Бибер, Генрих Игнац Франц фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Генрих Игнац Франц фон Бибер

Генрих Игнац Франц фон Бибер (нем. Heinrich Ignaz Franz von Biber, 12 августа 1644, Страж под Ралскем (чеш. Stráž pod Ralskem), бывш. Вартенберг (нем. Wartenberg), ныне Чехия — 3 мая 1704, Зальцбург) — австрийский композитор и скрипач. Чех по происхождению, Бибер работал в Моравии (Кромержиж) и в Австрии (Зальцбург).

Биография

С большой вероятностью, учился у И.Г. Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Один из самых виртуозных скрипачей своего времени, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п. Бибер выступал в Вене при императорском дворе, в 1690 году указом императора возведён в дворянское достоинство.

Творчество

Бибер наиболее известен как автор программного цикла «Розарий» (Rosenkranzsonaten[1]; ок.1676), состоящего из 15 небольших скрипичных сонат и Пассакалии. Основу цикла составляют 15 евангельских событий. Техническая особенность цикла — использование скрипичной скордатуры.

Рождественский цикл
1-я соната — Благовещение (ре минор; без скордатуры)
2-я соната — Встреча Марии с Елизаветой (ля мажор; строй ля-ми-ля-ми)
3 — Рождество Христово (си минор; си-фа#-си-ре)
4 — Сретение (ре минор; ля-ре-ля-ре)
5 — 12-летний Иисус в храме (Auffindung im Tempel; ля мажор; ля-ми-ля-до#)

Страстной цикл
6 — Моление о чаше (до минор; ля бемоль—ми бемоль-соль-ре)
7 — Бичевание (фа мажор; до-фа-ля-до)
8 — Венчание терновым венцом (до мажор; ре-фа-си бемоль-ре)
9 — Несение Креста (ля минор; до-ми-ля-ми)
10 — Распятие (строй соль-ре-ля-ре)

Славный цикл
11 — Воскресение (строй соль-ре-соль-ре)
12 — Вознесение (до мажор; до-ми-соль-до)
13 — Сошествие Святого Духа (ре минор; ля-ми-до#-ми)
14 — Вознесение Девы Марии (ре мажор; ля-ми-ля-ре)
15 — Коронация Марии на небесах (до мажор; соль-до-соль-ре)

Завершает цикл сонат Пассакалия «Ангел-хранитель» (соль минор; без скордатуры).

Перу Бибера также принадлежат несколько сборников светских сонат, где проявило себя его тонкое чувство юмора. Например, в скрипичной сонате (фактически сюите) «Sonata representativa» (1669) части названы «Кукушка», «Лягушка», «Курица и петух», «Кошка», «Марш мушкетёров» и т. п. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за «рабочей» поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, как в «Битве» (Battalia)[2], другой широко известной инструментальной сюите Бибера[3]. Скрипичные партии в некоторых его сочинениях отличаются технической сложностью и требуют высокого профессионализма исполнителя.

Бибер — автор 10 месс, в том числе грандиозной 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась Орацио Беневоли (или Андреасу Хоферу)[4][5], и двух заупокойных (f-moll и A-dur; более известен реквием A-dur). Среди прочей духовной музыки — мотеты (Salve Regina, Nisi Dominus, Stabat mater и др.), вечерни и литании.

Из опер Бибера (всего известно о трёх) сохранилось лишь одна — «Arminio, ossia Chi la dura la vince»[6].

Литература

  • Chafe E.T. The church music of Heinrich Biber. Ann Arbor: UMI Research Press, 1987 (включает каталог всех сохранившихся сочинений Бибера)

Примечания

  1. Известны также под заголовком Сонаты-мистерии (Mysterien-Sonaten).
  2. Полное оригинальное название — Battalia. Das liederliche Schwirmen der Musquetirer, Mars, die Schlacht, und Lamento der verwundten, mit Arien, imitirt, und Baccho dedicirt.
  3. Сюита состоит из 8 частей: (1) Presto I; (2) Die liederliche gselschaft von allerley Humor. Allegro; (3) Presto II; (4) Der Mars; (5) Presto III; (6) Aria; (7) Die Schlacht; (8) Lamento. Adagio.
  4. http://www.bluntinstrument.org.uk/biber/promTalk-2004-08-10.htm Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine Biber: Missa Bruxellensis
  5. http://www.clasmusic.ru/index.php/Oracio-Benevoli.html Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Биографическая справка об Орацио Беневоли на сайте clasmusic.ru
  6. Dann E., Senhal J. Biber // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L., N.Y., 2001.

Ссылки