Библиотека всемирной литературы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Библиотека всемирной литературы
БВЛ на полках (тома в порядке возрастания номеров с 1 по 200)БВЛ на полках (тома в порядке возрастания номеров с 1 по 200)
Жанр Художественная литература
Страна  СССР
Язык оригинала Русский
Издательство «Художественная литература» (Москва)
Даты публикации 19671977

«Библиоте́ка всеми́рной литерату́ры» (БВЛ) — 200-томная серия книг, выпущенная издательством «Художественная литература» в СССР в 19671977 годах (первоначально тиражом 300 000, c 1973 года — увеличенным тиражом 303 000 экземпляров), форматом 60×84/16. Распространялась преимущественно по предварительной подписке. В 1979 году вышел 201-й (справочный) том-указатель. Каждый том содержал вступительную статью, примечания и иллюстрации. «БВЛ» фактически наследовала издательству «Всемирная литература», созданному в 1919 году по инициативе Максима Горького и просуществовавшему до 1927 года.

Решение об издании было принято на заседании Госкомпечати 21 декабря 1965 года, предложение было внесено Главной редакцией художественной литературы и Институтом мировой литературы имени А. М. Горького Академии наук СССР. Потребность в бумаге составляла 4 тысячи тонн ежегодно (бумага № 1, фабрика в городе Лигатне Латвийской ССР); тома серии были отпечатаны в Первой Образцовой типографии им. А. А. Жданова и типографии «Красный пролетарий»[1]. «Библиотека» состоит из трёх серий:

С 2003 года издаётся одноимённая книжная серия издательства «Эксмо».

Состав серии

Том 1, лицевая сторона суперобложки

Серия первая

1. Древний Восток

2. Античный мир

3. Средние Века. Возрождение. XVII век

4. XVIII век

Серия вторая: Литература XIX века

Серия третья: Литература XX века

Создатели

В редколлегию серии входило большое число писателей и других представителей творческой интеллигенции союзных и автономных республик. Коллегия была настолько громоздкой, что собрать её удалось всего два или три раза за 10 лет, преимущественно для того, чтобы оправдать само её существование.[2] Фактическую работу вели группа редакторов издательства и рабочая группа ИМЛИ.

от издательства
от ИМЛИ

Художественное оформление

В закрытом конкурсе на художественное оформление серии победил Д. Бисти[3]. Символом БВЛ является крылатый конь Пегас, делающий скачок над земным шаром. Эта эмблема была разработана художником В. Носковым и в модифицированном виде с 1979 года является эмблемой издательства «Художественная литература». Переплёты книг одеты не в обычный для того времени ледерин, а в штапель различных цветов: от ярко-жёлтого до тёмно-коричневого.[1] Общий вес всех томов: 163 кг.

Оценка

Награды

Достоинства

  1. Это издание имеет большую художественную ценность, поскольку использованы как классические иллюстрации Г. Доре, Ж. Гранвиля, Рокуэлла Кента, Кукрыниксов, так и выполненные специально для этих изданий известными советскими графиками — Евгением Ракузиным, Дмитрием Бисти, Борисом Свешниковым и пр. Всего в книгах серии более 3500 иллюстраций[3];
  2. Уникальность по широте охвата материала (представлены 3235 авторов из более чем 80 стран с 26000 произведений[4]) и сочетанию массового тиража (более 60 000 000 экземпляров) с высоким уровнем художественного оформления;
  3. Высокое качество печати книг, профессиональное художественное оформление;
  4. Из двухсот томов отечественной литературе посвящено немногим более 40, что весьма демократично для советского книгоиздательства;
  5. Вступительные статьи к томам и комментарии писали крупные советские писатели и лучшие советские филологи и искусствоведы, многие произведения даны в новых переводах или специально переведены для этого издания, в том числе четыре песни Библии, хеттские и шумерские тексты, «Ивэйн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа, «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, провансальская лирика, многие новеллы эпохи Возрождения, «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Декамерон», «Потерянный рай» и «Возвращённый рай» Мильтона, «Рамаяна».[5]

