиотека имени Ленина (станция метро)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Библиотека имени Ленина»
Сокольническая линия
Сокольническая линия
Московский метрополитен
 Выявленный объект культурного наследия № 7657409№ 7657409
Герб Москвы Выявленный объект культурного наследия № 7657409№ 7657409
Район Тверской, Арбат
Округ Центральный
Дата открытия 15 мая 1935 года
Проектное название «Библиотека Ленина»
Проекты переименования «Моховая» (1991, 1992)
«Российская библиотека»[1] (2007)
«Библиотечная»[2] (2015)
Тип Односводчатая мелкого заложения
Глубина заложения, м 12
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы А. И. Гонцкевич, С. С. Сулин
Архитекторы вестибюлей С. М. Кравец, А. М. Соколов
Инженеры‑конструкторы Н. М. Комаров
Станцию возвело Шахта № 7-8 Мосметростроя (руководители А. Барышников, В. Кузьмин)
Переходы на станции Moskwa Metro Line 3.svg Арбатская
Moskwa Metro Line 4.svgMoskwa Metro Line 4А.svg Александровский сад
Moskwa Metro Line 9.svg Боровицкая
Выход к улицам Моховая ул., ул. Воздвиженка
Наземный транспорт А: м1, м2, м6, м7, м9, е10, н2, н11
Режим работы 5:30—1:00
Код станции 011, БЛ
Перейти к шаблону «Интерактивная схема Московского метрополитена» Интерактивная схемаi

свернуть схему
Сокольническая линияЗамоскворецкая линияАрбатско-Покровская линияКольцевая линияКалужско-Рижская линияКалужско-Рижская линияТаганско-Краснопресненская линияКалининская линияСолнцевская линияКалининско-Солнцевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияСерпуховско-Тимирязевская линияЛюблинско-Дмитровская линияЛюблинско-Дмитровская линияБутовская линияМосковский монорельсМосковский монорельсМосковское центральное кольцоТроицкая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияБольшая кольцевая линияНекрасовская линияБольшая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Большая кольцевая линия (перспектива)Некрасовская линияФилёвская линияФилёвская линияФилёвская линияБиблиотека имени ЛенинаMoscow metro ring railway map ru sb future.svg
Перейти к шаблону «Сокольническая линия» 
Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-2 Переход на станцию «Ленинградский вокзал» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Пассажирская-Казанская» МЦД-3 Переход на станцию «Москва-Каланчёвская» МЦД-4
Красные Ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный Ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Тропарёво
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Румянцево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Саларьево
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Филатов Луг
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Прокшино
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Ольховая
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Коммунарка

«Библиоте́ка и́мени Ле́нина» — станция Сокольнической линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Охотный Ряд» и «Кропоткинская». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Является одной из станций четырёхстанционного пересадочного узла «Александровский сад — Арбатская — Библиотека имени Ленина — Боровицкая».

Расположена под Моховой улицей, параллельно комплексу зданий РГБ[3].

История и происхождение названия

Станция открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена из 13 станций — «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская».

В 1937 году был построен переход на станцию «Улица Коминтерна»[источник не указан 2998 дней] (сейчас «Александровский сад»). Таким образом, станция является одной из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена. В 1946 году переход был реконструирован. В 1953 году к нему был пристроен аванзал и эскалаторный ход со станции «Арбатская». В 1958 году, с повторным открытием станции «Калининская» («Александровский сад»), были восстановлены переходы на неё. В конце февраля 1965 года был открыт новый переход (проектная пропускная способность — 24 тысячи пассажиров в час) на станции «Александровский сад» и «Арбатская» с построенного мостика в центре зала. В апреле 1965 года сдан в эксплуатацию новый подземный кассовый зал и комплекс подземных переходов, выводящих к кассам Кремлёвского дворца и Александровскому саду[4], старый восточный вестибюль при этом был разобран[источник не указан 2998 дней]. В 1986 году под западным вестибюлем был сооружён общий аванзал с новой станцией «Боровицкая».

В 1991 году предлагалось переименовать станцию в «Моховую»[5].

Станция получила название по расположенной здесь Российской государственной библиотеке (до 1992 года — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина) — крупнейшей библиотеке страны.

Вестибюли и пересадки

Станция входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Пересадка на станции «Арбатская» и «Александровский сад» осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала. Через них же осуществляется выход в совмещённые вестибюли (наземный и подземный) станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина». Через западный аванзал станция соединяется со станцией «Боровицкая», а также с наземным вестибюлем, расположенным рядом со зданием Российской государственной библиотеки. Он также является совмещённым.

Формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».

Техническая характеристика

Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения (глубина заложения — 12 метров). Первая односводчатая станция метро в Москве[6]. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой из монолитного бетона. Посадочный зал перекрыт единым сводом (такая конструкция была впервые применена именно на этой станции). Толщина грунта над сводом всего 2—3,5 метра. Длина станции — 160 метров, горизонтальное сечение станции — 19,8 метра, поперечное — 11,7 метра[7].

Оформление

Путевые стены отделаны жёлтой керамической плиткой и жёлтым мрамором (мраморные пилястры скрывают опоры арок свода). С момента открытия покрытие платформы было асфальтовым, затем заменено на серый гранит. Городская легенда о паркете на платформе в день открытия не подтверждается ни одним документальным источником. Свод оформлен кессонами. Станция освещается круглыми светильниками. В восточном аванзале находится мозаичный портрет В. И. Ленина (художник Г. И. Опрышко, 1964 год), который представляет собой зеркальное повторение акварели художника Н. А. Андреева 1922 года.

В облицовке станции можно увидеть древние окаменелости[8], о которых А. Е. Ферсман писал в книге «Занимательная минералогия»[9]:

… а на лестнице к платформе в красноватом крымском мраморе мы видим окаменелые улитки, ракушки — остатки жизни каких-то древних южных морей, покрывавших много десятков миллионов лет тому назад весь Крым и Кавказ.

Наземный общественный транспорт

На этой станции можно пересесть на следующие маршруты городского пассажирского транспорта[11]:

Станция в цифрах

  • Код станции — 011.
  • В 2002 году пассажиропоток по вестибюлям станции составлял 14 850 человек в сутки[12], пересадочные пассажиропотоки: с «Боровицкой» — 190 тысяч человек, с «Арбатской» — 44 тысяч, с «Александровским садом» — 84 тысяч. Таким образом, в 2002 году станцией пользовалось ежедневно не менее 350 тысяч человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров в 5 часов 30 минут, время закрытия станции в 1 час ночи[13]. Во время репетиций или самого Парада Победы выход со станции в город осуществляется строго по спецпропускам Минобороны РФ, во время прохождения колонн военной техники, уходящей с Красной площади через Моховую улицу и Воздвиженку, также закрыт вход на станцию.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[14]:
По чётным числам Будние
дни
Выходные
дни
По нечётным числам
В сторону станции
«Охотный Ряд»
05:56:00 05:56:00
05:56:00 05:56:00
В сторону станции
«Кропоткинская»
05:42:00 05:42:00
05:42:00 05:42:00

Галерея

См. также

Примечания

  1. Транспортный сервер Москвы (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 ноября 2007. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  2. «Яблоко» изгоняет революцию из метро. Дата обращения: 19 августа 2015. Архивировано 20 августа 2015 года.
  3. KartaMetro.info
  4. Метрострой: сборник технической информации. — 1965. — № 4. — С. 45.
  5. А будет — Остоженка // Вечерняя Москва. — 1991. — № 224. — 13 ноября.
  6. Достижения советского подземного зодчества // Метрострой: сборник технической информации. — 1971. — № 4—5. — С. 38—41.
  7. Библиотека имени Ленина Архивная копия от 6 мая 2012 на Wayback Machine // Сайт «Московское метро».
  8. Палеонтология метро: станция метро Библиотека имени Ленина. Дата обращения: 31 марта 2014. Архивировано 7 мая 2014 года.
  9. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия. — Свердловское книжное издательство, 1954. — С. 48. — 75 000 экз.
  10. Метрострой: сборник технической информации. — 1965. — № 4.
  11. Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве. Портал открытых данных правительства Москвы. Дата обращения: 26 сентября 2020.
  12. Московский метрополитен: Статистические данные пассажиропоток за 2002 Архивная копия от 4 августа 2009 на Wayback Machine // ИСС «МетроРеклама.ру»
  13. Режим работы станций и вестибюлей (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 августа 2014. Архивировано 17 ноября 2011 года.
  14. Расписание поездов. mosmetro.ru. ГУП «Московский метрополитен».

Ссылки