Недостатки

  1. «Европоцентризм» в представлении литературной карты мира: большинство томов серии представлены произведениями либо европейской литературы, либо литературы не европейской, но написанной на европейских языках и тесно связанной с европейской литературной традицией (американская литература, испаноязычная литература Латинской Америки и др.). В то время, как многие значительные писатели или произведения европейского Средневековья, Возрождения, XVII и XVIII вв. представлены в серии отдельными томами (Чосер, Данте, Боккаччо, Шекспир, Рабле, Сервантес, Мильтон, Мольер, Свифт, Дефо, Филдинг, Вольтер, Дидро, Руссо, Шиллер, Гёте и др.) или регионально-тематическими антологиями (изборник, средневековый роман и повесть, поэзия трубадуров, вагантов и минезингеров, поэзия Возрождения, новелла Возрождения, утопический роман, плутовской роман, испанский театр, театр французского классицизма и т. п.), литература Индии, Китая, Кореи, Японии, Вьетнама за этот же хронологический период представлена более скудно — тремя компилятивными томами (проза, поэзия, драма). Так, одно из выдающихся произведений японской литературы — «Повесть о Гэндзи» — представлена всего лишь четырьмя главами, а четыре китайских классических романа — «Троецарствие», «Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Речные заводи» — не представлены даже фрагментарно.
  2. Произведения издавались после цензорского отбора, обусловленного идеологией. Это стало причиной того, что ряд литературных памятников представлен фрагментарно либо в сокращённом виде («Сатирикон» Петрония, «Женщина, несравненная в любовной страсти» Сайкаку). При отборе авторов XX века заметен перевес идеологии над художественными качествами произведений: заметны симпатии по отношению к носителям «прогрессивных» (социалистических) взглядов или симпатизирующим советской власти (Драйзер, Уэллс, Роллан и др.) и игнорирование авторов, осуждавших политику СССР и не поддерживающих идеологию социализма и коммунизма. Едва не были исключены тома Лакснесса и Арагона, как раз в то время выступивших против советского вторжения в Чехословакию, а также Стейнбека, сын которого воевал во Вьетнаме[4]. Результатом идеологического отбора стало отсутствие произведений ряда выдающихся писателей и поэтов XX века, в том числе Ф. Кафки, Э. М. Ремарка, Дж. Джойса, М. Пруста, Ф. С. Фицджеральда, С. Моэма, А. де Сент-Экзюпери, В. Набокова, лауреатов Нобелевской премии по литературе Г. Гауптмана, К. Гамсуна, Ю. О’Нила, Г. Гессе, Ж.-П. Сартра, Г. Бёлля, У. Голдинга, А. Камю и многих других.
  3. Для изготовления суперобложек была выбрана слишком тонкая бумага, что привело к их быстрому износу. В результате, у многих книги хранятся без суперобложек, а сохранившиеся суперобложки имеют довольно ветхий вид. В настоящее время полный комплект томов БВЛ в хорошо сохранившихся суперобложках считается библиографической редкостью.

Литература

  • А. Пузиков. Будни и праздники. Из записок главного редактора. — М.: Художественная литература, 1994. — ISBN 5-280-02866-5.
  1. 1,0 1,1 Пузиков, 1994, Глава шестая. Библиотека всемирной литературы, с. 76.
  2. Пузиков, 1994, Глава шестая. Библиотека всемирной литературы, с. 78.
  3. 3,0 3,1 Пузиков, 1994, Глава шестая. Библиотека всемирной литературы, с. 77.
  4. 4,0 4,1 Пузиков, 1994, Глава шестая. Библиотека всемирной литературы, с. 85.
  5. Пузиков, 1994, Глава шестая. Библиотека всемирной литературы, с. 81-82.

См. также

Ссылки